Г.А. Зюганов – Президенту Д.А. Медведеву: Проблемы российского учительства нарастают
Перед сентябрьской встречей руководителей парламентских политических партий с Президентом РФ Дмитрием Медведевым члены Комитета по образованию Государственной Думы от КПРФ Иван Мельников и Олег Смолин подробно доложили ситуацию с российским учительством Председателю ЦК КПРФ, руководителю фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадию Зюганову. На основании всестороннего анализа этой информации лидер КПРФ подготовил на имя Президента России специальное письмо, которое передал Дмитрию Медведеву на состоявшейся в сентябре встрече.
В день профессионального праздника всех учителей – День Учителя - мы знакомим с его содержанием.
Президенту
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Когда 2010-й год был объявлен Вами Годом учителя, фракция КПРФ приветствовала это решение. Однако реальные действия Правительства Российской Федерации, а в особенности Министерства образования и науки РФ и Министерства финансов РФ, привели к дискредитации этой идеи.
1. В федеральном бюджете на 2010 год в очередной раз не предусмотрены целевые средства на повышение заработной платы интеллигенции вообще и работников образования в частности. В сочетании с дотационностью большинства регионов, переходом на подушевое финансирование учебных заведений и так называемые новые системы оплаты труда это даёт следующие негативные результаты:
- крайние диспропорции в оплате педагогического труда. Зарплата учителей колеблется от более чем 35 тысяч рублей в Москве до 5-7 тысяч во многих субъектах РФ. На наш взгляд, это нарушает статью 114 Конституции Российской Федерации, которая прямо обязывает Правительство обеспечивать «проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии». Право человека на образование, которое во многом определяется статусом педагога и оплатой его труда, не может и не должно зависеть от того, в бедном или богатом регионе страны ему довелось родиться;
- в большинстве регионов отставание роста номинальной заработной платы от роста цен на товары первой необходимости. По данным Росстата, в первом квартале 2010 года средняя зарплата в образовании по отношению к средней зарплате в производственных отраслях составляла 64%. Для сравнения: в США средняя зарплата в сфере образования составляет 129% от её среднего уровня по стране;
- во многих регионах – снижение номинальной заработной платы, что отмечено в Постановлении V Пленума ЦК профсоюза работников народного образования и науки. Заявления Министра образования и науки РФ, а также многих региональных руководителей о росте заработной платы в образовании вызывают крайнее удивление у педагогов большинства регионов страны (копии расчётов заработной платы работников Красноярского детского сада Любинского МО Омской области, полученные в письме на имя депутата ГД О. Смолина, прилагаются. Из них следует, что эта заработная плата без налогов составляет от 3800 до 5500 рублей);
- фактическая ликвидация установленной национальным проектом «Образование» выплаты за классное руководство под предлогом её учёта в размере заработной платы, рассчитанном по «новой» системе;
- резкое сокращение стимулирующей части фонда заработной платы. Вместо обещанного стимулирования квалифицированного труда это приводит к «уравниловке» в зарплате педагогов и вспомогательного персонала. Получая практически одинаковую заработную плату с техническими работниками, учителя и воспитатели детских садов задают вопрос: стоило ли так долго учиться?;
- значительный, а нередко – кратный рост уровня зарплаты руководителей и, соответственно, усиление их зависимости от органов управления образованием;
- радикальное усиление зависимости уровня оплаты труда конкретного педагога от личной воли руководителя учреждения и, тем самым, свёртывание самоуправления и нарастание бюрократизации. Поскольку же абсолютное большинство руководителей либо стали членами правящей партии, либо находятся под её воздействием, система образования превращается в «приводной ремень» партийной политики и используется в политических целях;
- в итоге – дальнейшее снижение качества образования и рост социальной напряжённости в образовательном сообществе.
2. В Государственной Думе рассматривается законопроект группы депутатов, предусматривающий сокращение действующей системы коммунальных льгот (льгот по оплате жилья и коммунальных услуг) для сельских педагогов и передачу ответственности за финансирование этих льгот в регионы. Законопроект вызвал поток писем протеста педагогов, профсоюзов и иных общественных объединений. Напомню: коммунальные льготы для сельских педагогов существовали в досоветский и советский периоды. Их сокращение понизило бы и без того нищенские доходы педагогических работников на селе.
3. В федеральном бюджете на 2010 год средства, выделенные для поддержки лучших учителей России, в Год учителя сокращены в пять раз.
4. Крайнюю тревогу в стране вызвал Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно опросу Левада-центра, большинство населения России (54%) полагают, что с принятием закона качество бесплатного образования, медицины и культуры ухудшится. Противоположного мнения придерживаются лишь 7%.
5. Бурю возмущения в образовательном сообществе вызвало предложение Министра образования и науки А. Фурсенко уволить в Российской Федерации около 200 тысяч учителей, сделанное в Год учителя и в канун Дня учителя (газета «Ведомости» от 7 сентября 2010 г.). Едва ли не самый популярный вопрос, который обсуждается в Интернете и в письмах, приходящих во фракцию, звучит так: если министру не нужны «лишние» учителя, то нужен ли учителям такой министр?
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в целях разрешения нарастающих проблем российского учительства убедительно прошу Вас:
1. Дать следующие поручения Правительству Российской Федерации:
- установить минимальный федеральный норматив финансирования образовательных учреждений различных типов и видов в расчёте на одного обучающегося. При этом регионам должно быть предоставлено право повышать данный норматив без финансовых санкций со стороны федерального центра, но запрещено его понижать;
- утвердить на федеральном уровне базовые оклады педагогическим работникам, также не подлежащие снижению;
- предусмотреть дополнительные средства в федеральном бюджете на 2011 год для тех регионов, финансовая база которых не позволяет установить федеральные нормативы финансирования образования и базовые оклады педагогических работников;
- в связи с ростом цен на товары первой необходимости, а также наличием дополнительных доходов бюджета, проиндексировать с 1 октября 2010 года заработную плату педагогических работников на 25% из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50.
2. Рассмотреть вопрос о служебном соответствии Министра образования и науки А. Фурсенко занимаемой должности.
Руководитель фракции Г.А. Зюганов