Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутаты-коммунисты: Мы теряем два важнейших завоевания советской системы образования – доступность и качество

И.И. Мельников, Ю.В. Афонин, О.Н. Смолин выступили в прямом эфире программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы в Туле».

«Эхо Москвы в Туле»
2010-09-07 19:47

 

-  Перед тем как мы начнем разговор с нашим гостем студии лидером тульских коммунистов, депутатом Государственной Думы Юрием Афониным, хотелось бы задать вопрос еще одному нашему гостю, который сейчас находиться на связи, Ивану Ивановичу Мельникову, профессору МГУ, доктору педагогических наук и заместителю Председателя Государственной Думы РФ от фракции КПРФ.

Сегодня 1 сентября, праздник и наверно первое, что хочется сделать - это поздравить всех с Днем знаний!

-  Я присоединяюсь к этим поздравлениям. Безусловно, это праздник для всех родителей,  детей, молодежи, и я поздравляю всех и желаю успехов!

 

-  Фракция КПРФ заняла жесткую позицию по закону, о котором мы сегодня будем говорить. На ваш взгляд, после реформы образования, которую сейчас затеяли у нас «на самом верху», что останется от советской системы образования, которая по признанию всего мира была лучшей?

-  Прежде, чем ответить на ваш вопрос, я два слова скажу нашим радиослушателям по сути этого закона. Считаю, главное, что произошло в законодательном поле, что запомниться всем гражданам, - это принятый Единой Россией закон, который меняет правовое положение бюджетных учреждений. Мы об этом законе бьем тревогу с самого начала года. Фактически закон превращает некоммерческие бюджетные организации в коммерческие. Бюджетные учреждения становятся коммерческими, там стимулируется рост платных услуг, это и в здравоохранении, в образовании, в культуре. Как следствие, работники бюджетного сектора начнут массово терять работу, т.к. закон предусматривает реструктуризацию, ликвидацию бюджетных учреждений. К моему большому сожалению, должен заметить, что угроза висит и над ТГПУ им Толстого. Если реформа пойдет так, как она задумана, мы в целом потеряем педагогическое образование, в том числе и ТГПУ.

Теперь отвечаю на ваш вопрос. Если раньше, начиная с советского времени, сквозь сложнейшие 90е годы и до последних лет, бюджетные учреждения в большей или меньшей степени несли функцию обеспечения социальных гарантий государства, т.е. функцию обеспечения население преимущественно бесплатными услугами, то теперь они будут заточены под другую задачу, задачу зарабатывать средства. Это признают все и даже те комитеты Государственной Думы, которыми руководят представители Единой России. Это приведет к тому, что мы стремительно теряем два важнейших завоевания советской системы образования – это доступность и качество. Доступность начали терять уже давно, у нас больше половины студентов вузов обучаются платно. Менее стремительно мы теряем качество, но и в этом вопросе проблем становится все больше и больше, а подобного рода реформы только усугубляют эту проблему. Кстати, коснется это не только вузов, но школу. Уже коснулось. Была попытка летом закрытия школ, что вызвало волну забастовок в ряде регионов. В некоторых школах уже сокращается число предметов, которые будут преподаваться бесплатно, т.е. сокращается базовый набор предметов.

 

-  Спасибо И.И. Мельникову. Возвращаемся в студию и вопрос к вам, Юрий Вячеславович. Что же все-таки это за закон и каковы его основные изменения, которые грядут?

-  Действительно, даже название этого закона (Совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений) – на мой взгляд, достаточно размытая формулировка. Когда закон только готовился в Правительстве, во фракции Единой России, наши специалисты: И.И. Мельников, О.Н. Смолин, Ж. Алферов били тревогу.

Стало понятно, что происходит коммерциализация системы образования, культуры,  здравоохранения.

 

-  Замечу, что закон этот был принят в мае, когда учебный год уже закончился, учителя ушли в отпуск, родители с детьми разъехались, и эта история с волной возмущения она как бы немножко была отодвинута. Достаточно странно?!

-  Должен сказать, что за время работы в Государственной Думе, я уже успел заметить, что очень многие важные законы, как правило, вкидываются на конец парламентской сессии.

Что предлагается этим законом, который был принят партией Единая Россия, несмотря на протест, организованный нашими союзниками по всей стране?  Большинство бюджетных организаций к 1 января 2011 должны поменять свой правовой статус. Таких учреждений на федеральном уровне более 25 тысяч, на региональном – более 300. Предлагается два варианта: или стать новыми бюджетными, как в законе сказано, организациями, которые будут получать из бюджета не значительную субсидию на содержание имущества и финансирование госзаказа, а то, что касается возможности заработать средства, то формировать их будут через систему казначейства; второй вариант – это остаться казенными учреждениями, т.е. находиться на полном государственном содержании, все доходы будут переходить в бюджет. Сейчас мы слышим разные мнения, разные отклики, но если мы учреждения науки культуры, здравоохранения фактически делаем коммерческим предприятием, то основная задача для них – это получение прибыли.

 

-  Звонок. «Меня зовут Павел, я военнослужащий, готовлюсь к увольнению. Рассматривается ли сейчас в начальной школе создание системы образования начальной военной подготовки? Это могло бы обеспечить некоторую занятость людей, которые знают в этой области достаточно, и подготовить молодежь к службе».

-  Мы еще в начале 90-х резко выступали против ликвидации системы начальной военной подготовки в школах. Тогда нам говорили, что России не с кем воевать, у ельцинской России нет стратегических врагов, есть только партнеры, лучший друг - США и т.д. Постепенно, особенно конфликт, который случился в Южной Осетии, показал, что у России очень много врагов. Поэтому, с точки зрения целесообразности подготовки школьников, юношей для службы в армии, система введения начальной военной  подготовки является ключевой. Наша сегодняшняя молодежь не готова ни физически, ни морально к службе в армии. Мы сделаем все возможное, что бы этот предмет вводился в школах, но многое будет зависеть и от Президента, и от Правительства.

 

-  Возвращаемся к нашей теме. У нас по закону, который был принят в мае, все школы делятся на 3 категории: казенные, бюджетные и автономные.

-  Вся система образования «по Фурсенко» будет состоять из элитных школ и школ для бедных. Хотел бы отметить, что коммерциализация будет продолжаться. Казенные учреждения будут находиться на минимальном уровне финансирования, потому что вы знаете какие у нас проблемы с бюджетом. Лучшие специалисты в большинстве будут работать в  элитных школах, фактически создается сословная система образования в РФ, нарушается Конституция РФ. Мы получаем платное образование, мы получаем сокращение школ. Где в первую очередь закрываются школы? Конечно на селе. И это трагедия. Школа на селе носит еще и культурное назначение, если на селе нет школы, нет клуба, село вымирает - там нет детей, нет будущего поколения. В Тульской области за последние 2 года было закрыто 27 малокомплектных школ, в некоторых регионах – сотни школ, и этот процесс идет по всей стране. Процесс этот не остановить, потому что такова реформа системы образования. Я рад, что многие учителя, преподаватели вузов, профессорский состав и самое главное старшеклассники и студенты стали понимать губительность этой реформы. Когда мы два года назад проводили митинги против ЕГЭ, и сейчас идет подготовка к сентябрьской акции протеста против этого закона, интересно, что приходили школьники с плакатами, они через социальные сети узнают об этой акции и протестуют. Молодое поколение видит, какое разрушение системы образования несут им действия властей.

 

-  Вы сказали, что собираетесь проводить митинг против этого закона. Не поздновато ли, ведь закон был принят в мае? И что сейчас вообще можно сделать для того, чтобы что-то изменить в этом законе?

-  Это не просто митинг, это организованная акция протеста по всей стране. Нас часто критиковали, говоря, что наши акции ничего не решают. Мы выступали против принятия Лесного кодекса, прошло время, и кодекс показал свою не дееспособность, тоже произошло и с монетизацией льгот, и потом власть признавала, что пошла ошибочным путем. С 1 января 2011 года вступает в силу закон, который мы сейчас с вами обсуждаем. Он будет носить не только губительный характер для системы бюджетных учреждений, но и вызовет колоссальную социальную волну возмущения. Основная задача наших акций протеста – это не допустить в той форме, которой он принят, вступление его в силу.

 

-  А есть у вас какие-то вопросы, которые уже сейчас можно было бы поднять на законодательном уровне?

-  Концепция этого закона противоречит системе, которая уже сложилась. Она фактически ломает всю систему советской школы и вводит новую, похожую на западную, но только в худшем варианте. Мы считаем, что необходимо оставить старую систему, можно ее модернизировать. Как я уже ни раз повторял, нельзя проводить коммерциализацию народного образования, здравоохранения, культуры.

 

-  У нас на связи Олег Николаевич Смолин, депутат Государственной Думы, заместитель Председателя Комитета по образованию  Государственной Думы, член фракции КПРФ.

Закон принят,  закон очень сложный. Вы, как представитель профильного комитета, изучали этот закон, на ваш взгляд, каковы его последствия?

-  Последствия, на мой взгляд, достаточно очевидны, и заключаются в следующем:

1) даже представители правящей партии, в заключениях профильных комитетов, признают, что закон фактически превращает некоммерческие организации в коммерческие. Разница всем понятна. Для некоммерческих – главным являются социальные блага, а для коммерческих – зарабатывание денег;

2) люди, которых заставляют зарабатывать деньги, должны будут сворачивать систему бюджетного образования, медицины и культуры, и расширять систему платных услуг;

3) большинство людей понимают, что качество платных услуг в России не поднимется, а качество бюджетного образования, медицины и культуры еще больше упадет;

4) т.к. принимать решения о продаже имущества будут сами чиновники, это приведет к еще большей коррупции;

5) с помощью этого закона можно легко закрывать школы, больницы, учреждения культуры, что приведет к резкому сокращению всех этих учреждений, и, как следствие, к массовым увольнениям сотрудников бюджетной сферы.

 

-  Сам закон подразумевает и подзаконные акты. Готова ли наша система образования к тому, чтобы внедрять этот закон, и что произойдет с 1 января, когда он вступит в силу, в российских школах?

-  Произойдет ускорение тенденции, которая проявляется уже сейчас. В тех регионах, в которых вводят по душевое финансирование, государственные задания и новые системы оплаты труда, там, где региональный бюджет богат, а таких меньшинство, там может что-то и получится, а в тех, где нет денег, этот закон приведет к последствиям, о которых я уже говорил. Наша школа, на удивление, слабо пока сопротивляется действию этого закона и предшествующих ему подзаконных актов, но я думаю, что сопротивление будет нарастать.

 

-  На законодательном уровне можно что-то изменить, ввести поправки и т.п.?

- Мы конечно же будем делать все, что возможно, и публичные слушания будут. Поправки к закону мы уже вносили, но их провалили фракции Единая Россия и ЛДПР. Мы внесем закон об отсрочке введения в действие этого закона, либо его отмене. Но очень многое будет зависеть и от нашей общественности. Когда общественность выступает единым фронтом, власть ее слышит. Я призываю всех наших коллег, родителей, педагогов и тех, кто заботится о будущем нашей страны, высказать свое мнение в жесткой форме на сайт Президента, Правительства и Государственной Думы и поддержать наше требование отменить этот закон.

 

-  Звонок. «Вопрос о зарплате педагогов. Моя дочь с отличием закончила ТГПУ, о котором и Ю.В. Афонин говорил и И.И. Мельников, уважаемый ВУЗ, а зарплату получала 2700 рублей, что меньше минимума, сейчас добавили до 4-х тысяч рублей. А вчера я прочитал о зарплатах учителей в других странах: в США - 3т. долларов в месяц, в Швеции - 3т. евро, в Южной Корее учителя получают в 38 раз больше чем в России. Что делает наше Правительство, будет ли что-то меняться?»

-  Тема очень важная, и мы не можем ее не обсудить. Я сам заканчивал Тульский государственный педагогический университет им. Толстого, и для меня вопрос трудоустройства и вопрос зарплаты учителей очень важен. Действительно уровень зарплат учителей, особенно молодых учителей минимален. Такой политикой, мы отбиваем желание у молодых специалистов идти работать в школы. Но еще меня удивляет, что многие учителя, которые сейчас работают в школах и являются членами избирательных комиссий, принимают непосредственное участие в осуществляемых властями махинациях, забывая, что в отличие от Советского Союза (когда профессии учителя и врача были одними из самых уважаемых), сейчас уровень жизни многих из них находится на грани бедности.  Вот это и удивительно! 

   Я очень надеюсь, что мы сможем довести до общественности суть этого закона, и все вместе  плечом к плечу встанем на защиту своих прав и не позволим окончательно разрушить систему бесплатного образования и бесплатной медицины.

Наши депутаты очень много работают в регионах, доводя информацию до населения, у нас есть свой сайт – сайт КПРФ, есть много сайтов свободных информационных агентств, есть оппозиционные газеты, наша газета «Тульская Правда» - из этих источников население может получать правдивую и честную информацию.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.