Конфликт олигархов «Норникеля» разгорается
После очередного собрания акционеров «Норникеля» с новой силой вспыхнул конфликт Дерипаски и Потанина, передает Би-би-си.
Власти заинтересованы в том, чтобы не произошла эскалация конфликта, чтобы предприятие не остановилось, чтобы не была блокирована деятельность и чтобы люди не вышли с транспарантами на улицы, - считает Андрей Храмов, ведущий юрист компании "Налоговик". И у властей есть множество способов вмешаться в конфликт. Первый, который власти сразу отвергли, - это покупка доли в ГМК. Сами акционеры не намерены продавать свои пакеты акций ни друг другу, ни государству. Хотя когда конфликт стал набирать обороты, генеральный директор "Норникеля" Владимир Стржалковский заявлял, что акционеры готовы выкупить долю "Русала".
Государство не будет делать компанию полугосударственной и выкупать 25% акций, счиатет Олег Петропавловский из БКС. "Придется потратить порядка 8 млрд бюджетных средств, что недопустимо при дефиците бюджета в России", - говорит эксперт.
"Самый популярный для любого государства способ - это слив компромата на какого-либо участника этой корпоративной войны, чтобы заставить его сесть за стол переговоров", - рассказывает Андрей Храмов. По мнению, эксперта, именно этот способ выберет Кремль, если стороны полюбовно не договорятся.
Другим способом может стать манипуляция собственностью, принадлежащей одной из сторон. Вопрос в том, на чьей стороне может оказатьcя государство, говорит Артем Бахтигозин, аналитик "Арбат Капитала", потому что у государства есть рычаги давления на каждого из акционеров.
"С одной стороны, на Дерипаску в первую очередь, потому что государственные банки помогают ему справиться с его кредитами, - рассуждает эксперт. - Но и у Потанина есть кредит в государственном ВТБ".
Cамым неприятным способом государственного вмешательства может стать национализация предприятия.
А единственным мирным способом для решения конфликта может стать приглашение третьей стороны. "Этой третьей стороной может стать "Металлоинвест" Алишера Усманова, который может стать своеобразным третейским судьей, - говорит Петропавловский. - Но в этом случае у "Металлоинвеста" должно быть как минимум равное количество представителей в совете директоров". Сейчас Усманову принадлежит всего около 5% ГМК.
28 июня по итогам очередного собрания акционеров "Русал" Олега Дерипаски получил три места в совете директоров, а "Интеррос" Владимира Потанина - четыре. Плюс пост независимого директора получил именно кандидат от "Интерроса".
Дерипаска обвинил Потанина в подтасовке результатов голосования, потребовал переизбрания совета директоров, а также смены генерального директора "Норникеля" - Владимира Стржалковского.
Дмитрий Медведев ограничился тем, что поручил разобраться в споре Генпрокуратуре. А вскоре Олег Дерипаска, не получив поддержки от российских властей, обратился в Лондонский международный арбитражный суд, требуя восстановить баланс в совете директоров.