«Независимая газета»: Слово «советский» вызывает у россиян ностальгию
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел в начале этого года опрос россиян с целью выяснить, какие ассоциации вызывают у россиян понятия «советский» и «антисоветский», сообщает «Независимая газета».
Опрос продемонстрировал, что слово «советский» заставляет россиян испытывать в первую очередь чувство ностальгии (31%), пишет газета. Что касается слова «антисоветский», то оно главным образом вызывает у наших сограждан осуждение (23%) и безразличие (22%). При упоминании слова «советский» респонденты значительно чаще по сравнению с его антонимом испытывают гордость (18% против 1%) и одобрение (17% против 2%). Одновременно слово «антисоветский» в большей степени, нежели «советский», вызывает у россиян чувство разочарования (13% против 6%), ненависти (11% против 1%), стыда (8% против 2%) и страха (6% против 2%). Молодежь склонна испытывать безразличие как к слову «советский», так и к его антониму (26% и 28% соответственно). Что касается респондентов пожилого возраста, то у них слово «советский» вызывает в первую очередь ностальгию (41%), одобрение (23%) и гордость (22%), а «антисоветский» – осуждение (32%) и ненависть (19%).
Слово «советский» вызывает у россиян главным образом хорошие и светлые воспоминания (14%), а также ассоциируется с порядком и уверенностью в завтрашнем дне (11%), говорится далее в обзоре. Для 9% данное понятие связано с великой державой, для 8% – с СССР, по 7% вспоминают об идеологии и пропаганде коммунизма, детстве и юности, 6% испытывают ностальгию. Среди прочих ассоциаций – бесплатная медицина, образование и т.д., дружба народов (по 4%), застой, дефицит и очереди, но одновременно человечность и доброта (по 3%) и др. У пожилых слово «советский» вызывает главным образом хорошие воспоминания (21%) и ассоциируется с порядком (14%), великой страной (12%) и напоминает о юности (10%). Что касается молодежи, то в этой группе все «советское» связано в первую очередь с СССР (10%).
Из приведенных данных видно, что большинство участников опроса положительно относится к советскому прошлому, что люди гордятся им. Двадцатилетнее бесчинство грязной антисоветской и антикоммунистической пропаганды не подорвали веры в советские идеалы, высокой оценки в народе исторических достижений социалистического общества, добрых чувств к нему.
В то же время информация, предложенная прорежимным центром общественного мнения, вызывает много вопросов. Что же это за исследование, которое показало, что слово «советский» вызывает ассоциации с «застоем, дефицитом и очередями», но одновременно с «человечностью и добротой», и все по 3%? И что только у 4% возникли ассоциации с «бесплатной медициной, образованием и т.д.» Как же господа опрашиватели формулировали свои вопросы? И почему среди них, скажем, не оказалось вопроса об отношении к Победе в Великой Отечественной войне – ключевому событию советской истории? И почему ответы почти на все вопросы давали по 5-10% участников опроса, а что же остальные?
Обратим внимание, что результаты опроса, проведенного в начале года, опубликованы только в июле. Потребовалось немало времени, чтобы подготовить убедительные комментарии, охаивающие советское прошлое. И снабдить материалы опроса статьей «Хамство заменить на дружбу». Но получилось не очень здорово.
Газета печатает мнение писателя Михаила Веллера, который утверждает, что в россиянах осталось довольно много негативных качеств, которые ассоциируются с советским прошлым. «Во-первых, это замечательное классическое хамство значительной части не только низовых чиновников, но и любых низовых должностных лиц, ребят, которые сейчас называются гордым словом «секьюрити». Проще говоря, это вахтеры, которые обрели классические черты советских вахтеров-держиморд, облеченных властью. Это относится и ко многим другим должностным лицам. Второе – недоверие к власти. Власть существует отдельно, а мы существуем отдельно, и все то, что она говорит, нужно делить на 128 и брать с другим знаком». Писатель справедливо негодует на хамство современных чинуш, но откуда здесь «советские вахтеры-держиморды»? В поисках подходящего художественного образа писатель явно запутался в сравнениях.
А обозревателю «Новой газеты» Алле Боссарт пришли в голову другие мысли. Она пишет, что у людей осталась не столько тоска по советскости, сколько по некоторым ее проявлениям, которые были раньше. И вспоминаются именно эти вещи. «Как хорошо было бы сесть в садике, в беседке, и выпить бутылку портвейна, например. Или эти кухни московские, питерские... Те же диссиденты, которых сейчас нет, а тогда в этом был особый драйв, особый кайф, чтобы прочитать за ночь книгу и наутро отдать ее хозяину».
И садик, и бутылочка относятся, конечно, к приятным воспоминаниям. Но главное, из советского прошлого Боссарт предлагает взять в настоящее неуловимую общность, дружбу между людьми. «Меня удручает жизнь современной мне молодежи, которую я наблюдаю на примере детей моих друзей, моей собственной дочери. Меня удручает излишняя деловитость, полезность, утилитарность», – говорит она.
Будем надеяться, что когда «Независимая газета» вновь захочет обратиться к воспоминаниям о советском прошлом, она найдет немало интересных комментаторов. Людей, которые напомнят читателям о десятилетиях социализма, счастливо озаривших историю великой страны.
Слово «антисоветский» имеет для россиян негативную коннотацию: у 16% возникают отрицательные воспоминания, у 10% это слово ассоциируется с предательством, у 7% – с анархией и нестабильностью. Среди прочих ассоциаций – враги народа, диссиденты (5%), война против фашизма (4%), западный мир, безразличие к людям, подполье (по 2%). Слово «антисоветский» вызывает неприятные воспоминания главным образом у респондентов старше 45 лет (20–21%).
В мае портал «Гайдпарк» провел свой опрос и спросил интернет-пользователей, хотели бы они жить при советской власти сегодня. При этом было сделано некое уточнение «советской власти, какой мы ее помним, знаем из фильмов и кинохроник, художественный литературы и документов». Гражданином СССР 2010 года захотели стать 68% опрошенных (3750 человек), нет сказали 30% – 1642 человека, «уж лучше как сейчас» – ответили всего 2% (94 опрошенных), равнодушных не нашлось.
|
Советский народ, советская страна – все это, с одной стороны, недавняя реальность, а с другой – строчки из учебника истории. Футболки с надписью СССР и советской символикой сейчас не более чем предметы дизайна, но все же в этих картинках осталась частица смыслов, закладывавшаяся в несколько поколений российских граждан. Сколько же этих смыслов сохранилось не только на продукции легкой промышленности и как они работают в обществе?
Писатель Михаил Веллер говорит, что в россиянах осталось довольно много негативных качеств, которые ассоциируются с советским прошлым. «Во-первых, это замечательное классическое хамство значительной части не только низовых чиновников, но и любых низовых должностных лиц, ребят, которые сейчас называются гордым словом «секьюрити». Проще говоря, это вахтеры, которые обрели классические черты советских вахтеров-держиморд, облеченных властью. Это относится и ко многим другим должностным лицам. Второе – недоверие к власти. Власть существует отдельно, а мы существуем отдельно, и все то, что она говорит, нужно делить на 128 и брать с другим знаком. И третье, ощущение своей «отграниченности» от другого мира. Вот у них это одно, а у нас это другое. Наши люди другие, наша история другая, наши порядки другие. И вообще они все плохо к нам относятся и только и думают дни и ночи о том, чтобы нас закопать живьем", – говорит Веллер.
"Остались на бытовом уровне такие вещи, как пьянство и валяющиеся люди на улице. Наше страшное свинство. Я не знаю, советское оно или русское, но на курорты, где пасутся русские отдыхающие, европейцы стараются не приезжать. Люди не уважают ни своих соседей, ни себя. Как это было в Советском Союзе, так это и осталось. Коммунальность в самом плохом смысле, без всякой ностальгии, она очень жива сегодня». Обозреватель «Новой газеты» Алла Боссарт отмечает, что у людей осталась не столько тоска по советскости, сколько по некоторым ее проявлениям, которые были раньше. И вспоминаются именно эти вещи. «Как хорошо было бы сесть в садике, в беседке, и выпить бутылку портвейна, например. Или эти кухни московские, питерские... Те же диссиденты, которых сейчас нет, а тогда в этом был особый драйв, особый кайф, чтобы прочитать за ночь книгу и наутро отдать ее хозяину. Был кайф, чтобы прятать на антресолях Солженицына, – говорит журналист. – Если существует ностальгия по тем временам, то она направлена на какие-то конкретные вещи. Бесплатное образование, бесплатная медицина». Кроме того, неудобства или какие-то бытовые мелочи очень быстро забываются, и потом рассказывают молодым людям, которые не жили в тот период, о веселой жизни в коммунальной квартире и замечательных соседях. «Сейчас нет общности такой дружеской компании, ее не существует, она исчезла. Двора нет», – говорит Боссарт.
Сама Алла Боссарт рассказывает своей дочери о том, как она ездила на целину, говорит, что это было здорово и весело. При этом в рассказе приходится делать массу комментариев, например, о том, что такое строительный отряд и зачем было работать на целине. Почему нельзя было трудиться в Москве.
О том, что нынешнему поколению приходится многое объяснять, говорит и Веллер. «Те, кто родился после Советского Союза, не понимают, что такое дефицит, что такое партия, что такое партком, что такое нельзя выехать за границу. Что такое не принимают на работу по анкетным данным и т.д.», – отмечает он.
Из советского прошлого Боссарт предлагает взять в настоящее ту самую неуловимую общность, дружбу между людьми. «Меня удручает жизнь современной мне молодежи, которую я наблюдаю на примере детей моих друзей, моей собственной дочери. Меня удручает излишняя деловитость, полезность, утилитарность», – говорит она.