Интервью с Председателем комитета Ивановской областной Думы по взаимодействию с институтами гражданского общества, заместителем руководителя фракции КПРФ Н.Л.Ковалёвой
В журнале «1000 экземпляров» за июль текущего года опубликовано интервью с Председателем комитета Ивановской областной Думы по взаимодействию с институтами гражданского общества, заместителем руководителя фракции КПРФ Натальей Львовной Ковалёвой.
- Что, на ваш взгляд, в Ивановской области представляет собой гражданское общество?
- Оно, как и везде, представлено общественными организациями, объединениями, некоммерческими организациями, политическими партиями, творческими союзами, независимыми СМИ и т.д. И также находится в зачаточном состоянии. Чтобы гражданское общество встало на ноги, думаю, нужна воля власти.
У нас есть очень активные общественные организации, есть граждане с активной жизненной позицией, высказывающие своё мнение и пытающиеся достучаться до власти, повлиять на её политику. Но с тем, чтобы власть прислушалась к ним, у нас пока напряжённо.
- То есть диалога между властью и обществом не получается?
- Я бы сказала, получается редко и часто неэффективно.
- Но ведь есть такой институт гражданского общества, как Общественная палата?
- Да. И между её членами часто возникают дискуссии, высказываются различные мнения, которые далеко не всегда совпадают с мнением большинства.
Недавно прочитала определение гражданского общества и полностью с ним согласна: «Зрелое гражданское общество – это общество, это общество, сумевшее подчинить себе государство и поставить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей и всех уровней власти в стране». Сказано чётко и ёмко.
- Это пока фантастика. Что касается Общественной палаты, меня смущают те общественные организации, которые выдвинули своих кандидатов, не являющихся членами этих организаций. Видимо, не меня одного, потому что на сайте палаты эти организации больше не значатся…
- Моя позиция: это способ выдвинуть уважаемого человека, с мнением которого считаются и через которого можно донести до общества и власти своё мнение, позицию, хотя, возможно, он и не является активным деятелем данной общественной организации. В настоящее время мы разрабатываем проект закона «О внесении изменений в закон «Об Общественной палате». Я инициировала поправку о том, чтобы члены Общественной палаты раз в год информировали те общественные объединения, от которых они выдвинуты, о деятельности палаты. Пройдёт ли данная поправка, не знаю. В практической деятельности имеют место факты, когда некоторые члены Общественной палаты не имеют связи с общественными организациями, выдвинувшими их.
Это неправильно. Правда, если организация, представленная в Общественной палате, не интересуется её деятельностью, это странно, но, к сожалению, имеет место быть.
- Не случается ли так, что общественная организация создаётся только для того, чтобы выдвинуть нудного члена в палату?
- В Ивановской области более полутора тысячи общественных организаций. В палату выдвигают своих представителей реально работающие общественные организации. Как председатель комитета областной Думы, отвечающего за взаимодействие с институтами гражданского общества, я участвовала в формировании Общественной палаты второго созыва и могу заверить, что в этом направлении проводится соответствующая проверка.
- Вы предполагали также изменить порядок формирования Общественной палаты.
- По этому поводу сломано много копий, но предложения не приняты. Меня радует хотя бы то, что эта тема с моей подачи активно обсуждается в самой Общественной палате и есть члены Общественной палаты, разделяющие моё мнение о том, что порядок выдвижения надо менять. Но в Ивановской области Общественная палата и областная дума в частности пока не созрели до этого.
- Наверное, нельзя ставить знак равенства между гражданским обществом и Общественной палатой (опять же учитывая действующий принцип её формирования). А вот почему резко негативную реакцию вызвал в палате другой проект закона – о комиссиях гражданского контроля?
- Не могу однозначно ответить на ваш вопрос. С одной стороны, совет Общественной палаты не одобрил законопроект, с другой – прислал в комитет заключение, в котором говорится о том, что подобный закон нужен (правда, по-другому не могло быть, так как президент на всю страну заявил о том, что гражданский контроль необходим и что часто препятствуют ему государственные чиновники).
Есть хороший жизненный принцип: «Критикуй, но предлагай». Законопроект о комиссиях принят в первом чтении год назад. До сих пор к нам не поступило ни одного конкретного предложения. Вот это непонятно.
- Может палата боится конкуренции? Того, что люди увидят, для чего на самом деле нужны институты гражданского общества?
- Возможно. В своих возражениях на законопроект они писали, что по действующему законодательству гражданский контроль – прерогатива гражданина, поэтому нет смысла создавать какие-то комиссии. Логика в этом есть. Но я хочу сказать, что гражданский контроль заработает только в том случае, если будет принят конкретный порядок осуществления гражданского контроля. Таким образом был введён гражданский контроль в системе УИН. Принят соответствующий федеральный закон. И он работает! Конечно, большую роль играет здесь позиция самих граждан и руководителей.