Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Политическая социология: Индикаторы кризисного сознания на 20 июня 2010 года

Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса

Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

2010-06-20 18:46

 

Состояние экономики

 

         В восприятии состояния российской экономики, как явствует из исследования Фонда «Общественное мнение», проведенного в начале второй декады июня, произошел довольно заметный сдвиг: резко (с 43% в апреле до 37%) упало число крайне пессимистических мнений. Аналогичный показатель плохих оценок, выставленных экономике страны, наблюдался в январе 2009 г., но в ту пору пессимистическая кривая уверенно и неуклонно шла вверх. Умеренные мнения, исходящие из допущения того, что состояние экономики является удовлетворительным, также обнаружили свой прирост, хотя и не столь значительный, как в первом случае (с 47% в конце апреля до 49% в июне). Этот показатель плавно идет вверх, начиная с июля прошлого года. Оптимисты остаются столь же маргинальны, как и в течение всего длительного периода наблюдений: всерьез считающих состояние экономики хорошим набралось 4%, что даже чуть меньше, чем их было в апреле (5%).

         На том, что экономическая конъюнктура практически не изменилась в течение последнего года, настаивает едва ли не половина респондентов (48%). Против этой точки зрения, делающей очевидный акцент на «застойности» экономики, возражают, представленные в сопоставимых пропорциях, сторонники крайних мнений: об улучшении предпочитают говорить 18% опрошенных, а об ухудшении – 22%.

         По части прогнозов также на передний план выступают радужные настроения и ожидания, которые проявляют себя в незначительном снижении пессимистических оценок (с 12% в апреле до 11% в июне), росте умеренных мнений, предполагающих практическую неизменность экономической конъюнктуры (37% и 40% соответственно). Некоторая убыль отмечена в группе оптимистических мнений (с 26% до 24%).

 

Инфляционные процессы в экономике

 

Еще один показатель состояния экономики и, как следствие, характеристика кризисного сознания связан с особенностями инфляционных процессов, переживаемых обществом. Этой теме посвящен опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в середине мая. Полученные в ходе его данные позволяют судить о том, как россияне оценивают уровень инфляции и какой стратегии потребительского поведения придерживаются.

Индекс субъективных оценок инфляции в России в мае составил 62 пункта. Это на четверть меньше, чем в мае 2008 г., когда он составил 82 пункта. Заметное снижение индекса произошло благодаря уменьшению доли респондентов, считающих инфляцию очень высокой (до 37%), и увеличению доли называющих её умеренной (до 44%) или низкой (до 9%). Высоким уровень инфляции считают, в первую очередь, столичные жители (51%) и малообеспеченные респонденты (53%). Умеренным рост цен видится жителям средних и малых городов (46-47%) и обеспеченным согражданам (53%).

Большинство россиян сегодня живет в режиме постоянной экономии, причем доля таких респондентов за последний месяц только увеличилась (с 57 до 60%). Ограничивают себя, в первую очередь, дальневосточники (73%). Еще 14% начали экономить сравнительно недавно - в первую очередь, это южане (21%). Перестали экономить некоторое время назад 7% опрошенных. Стабильной остается доля россиян, которые вообще никогда не экономят - 14%, чаще всего так отвечали жители Сибирского округа (19%). Постоянно экономит более чем три четверти малообеспеченных респондентов (82%) и пенсионеры (71%). Что касается обеспеченных россиян, то почти половина из них вообще не ограничивает себя (43%), а каждый пятый начал экономить лишь недавно (22%).

Оказавшись в ситуации нехватки средств на необходимые платежи, россияне чаще всего выбирают отказ от покупок и расходов в принципе (36%). На втором месте - ставшая менее популярной экономия и накопление нужной суммы (снижение с 35% до 30%). Копить предпочитают в основном жители крупных городов (34%) и сел (34%), россияне со средним уровнем доходов (35%). Отказ от расходов наиболее характерен для москвичей и петербуржцев (47%), малообеспеченных (52%). В меньшинстве - те, кто для решения финансовых проблем возьмут кредит или займут деньги у знакомых, но этот способ решения финансовых проблем быстро возвращает себе популярность (с 19% в марте до 26% в мае с.г.). Прежде всего кредитоваться готовы жители малых городов (30%), материально обеспеченные (40%) и мужчины (28% против 24% среди женщин).

 

 

 

 

Кризис – фантом или реальность?

 

         Вопросом о том, что есть кризис, задается исследование Фонда «Общественное мнение», проведенное в середине мая. По весьма показательному стечению обстоятельств исследование открывается вопросом о медийных источниках, откуда черпаются сведения о кризисе, словно бы подтверждая важность той медийной составляющей, которая позволяет удерживать «на плаву» эту тему, придавая ей неизменную актуальность. Сообщения об экономическом кризисе в России часто встречались в средствах массовой информации трети опрошенных (33%), редко – 16%. В совокупности это больше по сравнению с группой населения (38%), которая такого рода сведений за последние полгода не встречала вовсе.

         Более всего такого рода информацию встречали «управленцы», не безразличные к ней, как можно с основанием предположить, по самому роду их занятий (часто – 45%, редко – 19%). В остальных группах – «исполнителей» и «неработающих» – популярность темы кризиса заметно ниже (часто – 30%, редко – 15% и 16% соответственно).

         Чаще всего сообщения о кризисе, небезразличие к которым  продемонстрировали «медийнозависимые» респонденты, касались  роста безработицы, сокращения на производстве, неоплачиваемых отпусков, сокращения рабочей недели (9%), то есть всех тех социальных невзгод, сопровождающих кризисное развитие и представляющих собой реальные факторы риска для большинства людей. Остальные медийные темы – вариации на темы кризиса – существенно меньше привлекают к себе внимание даже заинтересованных респондентов: например, рост цен, тарифов, инфляция или антикризисные меры, улучшение экономической обстановки, выход из кризиса остановили на себе внимание только 4% опрошенных. Того меньше – 1% - оказались замеченными такие темы, как, например, ухудшение материального положения людей или нехватка денег в бюджете, или кризис банковской системы, государственная поддержка банков.

О нарастании экономического кризиса предпочитает говорить почти каждый пятый опрошенный (21%), и этот показатель держится почти неизменным с осени 2009 г. Около трети респондентов (31%) полагают, что кризис в России идет на спад (в конце прошлого года таковых насчитывалось 28%). Резко увеличились группы мнений крайних оптимистов, хотя доля их очень невелика: что кризис в России уже закончился, выразили уверенность 8% (в прошлом году такого рода оптимизм фиксировался на уровне 2%), что кризиса в стране не было и нет решили для себя 15% респондентов (в 2009 г. их было всего 6%). Оптимизм демонстрирует и группа умеренных мнений – «ситуация не меняется, затрудняюсь ответить», – которая сегодня насчитывает только четверть сторонников (25%), в то время как в прошлом году она составляла несколько менее половины (45-46%).

Опасения по поводу наступления второй волны кризиса испытывает около трети опрошенных (30%) и только почти каждый четвертый (23%) такую возможность исключает. В неведении на данный счет, будучи не в состоянии спрогнозировать ближайшее будущее, пребывает чуть ли не половина респондентов (48%).

  

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.