Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: апрель 2010 года

 Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-06-01 10:49

     На  основании контент-анализа публикаций 4173 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100 % принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором действуют думские политические партии (апрель 2010 г.)

  Апрель 2010 года Март  2010 года I квартал 2010 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 4765 50,3 7326 46,7 16810 47,8
Партия  КПРФ 2540 26,8 3957 25,3 8740 24,9
Партия  ЛДПР 1175 12,4 2362 15,1 4922 14
Партия  «Справедливая Россия» 987 10,4 1986 12,7 4673 13,3

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Данные таблицы демонстрируют сохранение общей тенденции представленности парламентских партий в СМИ: в апреле 2010 года традиционно лидерство принадлежало «Единой России», за ней, в порядке убывания медиа-активности, следовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

     За  анализируемый период количество сообщений  о деятельности политических партий заметно сократилось, что вполне объяснимо с точки зрения окончания мартовской выборной кампании и наступления небольшого затишья в «политических баталиях».

     Что же касаемо распределения отведённого  им информационного внимания, то апрель ознаменовался увеличением индексов КПРФ и «Единой России»: 26,8% и 50,3% соответственно против мартовских 25,3% и 46,7%. Полученные показатели коррелируют с активизацией партийной работы рассматриваемых политических сил по выработке политического курса: обсуждение основных стратегических направлений модернизации политической и экономической системы российского общества (формулирование концепции «социалистической модернизации» на Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ 3 апреля), совершенствование внутрипартийной структуры (создание Центрального избирательного штаба «Единой России»), очередная консультация с президентом Д.А.Медведевым по проблемам развития государства… Информационных поводов КПРФ добавило и празднование 140-летия со дня рождения В.И.Ленина, а также непреклонность позиции по вопросу участия в Параде Победы военных сил НАТО.

     Апрельские  же показатели ЛДПР и «Справедливой России», напротив, по сравнению с предшествующим периодом немного снизились: 12,4 против 15,1% у либерал-демократов и 10,4 против 12,7% у эсеров, что подтверждает их электорально-парламентскую природу, ориентированную лишь на выборных процесс и работу в органах народного представительства. 

     2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

     Деятельность  фракций Государственной Думы дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщенную представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного  пространства, в котором действуют  думские фракции парламентских  партий (табл.2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют думские фракции парламентских партии (апрель 2010 г.)

  Апрель

2010 года

Март

2010 года

I квартал 2010 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая  Россия" (фракция) 1319 42,7 1259 47,3 3254 46,3
КПРФ (фракция) 761 24,6 695 26,1 1843 26,3
ЛДПР (фракция) 439 14,2 281 10,6 780 11,1
"Справедливая  Россия" (фракция) 572 18,5 426 16 1130 16,1

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     В отношении парламентской деятельности лидирующих партий складывается диаметрально противоположная картина.

     В апреле степень освещения в СМИ думских фракций КПРФ и «Единой России» заметно сократилась по сравнению с предшествующим месяцем, несмотря на яркое выступление Г.А.Зюганова по поводу отчёта В.В.Путина о проделанной за 2009 год работе: 42,7% против мартовских 47,3% у единороссов и 24,6% против 26,1% у коммунистов.

     Депутаты  от ЛДПР и «Справедливой России», напротив, нарастили своё присутствие в медиа-потоке, компенсируя, таким образом, скудность и блёклость своей партийной жизни: 14,2% эфира получили жириновцы, прибавившие почти 4%, и 18,5% - справороссы, рейтинг которых подрос на 2,5%.

     Особый  исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1), что во многом объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности.

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций за апрель 2010 года

Примечание: Составлено ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

     Графически  представленные данные наглядно индицируют динамику информационного пространства: в апреле 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» и КПРФ фиксируется преобладание последней, противоположная ситуация – у ЛДПР и «Справедливой России».

     Однако  необходимо отметить тот факт, что если у либерал-демократов уровень депутатской активности превосходит партийную менее чем на 2 %, то «прыткость» фракции «Справедливой России» существенно опережает общепартийную (18,5% против 10,4%). Это верный показатель неукоренности данной политической группы в обществе и её верхушечного, чисто депутатского характера. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)

Таблица 3

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  партии и их парламентские  фракции (апрель 2010 г.)

  Март 2010 года Март 2010 года I квартал 2010 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 6084 48,4 8585 46,9 13189 43
Партия  и фракция КПРФ 3301 26,3 4652 25,4 8849 29
Партия и фракция ЛДПР 1614 12,9 2267 12,4 4484 15
Партия  и фракция «Справедливая  Россия» 1559 12,4 2788 15,2 4160 14

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  апрельские показатели отражают стабильное доминирование «Единой России» над КПРФ и другими партиями и свидетельствуют об изменении баланса сил в другой связке – ЛДПР и «Справедливой России», в которой жириновцам удалось вернуть превосходство, утраченное с начала 2010 года.

     Согласно  полученным данным, в сравнении с мартом 2010 года, апрельские рейтинги КПРФ, «Единой России» и ЛДПР немного подросли – в среднем на 1-2%.

     В положении же эсеров прослеживается негативная динамика, выразившаяся на снижении индексов с 15,2% до 12,4%, что свидетельствует о нежелании партии власти делиться имеющимися у неё ресурсами со своей «левой штаниной», внезапно активизировавшейся в феврале-марте.

     На  гр.3 представлена динамика изменения  доли публикаций о думских партиях  и их парламентских фракциях в  информационном политическом пространстве в марте – апреле 2010 года, что обобщает и репрезентирует выше обозначенные направления трансформации медиа-потока и перегруппировки сил.

График 2 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространстве в марте – апреле 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Некоторые выводы

     На  основе проведенного исследования можно  сделать вывод, что по-прежнему самой  широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая в апреле 2010 года реализацию стратегической линии по укреплению своего лидерства в политической системе общества, что отразилось на существенном росте её информационных показателей.

     Активное  освещение СМИ деятельности партии власти во многом объяснимо необходимостью всеми имеющимися ресурсами не допустить падения её авторитета и электоральной поддержки, наметившегося в ходе выборной кампании 14 марта и проявившегося в неуклонном росте протестных настроений граждан, который спровоцировал дискуссии среди политологов о возможности перерастания экономического кризиса в социальный, влекущий за собой неминуемую смену господствующей политической элиты.

     Апрельские  показатели КПРФ выросли несущественно, несмотря на богатую событиями партийную жизнь, что в очередной раз подтверждает тезис о наличии «кордона» на информационное представительство главной оппозиционной силы России.

     ЛДПР  активизировала в апреле парламентскую работу, потеряв ряд позиций в освещении её партийной деятельности, что не стало препятствием к возвращению ею статуса третьей партии в медиа-пространстве, утраченного с начала 2010 года.

     После всплеска количества публикаций в феврале – марте 2010 года «Справедливая Россия» ушла в тень, что проявилось в снижении её информационных индексов и потере доминирующей позиции в «схватке» с ЛДПР. Данная тенденция свидетельствует о том, что «Единая Россия» не рассматривает эсеров как равноправных политических партнёров и не желает делить с ними политический авторитет и имеющиеся ресурсы.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно  отметить следующие его ключевые направления:

  • сохраняются два  информационных полюса  в лице «Единой России» и КПРФ;
  • ЛДПР одержала верх над «Справедливой Россией», вернув позицию «третьей партии» в медиа-потоке;
  • партия власти продолжает эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы для ещё большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «Единой России», тем активнее и агрессивнее информационные поводы для постоянного наращивания её представленности в СМИ;
  • реализация ФЗ  «О гарантиях равенства  парламентских партий  при освещении  их деятельности  государственными  общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к ограничению информационной монополии партии парламентского большинства.
 
 

Материал  подготовила: Юшина А.В.

Руководитель  проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.