Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: март и в целом первый квартал 2010 года
Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ подготовил справку «Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: март и в целом первый квартал 2010 года». В документе говорится:
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным показателям. Одним из такого рода интегральных показателей является внимание СМИ к думским партиям.
На основании контент-анализа
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного
Таблица 1
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские политические партии (март 2010 г.)
Март 2010 года | I квартал 2010 года (январь – март) | I квартал 2009 года (январь – март) | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия "Единая Россия" | 7326 | 46,7 | 16810 | 47,8 | 11475 | 45,4 |
Партия КПРФ | 3957 | 25,3 | 8740 | 24,9 | 7246 | 28,6 |
Партия ЛДПР | 2362 | 15,1 | 4922 | 14 | 3441 | 13,6 |
Партия «Справед-ливая Россия» | 1986 | 12,7 | 4673 | 13,3 | 3141 | 12,4 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Как видно из таблицы, в марте и на протяжении всего первого квартала 2010 года лидерство по представленности в СМИ традиционно принадлежало «Единой России». За ней, в порядке убывания медиа-активности, следовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
В марте информационные индексы КПРФ и ЛДПР превысили их квартальные показатели и составили 25,3 и 15,1% соответственно против 24,9 и 14% по итогам периода января – марта 2010 года. Подобную тенденцию можно связать с прошедшими 14 марта выборами в региональные и муниципальные органы власти, принесшими оппозиции достаточно неплохие результаты по сравнению с кампанией 11 октября; усилением протестных настроений; возникновением дискуссий вокруг проблемы терроризма, вызванных взрывами в Москве и Кизляре.
Мартовские же показатели «Единой России» и «Справедливой России», напротив, по сравнению с квартальными результатами немного снизились: 46,7 против 47,8% у единороссов и 12,7 против 13,3% у эсеров.
Интересно сравнить квартальные показатели 2009 и 2010 годов и на основе этого выявить основные направления развития медиа-пространства за прошедший период.
На лицо усиление доминирования партии власти на СМИ, посредством которых она пытается укрепить своё положение, создавая информационные поводы порой искусственного характера, путём вбрасывания критики в адрес политических оппонентов. Подтверждением чему служит увеличение количества сообщений о деятельности партии «Единая Россия» с 11475 сюжетов за первый квартал 2009 года до 16810 за аналогичный период 2010 года, чему соответствует процентное соотношение 45,4 к 47,8%.
Стремление «Единой России» удержать власть отражается на представленности в информационном пространстве её главного политического конкурента КПРФ, который всеми возможными способами вытесняется из поля зрения аудитории. В итоге, несмотря на небольшой рост числа публикаций о КПРФ (с 7246 в первом квартале 2009 года до 8740 за тот же временной отрезок 2010 года), её процентная доля в совокупном медиа-потоке снижается – 24,9% в с начала 2010 года против 28,6% за январь – март 2009 года.
Подобный результат обеспечивается и увеличением присутствия в СМИ
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщенную представленность в СМИ.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру
Таблица 2
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские фракции парламентских партии (март 2010 г.)
Март 2010 года | I квартал 2010 года (январь – март) | I квартал 2009 года (январь – март) | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
"Единая Россия" (фракция) | 1 259 | 47,3 | 3254 | 46,3 | 1714 | 31,9 |
КПРФ (фракция) | 695 | 26,1 | 1843 | 26,3 | 1603 | 29,8 |
ЛДПР (фракция) | 281 | 10,6 | 780 | 11,1 | 1043 | 19,4 |
"Справедливая Россия " (фракция) | 426 | 16 | 1130 | 16,1 | 1019 | 18,9 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В марте 2010 года освещение в СМИ деятельности думских фракций КПРФ и «Справедливой России»
Выявленная тенденция объясняется
Практически стабильно положение фракции ЛДПР в марте – 10,6% против квартальных 11,1%. Однако присутствие либерал-демократов – парламентариев в медиа-сфере в сравнении с 2009 годом значительно сократилось: с 19,4 до упомянутых 11,1%.
Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).
График 1
Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций за март 2010 года
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В марте 2010 года в соотношении информации о думской
Однако необходимо отметит тот факт, что если у коммунистов и единороссов уровень партийной и
График 2
Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций
за I квартал (январь-март) 2010 года
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В целом же за первый квартал 2010 года фракционная составляющая преобладает у КПРФ и «Справедливой России», а партийная – у ЛДПР и «Единой России».
При этом важно иметь в виду, что соотношение данных показателей у коммунистов и единороссов достаточно близко друг к другу, у либерал-демократов же явное доминирование партийной работы над законодательной, а у эсеров, напротив, - законотворчества над партийной жизнью.
3. Совокупные информационно-
Обобщение результатов контент-анализа
Таблица 3
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь – февраль 2010 г.)
Март 2010 года | I квартал 2010 года (январь – март) | I квартал 2009 года (январь – март) | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия и фракция "Единая Россия" | 8585 | 46,9 | 20064 | 47,6 | 13189 | 43 |
Партия и фракция КПРФ | 4652 | 25,4 | 10583 | 25,1 | 8849 | 29 |
Партия и фракция ЛДПР | 2267 | 12,4 | 5326 | 12,6 | 4484 | 15 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 2788 | 15,2 | 6179 | 14,7 | 4160 | 14 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Совокупные мартовские показатели всех парламентских партий приближаются к соответствующим квартальным, которые отражают доминирование «Единой России» над КПРФ и «Справедливой России» над ЛДПР.
При этом существенно возросли показатели «Единой России» за январь-февраль 2010 года – 47,6% и 20064 сообщения по сравнению с 43% и 13189 сюжетами за аналогичный период 2009 года. Положительная динамика характерна и для эсеров, прирастивших за первый квартал 2010 года 0,7%.
Значительно упали в 2010 году совокупные информационные индексы КПРФ: с прошлогодних 29 до 25,1%. Подобная ситуация обстоит и с ЛДПР, потерявшей в 2010 году 2,4%.
На гр.3 представлена динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве на основе сравнительного анализа I квартала 2009 и 2010 годов.
График 3
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве на основе сравнительного анализа I квартала 2009 и 2010 годов
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Некоторые выводы
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», укрепившая за первый квартал 2010 года своё лидерство по всем информационным показателям. При сравнительном анализе результатов медиа-активности партии власти за период января – марта 2009 года с аналогичным периодом 2010 года обнаруживается значительное приращение ею присутствия в СМИ, что во многом обеспечивалось сознательно «спроектированными» действиями для формирования информационных поводов и удержания лидерства как в медиа-пространстве, так и в целом в партийном спектре.
Март ознаменовался ростом активности КПРФ. При этом квартальные результаты 2010 года по всем рассматриваемым медиа-«
ЛДПР активизировала в марте партийную работу, но потеряла ряд позиций в освещении её парламентской деятельности, что заметным образом отразилось на итоговых показателях января – марта 2010 года, которые окончательно утвердили лишение её третьего места в информационной составляющей партийной системы. В целом, уровень медиа-представленности либерал-демократов за первый квартал текущего года значительно отстает от показателей 2009 года.
Стремительно наращивает позиции «Справедливая Россия», что отражается как на мартовских, так и в целом на квартальных результатах по всем анализируемым аспектам.
Оценивая динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно отметить следующие тенденции:
- сохраняются два
- ЛДПР окончательно вытеснена «Справедливой Россией» с
- партия власти продолжает
- реализация ФЗ «О гарантиях равенства парламентских
Материал составила: Юшина А.В.
Руководитель проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ