Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: март и в целом первый квартал 2010 года

Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ подготовил справку «Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: март и в целом первый квартал 2010 года». В документе говорится:

Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
kprf.ru
2010-05-09 07:55

Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным показателям. Одним из такого рода интегральных показателей является внимание СМИ к думским партиям.

     На  основании контент-анализа публикаций 4173 федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа  и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объём публикаций обо всех думских партиях.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские  политические партии (табл.1).  

     Таблица 1

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские политические партии (март 2010 г.)

  Март 2010 года I квартал 2010 года (январь – март) I квартал 2009 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 7326 46,7 16810 47,8 11475 45,4
Партия  КПРФ 3957 25,3 8740 24,9 7246 28,6
Партия  ЛДПР 2362 15,1 4922 14 3441 13,6
Партия  «Справед-ливая Россия» 1986 12,7 4673 13,3 3141 12,4

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Как видно из таблицы, в марте и  на протяжении всего первого квартала 2010 года лидерство по представленности в СМИ традиционно принадлежало «Единой России». За ней, в порядке убывания медиа-активности, следовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

     В марте информационные индексы КПРФ и ЛДПР превысили их квартальные  показатели и составили 25,3 и 15,1% соответственно против 24,9 и 14% по итогам периода января – марта 2010 года. Подобную тенденцию можно связать с прошедшими 14 марта выборами в региональные и муниципальные органы власти, принесшими оппозиции достаточно неплохие результаты по сравнению с кампанией 11 октября; усилением протестных настроений; возникновением дискуссий вокруг проблемы терроризма, вызванных взрывами в Москве и Кизляре.

     Мартовские  же показатели «Единой России» и  «Справедливой России», напротив, по сравнению с квартальными результатами немного снизились: 46,7 против 47,8% у  единороссов и 12,7 против 13,3% у эсеров.

     Интересно сравнить квартальные показатели 2009 и 2010 годов и на основе этого выявить  основные направления развития медиа-пространства за прошедший период.

     На  лицо усиление доминирования партии власти на СМИ, посредством которых она пытается укрепить своё положение, создавая информационные поводы порой искусственного характера, путём вбрасывания критики в адрес политических оппонентов. Подтверждением чему служит увеличение количества сообщений о деятельности партии «Единая Россия» с 11475 сюжетов за первый квартал 2009 года до 16810 за аналогичный период 2010 года, чему соответствует процентное соотношение 45,4 к 47,8%.

     Стремление  «Единой России» удержать власть отражается на представленности в информационном пространстве её главного политического конкурента КПРФ, который всеми возможными способами вытесняется из поля зрения аудитории. В итоге, несмотря на небольшой рост числа публикаций о КПРФ (с 7246 в первом квартале 2009 года до 8740 за тот же временной отрезок 2010 года), её процентная доля в совокупном медиа-потоке снижается – 24,9% в с начала 2010 года против 28,6% за январь – март 2009 года.

     Подобный  результат обеспечивается и увеличением  присутствия в СМИ псевдооппозиции  в лице «Справедливой России»  и ЛДПР. Эсеры подтянулись с 3141 сообщений и 12,4% в 2009 году до 4673 сюжетов и 13,3% в 2010 году, а либерал-демократы – с 3441 и 13,6% до 4922 и 14% за анализируемый период. 

     2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

     Деятельность  думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщенную представленность в СМИ.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного  пространства, в котором действуют  думские фракции парламентских  партий (табл.2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции  парламентских партии (март 2010 г.)

  Март

2010 года

I квартал 2010 года (январь – март) I квартал 2009 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля  (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая  Россия" (фракция) 1 259 47,3 3254 46,3 1714 31,9
КПРФ (фракция) 695 26,1 1843 26,3 1603 29,8
ЛДПР (фракция) 281 10,6 780 11,1 1043 19,4
"Справедливая  Россия " (фракция) 426 16 1130 16,1 1019 18,9

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     В марте 2010 года освещение в СМИ  деятельности думских фракций КПРФ и «Справедливой России» расширилось  и утвердилось на квартальных  показателях 26,3 и 16,1% соответственно. Данный результат значительно ниже индексов 2009 года, составивших 29,8% у коммунистов и 18,9% у эсеров.

     Выявленная  тенденция объясняется активизацией партии парламентского большинства, нарастившей  представленность в информационном потоке с 1714 сообщений и 31,9% за январь-февраль 2009 года до 3254 сюжетов и 46,3% за тот же период 2010 года. Что касается мартовских показателей, то они близки к уровню первого квартала – 47,3%.

     Практически стабильно положение фракции  ЛДПР в марте – 10,6% против квартальных 11,1%. Однако присутствие либерал-демократов – парламентариев в медиа-сфере в сравнении с 2009 годом значительно сократилось: с 19,4 до упомянутых 11,1%.

     Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций за март 2010 года

Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

        В марте 2010 года в соотношении  информации о думской деятельности  и общепартийной работе у «Единой  России», КПРФ и «Справедливой  России» фиксируется преобладание  первой, противоположная ситуация  – у ЛДПР, чья партийная работа  по укоренившейся привычке значительно превосходит активность депутатского корпуса.

     Однако  необходимо отметит тот факт, что  если у коммунистов и единороссов  уровень партийной и депутатской  активности примерно одинаков (около 25,5 и 47% соответственно), то у «Справедливой России» - «прыткость» её фракции существенно опережает общепартийную (16% против 12,7%). Это верный показатель неукоренности «Справедливой России» в обществе, верхушечного, чисто депутатского характера данной партии. 

График 2

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций

за  I квартал (январь-март) 2010 года

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ  «Медиалогия» 

     В целом же за первый квартал 2010 года фракционная составляющая преобладает у КПРФ и «Справедливой России», а партийная – у ЛДПР и «Единой России».

     При этом важно иметь в виду, что  соотношение данных показателей  у коммунистов и единороссов  достаточно близко друг к другу, у  либерал-демократов же явное доминирование  партийной работы над законодательной, а у эсеров, напротив, - законотворчества над партийной жизнью. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)

Таблица 3

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские партии и их парламентские фракции (январь – февраль 2010 г.)

  Март 2010 года I квартал 2010 года (январь – март) I квартал 2009 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в  %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 8585 46,9 20064 47,6 13189 43
Партия  и фракция КПРФ 4652 25,4 10583 25,1 8849 29
Партия  и фракция ЛДПР 2267 12,4 5326 12,6 4484 15
Партия  и фракция «Справедливая  Россия» 2788 15,2 6179 14,7 4160 14

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  мартовские показатели всех парламентских  партий приближаются к соответствующим  квартальным, которые отражают доминирование  «Единой России» над КПРФ и  «Справедливой России» над ЛДПР.

     При этом существенно возросли показатели «Единой России» за январь-февраль 2010 года – 47,6% и 20064 сообщения по сравнению  с 43% и 13189 сюжетами за аналогичный период 2009 года. Положительная динамика характерна и для эсеров, прирастивших за первый квартал 2010 года 0,7%.

     Значительно упали в 2010 году совокупные информационные индексы КПРФ: с прошлогодних 29 до 25,1%. Подобная ситуация обстоит и  с ЛДПР, потерявшей в 2010 году 2,4%.

     На  гр.3 представлена динамика изменения  доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве на основе сравнительного анализа I квартала 2009 и 2010 годов. 

График 3 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространстве на основе сравнительного анализа I квартала 2009 и 2010 годов

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 
 

     Некоторые выводы 

     На  основе проведенного исследования можно  сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», укрепившая за первый квартал 2010 года своё лидерство по всем информационным показателям. При сравнительном анализе результатов медиа-активности партии власти за период января – марта 2009 года с аналогичным периодом 2010 года обнаруживается значительное приращение ею присутствия в СМИ, что во многом обеспечивалось сознательно «спроектированными» действиями для формирования информационных поводов и удержания лидерства как в медиа-пространстве, так и в целом в партийном спектре.

     Март  ознаменовался ростом активности КПРФ. При этом квартальные результаты 2010 года по всем рассматриваемым медиа-«параметрам» значительно снизились, под воздействием монополизации СМИ «Единой Россией».

     ЛДПР  активизировала в марте партийную  работу, но потеряла ряд позиций  в освещении её парламентской  деятельности, что заметным образом  отразилось на итоговых показателях  января – марта 2010 года, которые  окончательно утвердили лишение  её третьего места в информационной составляющей партийной системы. В целом, уровень медиа-представленности либерал-демократов за первый квартал текущего года значительно отстает от показателей 2009 года.

     Стремительно  наращивает позиции «Справедливая  Россия», что отражается как на мартовских, так и в целом на квартальных результатах по всем анализируемым аспектам.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно  отметить следующие тенденции:

     - сохраняются два  информационных полюса  в лице «Единой России» и КПРФ;

     - ЛДПР окончательно вытеснена  «Справедливой Россией» с позиции  «третьей партии» в медиа-потоке;

     - партия власти продолжает эффективно  использовать имеющиеся у неё  ресурсы для ещё большего доминирования  в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «ЕР», тем активнее и агрессивнее информповоды для постоянного наращивания её представленности в СМИ;

     - реализация ФЗ  «О гарантиях  равенства  парламентских партий  при освещении  их деятельности  государственными  общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к заметному ограничению информационной монополии «Единой России». 
 

Материал  составила: Юшина  А.В.

Руководитель  проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.