Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Силиконовая модернизация. Выступление на V Пленуме ЦК КПРФ Л.Н.Швец

В свое время назначение Анатолия Чубайса  главой «Роснанотеха» было воспринято мыслящей частью общества как вершина цинизма в управлении страной и ее экономикой. По этому поводу было много написано, высказано. Даже прокуратура подключалась к исследованию нанотехнологического феномена.

Пресс-служба ЦК КПРФ
Фото Сергей Сергеев
2010-04-04 20:52

     Казалось, впредь таких кадровых сюрпризов не будет, потому что они явно несовместимы с новыми ориентирами, на которые нам указало руководство страны.  В послании Федеральному Собранию президент Медведев поставил задачу модернизации, определив ее как государственную, жизненно важную и необходимую для возрождения России. Об этом, так или иначе, упоминают все выступающие.

     Вслед за президентским посланием последовал шквал обсуждений, касающихся проблем  модернизации. Увы, это не обернулось шквалом конкретных, грамотных предложений. Конкретизация вопроса, - если действительно есть намерение его решать, - предполагает ограничение определенными содержательными рамками. Абстрактная расплывчатость, пафосная всеохватность без конкретизации – это признак непонимания сути вопроса, или нежелания решать проблемы по-настоящему. И неудивительно, что вскоре модернизация у нас стала всем, и все стало модернизацией.

     Например, в школьной столовой поставили новые  стулья. И назвали это модернизацией. Ведь мебель обновлена. А в переводе на русский язык модернизация –  это обновление. Столы, правда, остались старые. Но в любом случае, процесс  пошел.

     16 марта, выступая на Всероссийском  форуме ЖКХ, министр регионального  развития Виктор Басаргин заявил, что водопроводы, половина которых  в стране изношена, надо модернизировать.  Изношенные на треть тепловые  сети – тоже модернизировать.  Если к вам пришел сантехник,  знайте – с ним пришла модернизация. Тем более, если речь идет  о сантехниках федерального масштаба.

     Словом, модернизация вдохновляет и сплачивает нас.

     Однако, присматриваясь более пристально к  тому, как этот процесс реализуется, понимаешь, что модернизация играет роль ширмы, до поры скрывающей новую  модель России. Модель, которая здравомыслящих людей вдохновлять не может.

     В конце 80-х многие понимали, что Горбачев не просто упражняется в словоблудии, но и откровенно провоцирует разрушение страны. Многие понимали, но немногие открыто  этому сопротивлялись. Большинство  упорно отмалчивалось вплоть до разрушения державы. Сегодня мы не имеем права повторять ошибки, допущенные на рубеже 80-х и 90-х.

     Пока  российские ученые говорят о необходимости максимального сокращения инновационных циклов как о вопросе национального выживания, совсем о другом говорят те, в чьих руках собственность, экономика, да и судьба России.

     В начале февраля этого года президент  провел встречу с представителями  крупного бизнеса в рамках комиссии по модернизации. Восседали в комиссии все те же звезды федеральной олигархии: Вагит Аликперов – Лукойл; Михаил Фридман – Альфа-груп; Владимир Потанин – Интеррос. А ведь еще за каких-то два месяца до этого глава государства клеймил сложившуюся в стране систему феодально-олигархического капитализма: «мы жили за счет сырья»; «мы проедали производственные фонды»; «мы создали коррумпированную систему».

     Но  кто именно эти «мы»? Разве к  порокам, которые назвал президент  в послании, не имеют прямого отношения  фридманы, аликперовы, потанины и прочая рать, которую он собрал обсуждать  проблемы модернизации? Провозглашая модернизацию, и при этом собирая у себя все тех же мастеров, президент полностью пренебрегает тем, что, согласно социологическим опросам, минимум 80% граждан считают важнейшим условием восстановления страны национализацию сырьевой и других ключевых отраслей. То есть, считают необходимым покончить с олигархией, а не рассматривать ее как флагман модернизации.

     Разумеется, крупный капитал, поднявшийся именно на феодализации России, настоящей модернизации хотеть не может.

     И вот 12 февраля на Красноярском экономическом  форуме директор группы компаний «Тройка-Диалог»  Андрей Шаронов заявляет, что «модернизация противоречит стабильности – это выход в нестабильное состояние. Здесь возникает как выигрыш, так и проигрыш… Это болезненный и опасный переход к новому состоянию».

     Ответом на умозаключения Шаронова стали  обещания вице-премьера Шувалова, данные на этом же форуме. Он заверил, что правительство  будет защищать макроэкономическую стабильность. То есть, стабильность все  той же олигархии. И подытожил  прозрачным намеком, сказав, что соотношение  между модернизацией и бизнесом надо обозначать через Х.

     Власть  предержащим не нужна модернизация, которая подняла бы Россию. Но им нужна имитация модернизации, ее силиконовый  муляж, который принесет очередные  дивиденды чиновникам и олигархам. И этот муляж уже отчетливо  вырисовывается.

     В середине марта на уровне президента принято решение о создании в  подмосковном Сколково инновационного центра, который официально назван Научно-технологическим комплексом по разработке и коммерциализации новых технологий. А неофициально именуется российской Силиконовой долиной. 

     Именно  в Сколково находится всероссийский  НИИ сельского хозяйства, который  до сего времени успешно работал. Выведенными этим институтом сортами  пшеницы засеяны 20% российских полей. И вот как раз на землях этого  института будет построен сколковский  Инноград.  (История с землей здесь  тоже непростая, затронуты интересы не только НИИ, но и других владельцев. Силиконовые модернизации, как и  зимние олимпиады в субтропиках, требуют жертв от народа, ради которого так старается власть).

     23 марта на очередном заседании  президентской комиссии координатором  сколковского инновационного центра назначен председатель правления «Тюменской нефтяной компании», президент компании «Ренова». Виктор Вексельберг. Вы все слышали об этом выдающемся человеке и о его вкладе в российскую экономику и культуру. Достаточно вспомнить историю о триумфальном возвращении в страну сразу нескольких яиц Фаберже. В общем, очередное эпохальное назначение, вполне сопоставимое с назначением Чубайса в позапрошлом году главным нанотехнологом.

     Теперь  эта наносиликоновая олигархия  будет поднимать Россию с колен. И, похоже, не без помощи заокеанских  кураторов. В последние дни в СМИ активно обсуждается вопрос о назначении, наряду с Вексельбергом, и американского сопредседателя проекта «Сколково».

     Скажу еще несколько слов о новоявленном кураторе модернизации Вексельберге, чья фамилия символично переводится  с немецкого как «гора векселей». Во времена чубайсовской приватизации он первым заглатывал стратегически  важные электродные заводы. Крупнейшим из них был Новосибирский электродный. Но давно это было, все улеглось, и главное – узаконилось. А вот совсем недавно Вексельберг был оштрафован на 38 миллионов долларов в Швейцарии, где постоянно и проживает. Оштрафован за нарушение швейцарского законодательства при скупке акций. Сердобольный министр финансов России Кудрин принялся защищать интересы Вексельберга, даже допустил возможность ухудшения российско-швейцарских отношений. У участников конфликта со стороны Швейцарии возник вопрос: при чем тут Россия? Ведь штраф за грубые нарушения получил Вексельберг – предприниматель, российский по происхождению, но проживающий в Швейцарии и, по данным швейцарских регистраторов, ведущий бизнес практически на всех континентах. Сделка, из-за которой случился скандал, была осуществлена Вексельбергом через оффшоры на Багамских, Каймановых и британских Виргинских островах.

     Почему  же эта история так взволновала российского министра финансов? И что за активы на самом деле попали в карибские оффшоры?

     Вы  можете сказать, что это не имеет  отношения к вопросу о модернизации. Но это имеет отношение к вопросу о коррупции, которая, как известно, очень беспокоит президента, и которая модернизации мешает. Что, впрочем, не мешает назначать Вексельберга на управление модернизацией.

     Если  Вексельберг ведет бизнес на всех континентах, то представьте, какое  широкое распространение по миру российских научных разработок он может  обеспечить!

     А что, в свою очередь, получит от проекта  Сколково якобы вставшая на путь модернизации Россия? Во всяком случае, силиконовые  яйца Фаберже-Вексельберга ей гарантированы.

     Оказываясь  перед телекамерами, президент Медведев торопит с модернизацией. Но рассудительные люди говорят, что процесс не будет  стремительным. Путь через силиконовую  долину под руководством Вексельберга может оказаться не менее долгим, чем путь через пустыню египетскую под водительством Моисея. Послушаем, хотя бы, что говорит идеолог инновационного проекта в Сколково, замглавы президентской администрации Владислав Сурков. В недавнем интервью телеканалу «Россия» он заявил, что на формирование духа новаторства и среды, необходимой для волны российских изобретений, понадобится 10-15 лет. Чувствуете знакомую твердость железных чиновничьих обещаний светлого будущего? 10-15 лет только на то, чтобы повеяло духом! Пока Америка, Европа и Китай будут рваться вперед, имея дело с реальностью, а не с духами инноваций и модернизации.

     Мне могут возразить: но ведь тот же проект Сколково оперативно запущен! Да, но, во-первых, мы уже знаем, под кого именно. А  во-вторых, важно осознавать, зачем он запущен. При том, что в стране есть такие научные центры, как подмосковная Дубна, Новосибирский Академгородок, научные городки под Красноярском и Томском. Почему же они фактически игнорируются в процессе якобы начавшейся модернизации? Кремлевский идеолог Сурков в телеинтервью объяснил это без лишних сантиментов: «Наша задача не сделать евроремонт в нашем советском доме, а наша задача построить новый дом с новой экономикой. И для этого иногда полезно вырваться в чистое поле». Рассуждения вполне в гайдаровском духе начала 90-х. Во что такая идеология воплотилась, нам слишком хорошо известно. В то самое чистое поле, а точнее в голую степь одичания, куда либеральные реформы вышвырнули некогда могучую страну. А ведь Гайдар поначалу обещал России даже более скорое наступление светлого будущего, чем Сурков.

     Пока  такие модернизаторы рассказывают нам о призрачном счастье, которое  наступит через 10-15 лет, в реальности продолжает рушиться российский военно-промышленный комплекс. Во многих странах, и прежде всего в США, именно ВПК является центром приложения научно-технических  достижений. Но нашей власти такой  подход не нужен. Ведь армия подвергается планомерному разрушению, офицеры оказываются  на положении полубомжей, обороноспособность страны все реже упоминается в  числе важных задач.

     Наряду  с этим разрушается и образование. Оно становится все более дорогостоящим  и все менее доступным для  народа. Вероятно, имеется в виду, что в перспективе модернизацией  будет заниматься лишь кучка выходцев из семей нуворишей, которые способны оплатить детям качественное обучение. Но, дорожая и становясь все менее доступным с финансовой точки зрения, образование в России одновременно становится и менее качественным, его уровень планомерно снижается. Достаточно вспомнить о таком нововведении, как ЕГЭ, и становится ясно: власть вовсе не стремится к тому, чтобы в стране формировалось поколение, способное вернуть Россию в число ведущих мировых держав. Да и просто способное поддерживать страну на сколько-нибудь достойном уровне. 

     Главная тема нашего пленума – социалистическая модернизация. Но начать ее можно, только остановив силиконовую чиновничье-олигархическую псевдомодернизацию, подлинное имя которой – продолжающийся обман и распад государства и общества.

      

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.