Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Не гаснет память о первых ревкомовцах

16 декабря 2009 года исполняется 90 лет со времени создания Анадырского уездного ревкома – первого органа Советской власти на Чукотке. Его историческое значение состоит в том, что с этого момента были предприняты первые шаги по вовлечению малых народностей Чукотки в активную политическую и экономическую жизнь.

У. В. Шитикова, ветеран войны, член обкома КПРФ
В статье использованы материалы из доклада председателя окружного исполкома, депутата Верховного Совета И.И. Рультытегина к 30-летию Чукотского национального округа.
2010-03-19 11:19

До Великой Октябрьской социалистической революции народности Чукотки влачили жалкое существование. Шли годы, десятилетия, Чукотка оставалась заброшенной окраиной Российской империи. Трудности малых народностей Чукотки усугублялись беспощадной эксплуатацией империалистических хищников. Так, только за период с 1881 по 1884 год в водах Чукотки побывало 136 иностранных судов, которые добыли 760 китов. С 1880 по 1900 годы американцы, норвежцы и другие иностранцы ежегодно уничтожали в наших северо-восточных водах до 40 тысяч моржей, что в 4 раза превышало нормальные условия убоя моржей.

До установления Советской власти на побережье Чукотки и Камчатки действовало 9 иностранных фирм, которые только в 1916 году вывезли товаров на 1 млн 68 тысяч рублей. Иностранные фирмы хищнически захватывали все, что можно было продать с огромной прибылью в Америке, совершенно не считаясь с последствиями, которые ожидает местное население от этого ничем  неприкрытого грабежа. В 1887 году Чукотка была выделена в особый административный район – Анадырскую округу. Она отдавалась на откуп губернатору, каждый имел право устанавливать формы местного правления на основании положения об инородцах.

Под железной пятой царского самодержавия, империалистического капитала, кулаков и шаманов трудовое население жило в неприглядной нищете, темноте, безграмотности, голоде. Такова была политическая обстановка до прихода Советской власти на Чукотку.

Летом 1919 года пароход «Тобольск» привез нового начальника уездного управления Громова, секретаря управления Толстихина, мирового судью Суздалева, начальника милиции Струкова. Все они отстаивали интересы Колчака, т. е. были белогвардейцами.

 На этом же пароходе тайно приехали посланцы партии, чтобы донести на самую дальнюю северо-восточную окраину России эстафету Великого Октября. М.С. Мандриков и  А. М. Берзинь под партийными именами Безруков и Хавеозин (первый - зав. продовольственным складом, второй - сторожем уездного управления). В конце ноября Мандриков и Берзинь начали вести подготовительную работу по созданию сплоченного ядра для борьбы с колчаковцами. Постепенно им удалось выявить сочувствующих советской власти и объединить их в подлинную революционную группу. Председателем уездного ревкома избрали Михаила Сергеевича Мандрикова, его секретарем стал местный житель чуванец Михаил Куркутский, заместителем секретаря Александр Булат. Членами ревкома были избраны Август Берзинь, Василий Титов, Аренс Вольтер, Мефодий Гамидский, Якуб Мальсагов, Василий Бучек, Игнатий Фесенко, Иван Клещин, Николай Куликовский, Гринчук. Август Мартынович Берзинь стал комиссаром охраны, Василий Титов комиссаром радиостанции. По своему составу ревком был интернациональный, где были русские, украинцы, белорусы, осетин и чуванец.

«Товарищи радиотелеграфисты! Вы первые вестники нового мира, новой жизни, братства, равенства и свободы. Вы волнами атмосферы возвестили всем нашим братьям, рабочим и крестьянам, борющимся за торжество социализма, что житель Севера – камчадал, чукча, коряк, эскимос - восстал против мародеров и купцов» (из телеграммы ревкома в первый день).

В первый день на собрании анадырцев М.С. Мандриков в своем выступлении говорил: «Придет время, оно уже не за горами, когда наш далекий край станет цветущим. Будут здесь построены заводы, порты, школы и больницы, будут со временем университеты. Ваши дети, как и дети чукчей, эскимосов, камчадалов, чуванцев станут инженерами, писателями, врачами, слесарями, машинистами… . Это сделаем мы своими руками, а нам поможет Советская Россия».

Работал первый ревком всего полтора месяца, но за это время ревкомовцы успели сделать много. Самое главное было убедить местное население, что только Советская власть сможет защитить их интересы, избавить от нищеты, унижения и голода, сосредоточив в своих руках все командные высоты в экономике – национализировалась рыбалка, склады крупных коммерсантов и их лавки, распределялись продукты среди бедных. Для оказания помощи в других поселках, селах, уездах установления советской власти в конце декабря 1919 года группа ревкомовцев во главе с Августом Берзинем выехала в селения Усть-Белая, Еропол, Марково, где были созданы первые Советы.

19 января 1920 года состоялось собрание жителей пос. Марково. А. М. Берзинь убежденно рассказывал об Октябрьской социалистической революции, о Ленине, о Красной армии, о борьбе с белогвардейцами. Среди участников собрания был мой отец Шитиков Василий Яковлевич. Слова Берзиня о том, что бедняки могут выбрать свою власть, советскую, которая будет защищать бедняков, запомнились ему на всю жизнь. Первым председателем Марковского Совета был избран Федор Михайлович Дьячков, заместителем Василий Яковлевич Шитиков.

К концу января 1920 года в Анадыре контрреволюционные силы, воспользовавшись отъездом группы ревкомовцев, начали борьбу за экономическое и политическое господство, им помогали коммерсанты и кулаки.

Ревком принял меры к вооруженной борьбе с контрреволюционерами. Был напечатан приказ об объявлении Анадыря на военном положении, но приостановить контрреволюционное выступление не удалось.

Утром 31 января заговорщики открыли стрельбу по ревкому. Силы были неравны, ибо контрреволюционеры имели поддержку коммерсантов и кулаков. Были убиты  Титов и Гринчук, ранен Клещин, застрелился Фесенко. Оставшихся в живых Мандрикова, Галицкого, Куликовского, Вольтера и Бучека арестовали. 2 февраля 1920 г. ревкомовцев вывели на лед реки Казачки и зверски расстреляли.

7 февраля из поездки в Марково возвращались в Анадырь Берзинь и Мальсагов. Здесь их ожидала засада, и 8 февраля 1920 года они так же были расстреляны. Так погиб почти весь состав первого Анадырского ревкома. В живых остался только Михаил Куркутский, который продолжал работу по созданию Советов в отдаленных поселках Марковского куста.

Когда марковчане узнали о расстреле белогвардейцами Анадырского ревкома, то Ф.М. Дьячков и В.Я.  Шитиков создали вооруженный отряд из бедняков для поддержания революционного порядка от различных  посягательств коммерсантов и кулаков. Мой отец был в первом отряде народной милиции, а мой брат Борис принял от отца эстафету и прослужил в Советской милиции более пятидесяти лет.

Но не погибло дело, за которое боролись первые ревкомовцы. Предательская расправа над ними только усиливала тягу народа к борьбе за свои права.

В августе 1920 года была восстановлена в Анадыре власть трудящихся. Советская власть положила конец хозяйничанью американских, норвежских, японских и прочих иностранных промышленников на территории Чукотки. В 1924 году Советский ледокол «Красный Октябрь» водрузил советский флаг на острове Врангеля.

Первые мероприятия после восстановления Советской власти на Чукотке проводил второй ревком. В виду местных условий среди коренного населения в первое время были применены такие своеобразные формы управления как родовые собрания, советы, районные туземные съезды. А 10 декабря 1930 года по решению ВЦИК был создан национальный округ – т. е. чукчи, эскимосы, чуванцы, эвены, коряки получили национально- государственную организацию - округ и полное самоуправление на его территории. Этим актом была заложена основа дальнейшего планомерного социалистического строительства.

Образы героев-ревкомовцев живут в памяти жителей Чукотки, в названиях улиц городов и поселков, сел, совхозов, приисков. 5 июля 1921 года в Анадыре был открыт первый памятник погибшим членам уездного ревкома, который простоял до 1957 года. В канун 40-летия советской власти первым ревкомовцам был установлен новый памятник работы скульптора Ракитина. Перед взором анадырцев предстала фигура со знаменем в руках, символизирующая установление Советской власти. Мужественное волевое лицо революционера напоминает лицо Михаила Сергеевича Мандрикова. В год празднования 50-летия Советской власти газета «Правда» писала: «На самом высоком месте города возвышается памятник героям Первого Ревкома Чукотки. Спустя полвека, 21 сентября 1969 года благодарные потомки подняли прах ревкомовцев и в сопровождении духового оркестра, почетного караула, шествия анадырцев переместили его в братскую могилу к памятнику.

На торжествах по случаю 50-летия первого уездного ревкома Чукотки присутствовали многочисленные гости, среди них две сестры Августа Берзиня – Халена и Жжения, племянник М.С. Мандрикова, товарищи, лично знавшие ревкомовцев.

90 лет прошло со дня создания первого ревкома Чукотки, но анадырцы до сих пор бережно хранят память о подвиге мужественных борцов за свободу народа, а это означает, что первые ревкомовцы перешагнули границу статистического долголетия. Их имена переведены на иную шкалу измерения. Шкалу бессмертия.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.