Михаил Задорнов: Режим и "Единая Россия" как основа наших провалов в Ванкувере
Когда-то в нашем прошлом мы гордились космосом, Большим театром, спортсменами, ветеранами. Теперь осталась единственная гордость — ветераны. Кстати, во время последнего хоккейного матча Россия—Канада ветеранов было особенно жалко. Ведь им тоже хочется чем-то сейчас гордиться.
Уже к концу первого периода создалось ощущение, что на Олимпиаду в Ванкувер приехали две женские сборные России по хоккею. К середине второго периода я подумал: если верить тому, что в хоккее побеждает тот, кто быстрее двигается, то наши хоккеисты — ходячий тому пример. К концу второго тайма понял, что больше всех будет расстроен вратарь канадской сборной, потому что только ему не удалось забить в этом матче ни одной шайбы русским. А после матча вспомнил, что раньше нашу сборную по хоккею называли “Красная машина”, и придумал текст объявления: “Продается красная машина, битая”.
Молодцы канадцы. Порадовали хоккеем на грани спорта с искусством. Их тренеры были остроумны и изобретательны, точь-в-точь как когда-то наши великие Тарасов и Чернышев. А в канадских игроках порой виделись братья Майоровы, Старшинов, Рагулин… А одна разыгранная канадцами комбинация напомнила игру Альметова, Полупанова и Фирсова.
Сколько раз умнейшие люди страны советовали российским хоккейным тренерам и игрокам учиться играть у советских. Но политики нас так закодировали, будто все, что из советского прошлого, — недостойно. А канадцам оказалось не стыдно, не теряя своей традиционной напористости у ворот противника, научиться у бывших советских мастеров творческой игре. Неужели теперь нам пора приглашать канадского тренера, чтобы он научил нас играть в советский хоккей?..
Впрочем, не виню наших хоккеистов. Они отличные ребята. Здорово играют. Они и сами не поняли, что с ними произошло. А дело в том, что канадцы здорово подготовились. Разозлившись на свои последние проигрыши, досконально изучили игру наших. Они как белые витязи носились над хоккейной площадкой, сражаясь за честь Родины. А наши? Их и нашими-то можно назвать с натяжкой. Как можно биться за Родину, которую любишь понаслышке? Но где взять других, настоящих наших? Даже Владислав Третьяк пожаловался в интервью, что у канадцев в хоккей играет в 500 раз больше юношей, чем в России. Да и как могут русские учиться с детства играть в хоккей, если Дворцы спорта отданы под вещевые рынки и торговые центры? Я бы после этого матча подвел такой итог: англоязычная сборная Канады по хоккею победила русскоязычную сборную Канады.
Спортивные чиновники, конечно, найдут как оправдаться. Биатлонистам помешал снег, хоккеистам — лед… Мутко вообще умудрился сказать, что наши олимпийцы так плохо выступают, потому что их детство пришлось на трудные 90-е, они голодали и выросли слабосильными. Интересно, а как становились чемпионами люди, рожденные в послевоенные годы?..
Вообще Мутко и Тягачев научились так слаженно работать, что их уже можно называть одной фамилией — Тягомутко. А все, что они сотворили на Олимпиаде, — тягомутиной.
“Русский дом” в Ванкувере — это наш не только дневной, но и ночной позор. Тусовки, фейерверки, пьянки, попса… Какой настрой может быть у спортсменов, которые находятся в энергетике этого вертепа?
Плющенко, Третьяк, Роднина, некоторые хоккеисты с возмущением говорили о беспределе, который устроили в “Русском доме”. Интересно, что все спортивные заправилы, которые это устроили, — члены партии “Единая Россия”. Да простят меня за метафору, такое впечатление, что метастазы “Единой России” добрались и до Ванкувера.
Вообще, как правящая партия может называться “Единой Россией”, когда из России уезжают самые одаренные люди — тренеры, спортсмены, ученые, музыканты? За Словакию выступала биатлонистка Настя Кузьмина, которую спортивные чиновники практически выжили из страны. Но у нее хватило чести, получив золотую медаль, поблагодарить российскую школу. Сколько тренеров фигурного катания уехали только потому, что им платили копейки. В результате сегодня весь мир благодарит нашу школу фигурного катания.
Наши молодые спортсмены очень способные. Но они по-другому воспитаны. Я не вижу в них того достоинства, которое отличало советских спортсменов. В Ванкувере наш бобслеист радовался, что его соперник ударился головой о желоб и выбыл из борьбы. Конькобежец Скобрев отстал от голландца почти на круг. Голландец, на сегодняшний день, безусловно, лучший, ошибся и свернул на чужую дорожку. Грустно было смотреть на Скобрева, который целовал лед, получив серебряную медаль из-за ошибки соперника. Тогда уж целовать надо было не лед, а ноги голландского спортсмена, которые увели его не туда.
В довершение всего этого осталось разве что фигуристу Плющенко оправдать наших хоккеистов в своей излюбленной манере: “Канадцы победили нечестно, потому что не сделали ни одного четверного тулупа!”
А если серьезно, то мы и не могли победить. Мы заслужили этот провал всей страной. Не могут побеждать спортсмены страны, в которой президент пообещал обеспечить фронтовиков квартирами лишь через 65 лет после Победы. В стране, где за взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС никто не наказан. В стране, где богатые сносят дома бедных якобы “по закону”. В стране, где власть без конца твердит об инновациях и инвестициях, модернизации и нанотехнологиях, а старушки роются на свалках. В стране, где 23 февраля арестовывают банду военнослужащих, которые грабили “при исполнении” — в форме и с табельным оружием, а накануне этого праздника был забит насмерть ветеран войны, потому что кто-то захотел украсть его награды.
Так что спасибо вам, дорогие хоккеисты, за то, что вы проиграли. Это был мощный и очевидный знак сверху, чтобы мы поняли: а король-то голый! Как же хорошо, что теперь нашим правителям не удастся прикрыть все эти дыры победой в хоккее.
Вернутся наши олимпийцы, и, несмотря на все неудачи, — низкий им всем поклон. Вернутся и наши спортивные вожди, которые лучше всех на Олимпиаде откатали свою программу. И мы бы, наверное, еще больше гордились ими, если б знали сумму откатов.