Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Политическая социология: Доверие политическим партиям

В канун выборов вопрос о доверии, которым располагают политические партии, приобретает особую актуальность. С учетом этого приоритета на протяжении января был осуществлен ряд соответствующих демоскопических исследований Фонда «Общественное мнение».

Сектор политического мониторинга отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-02-07 23:57

      Максимумом доверия, по состоянию на первую декаду января, как и следовало ожидать, располагала, благодаря своему мощному административному ресурсу, «Единая Россия»: в ее поддержку высказалась половина опрошенных (это несколько больше, чем в декабре 2009 г., когда этот показатель был отмечен на уровне 46%). Ареал поддержки КПРФ достиг 19% (месяцем ранее он составил 21%), почти равным кредитом доверия пользовались ЛДПР и «Справедливая Россия» - 15% и 16% соответственно (в декабре – 14% и 17%).

      Партия  власти встречала наименьшее к себе недоверие, которое фиксировалось в пределах 19% (в декабре – 22%), а из сил оппозиции наименьшее предубеждение против себя испытывала «Справедливая Россия» - ей не доверяли 27% (месяцем ранее – 25%). Вряд ли последние показатели свидетельствуют всецело в пользу «справедливороссов»: скорее всего причина кроется в относительной безвестности этой партии, позже других расположившихся на отечественном политическом олимпе (35% респондентов затруднились с ответом на вопрос о доверии к ней, в декабре таковых было еще больше – 40%). Другие оппозиционные партии – КПРФ и ЛДПР – находятся в менее благоприятном положении: первой отказывали в доверии 42% опрошенных (в декабре – 39%), второй же – добрая их половина (месяцем ранее – 52%), причем на их счет в общественном мнении была отмечена куда большая определенность, поскольку затруднившихся с ответом в их случаях выявлено намного меньше по сравнению со «Справедливой Россией».

      Оценки, выставленные партиям по части доверия  или недоверия за последний месяц, продемонстрировали высокую степень стабильности: рекорд здесь был поставлен ЛДПР (79%), что больше, чем у «Единой России» (75%), далее следовала КПРФ (73%) и «Справедливая Россия» (65%).

      Это доверие или недоверие, выраженное политическим партиям, будучи переведено на язык электоральных рейтингов, могло бы дать, по оценкам ВЦИОМ на конец января 2010 г., следующее распределение голосов по итогам гипотетических выборов в Государственную Думу: «Единая Россия» - 51%, КПРФ – 8%, ЛДПР – 5%, «Справедливая Россия» - 4%. Показательно, что только в случае партии власти ареал доверия к ней почти полностью совпадает с ареалом ее электоральной поддержки, у оппозиции разрыв между первым и вторым имеет место во всех трех случаях, а это означает, что оппозиционные партии (и КПРФ в наибольшей степени) располагают известным резервом роста своего электорального влияния. Симптоматично также и то, что «Единая Россия», по всей видимости, уже исчерпав этот резерв, такой возможности лишена.  
 

Понятие «советского» и «антисоветского»   

     Косвенным подтверждением того, что ареал электорального влияния КПРФ имеет шансы на увеличение, служит проведенное в середине января 2010 г. исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который представил данные о том, какие ассоциации вызывают у россиян понятия «советский» и «антисоветский», и допустимо ли, с точки зрения наших сограждан, использовать такие слова в названиях гостиниц, ресторанов и других заведений. Тем более что в политической культуре постсоветской России общепринятой стала ассоциация советского периода истории нашей страны прежде всего с КПРФ.

     Как бы то ни было, слово «советский» заставляет россиян испытывать в первую очередь чувство ностальгии (31%). Что касается слова «антисоветский», то  оно, главным образом, вызывает у наших сограждан осуждение (23%) и безразличие (22%). Притом что перестроечные и постперестроечные годы до сих пор памятны широкомасштабными медийными мероприятиями, сплошь и рядом имевшими целью самое настоящее «отмывание» всего антисоветского, его безудержную героизацию, создание его культа, шла ли речь о советских диссидентах, или о «цеховиках», или о валютных спекулянтах.

       Наоборот, к слову «советский» респонденты значительно чаще, нежели к его антониму, испытывают гордость (18% против 1%) и одобрение (17% против 2%). Одновременно слово «антисоветский», в большей степени, нежели «советский», вызывает у россиян чувство разочарования (13 против 6%), ненависти (11% против 1%), стыда (8% против 2%) и страха (6% против 2%).

     Молодежь, однако, склонна испытывать безразличие как к слову «советский», так и к его антониму (26 и 28% соответственно). Что касается респондентов пожилого возраста, то у них слово «советский»  вызывает, в первую очередь, ностальгию (41%), одобрение (23%) и гордость (22%), а «антисоветский» - осуждение (32%)  и ненависть (19%). Слово «советский» вызывает у россиян, главным образом, хорошие и светлые воспоминания (14%), а также ассоциируется с порядком и уверенностью в завтрашнем дне (11%). 

     Для 9% это понятие связано с великой державой, для 8% - с СССР, по 7% вспоминают про идеологию и пропаганду коммунизма, детство и юность, 6% испытывают ностальгию. Среди прочих ассоциаций - бесплатная медицина, образование и т. д., дружба народов (по 4%), «застой», дефицит и очереди, но, одновременно, человечность и доброта (по 3%) и др. У пожилых слово «советский» вызывает, главным образом, хорошие воспоминания (21%) и ассоциируется с порядком (14%), великой страной (12%) и напоминает о юности (10%). Что касается молодежи, то в этой группе все «советское» связано, в первую очередь, с СССР (10%).

     Слово «антисоветский» имеет для россиян  негативную коннотацию:  у 16% возникают негативные воспоминания, у 10% это слово ассоциируется предательством, у 7% - с анархией и нестабильностью. Среди прочих ассоциаций - враги народа, диссиденты (5%), война против фашизма (4%), западный мир, безразличие к людям, «подполье» (по 2%) и др. Слово «антисоветский» вызывает неприятные воспоминания, главным образом, у респондентов старше 45 лет (20-21%).

И, как следствие, большинство россиян считают недопустимым использование слова «антисоветский» в названиях гостиниц, ресторанов и других заведений  (69%). Такая позиция характерна, в первую очередь, для респондентов старше 45 лет (73-75%), сторонников КПРФ и «Справедливой России» (77 и 79% соответственно). 14% опрошенных, в свою очередь, не видят в этом ничего плохого - это, в основном, 18-24-летние россияне (23%) и сторонники партий «Яблоко», «Правое дело» и «Патриоты России» (19%).

       При этом жители крупных городов в этом вопросе существенно лояльнее других респондентов: в этой группе опрошенных почти вдвое чаще, нежели в других, считают допустимым использование слова «антисоветский» в названиях различных заведений   (23% против 11-13%). Что касается использования в названиях слова «советский», то здесь россияне куда более терпимы: 43% полагают, что это вполне допустимо. 37% придерживаются обратной точки зрения. Лояльность демонстрируют, в первую очередь, малообразованные респонденты (47%). Им оппонируют, в основном,  россияне со средним специальным и более высоким уровнем образования (39%). Жители малых городов в наименьшей степени одобряют использование в названиях различных заведений слова «советский» (38% против 42-46% в других населенных пунктах).   

 

Сектор  политического мониторинга

Отдела по информационно-аналитической работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.