Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета «Правда»: Воспоминания воспитанника И.В. Сталина

18 декабря газета «Правда» предлагает читателям беседу публициста Владимира Литова с Артемом Сергеевым, который воспитывался в семье И.В. Сталина и многое знал о нем.

Kprf.ru
2009-12-18 17:44

 

Накануне 130-летия со дня рождения И.В. Сталина предлагаем читателям беседу публициста Владимира ЛИТОВА с Артёмом СЕРГЕЕВЫМ, который воспитывался в семье И.В. Сталина и многое знал о нем. Артём Фёдорович был участником битвы под Москвой, а после войны, став генерал-лейтенантом, внес весомый вклад в развитие артиллерийских войск, в создание современной системы ПВО. Артём Фёдорович ушел из жизни два года назад. Беседа состоялась, когда он уже тяжело болел, но, несмотря на это, как убежденный коммунист продолжал свою работу и свою борьбу, сохраняя ясный ум и глубину суждений.  

Владимир ЛИТОВ. Вы воспитывались в семье Сталина, хорошо знали его. Какие черты сталинского характера запомнились больше всего?

Артём СЕРГЕЕВ. Огромная работоспособность и самоотверженное служение высшим интересам государства. Сталин был первым тружеником страны, работал на износ, не делая себе никаких поблажек, и требовал того же от подчиненных. Даже в Сочи, на отдыхе, ему ежедневно фельдпочтой доставлялась кипа документов. А Сталин умудрялся еще каждый день просматривать гору литературы — как научной, включая, например, работы по металлургии, химии, горному и военному делу, так и художественной — те же литературные журналы. Помню постоянно две большие стопки книг в его кабинете, куда, несмотря на запреты, мы всё равно заходили. Одну, бегло им просмотренную, увозили обратно, другую он оставлял для более внимательного чтения. Читал в день не менее 500 страниц, это помимо партийных и правительственных документов, а их тоже было немало. Читал очень быстро, буквально глотал страницы, но при этом хорошо помнил прочитанное. Его знания не были книжными. Он активно использовал их для достижения поставленной цели — создания первого в истории социалистического общества, выражающего глубинные интересы трудящихся масс. Этот возвышенный настрой невольно передавался всем, кто находился рядом со Сталиным, включая и нас с Василием. Нам, может быть, даже в большей степени, чем взрослым: в юношеском возрасте, когда идет формирование характера, воздействие сильной и целеустремленной личности особенно ощущается.

В.Л. Известный писатель и поэт Константин Симонов отмечал в своих воспоминаниях, что по вопросам художественной литературы Сталин проявлял совершенно невероятную осведомленность, читая публиковавшиеся в провинциальных журналах повести и рассказы, о которых он, Симонов, даже и не слышал. Подобной осведомленностью, судя по исторической литературе, Сталин обладал в разных сферах, что помогало ему принимать компетентные решения в своей государственной деятельности. Хорошо знавшие его люди утверждают, что он высоко ценил специалистов, настоящих знатоков своего дела. В кадровой же политике отдавал предпочтение тем, кто умел эффективно работать и добиваться очевидных сдвигов к лучшему в порученном деле. Прошлые заслуги и знакомства в расчет не принимались.

А.С. Могу подтвердить: расстановка руководящих кадров по принципу личной преданности, приятельским или земляческим связям считалась в сталинское время государственным преступлением, влекущим за собой самую суровую ответственность. Иосиф Виссарионович относился к людям так, как они относились к порученному делу: ценил добросовестных и компетентных, избавлялся от болтунов и неумех. Руководителям давались большие права и полномочия. Они обязаны были в кратчайшие сроки добиться заметного улучшения в своей сфере. Если получалось, их поощряли и продвигали наверх дальше. Если нет, сразу же снимали с постов, не обращая никакого внимания на прошлые заслуги, родственные или земляческие связи. Как-то раз я стал невольным свидетелем того, как Сталин распекал одного крупного хозяйственного руководителя за попытки объяснять невыполнение порученного дела объективными причинами. «Вы для того и поставлены, чтобы преодолевать их,— жестко выговаривал он. — Забудьте о своих прошлых заслугах. Надо решать сегодняшние задачи. Не можете, скажите честно и уходите. Найдем другого».

От компетентности и дальновидности государственного руководства зависит очень многое. Долгосрочные планы преобразования страны, разработанные большевистской партией во главе со Сталиным, были глубоко продуманы и просчитаны. Они учитывали как сложившиеся в стране реальности, так и объективные закономерности общественного развития. Но они так и остались бы на бумаге, если бы не социалистический строй, который и дал возможность мобилизовать и распределить необходимые силы и средства на достижение поставленных целей. В 1931 году Сталин сказал свои знаменитые слова о том, что, если наша страна не пробежит за 10 лет то расстояние, которое другие страны проходили за 50 или даже 100 лет, ее просто сомнут. Пятилетние народнохозяйственные планы, концентрация национальных сил и средств на основных направлениях позволили решить эту, казалось бы, невыполнимую задачу. И вот ровно через десять лет, когда Советскому Союзу удалось создать современную индустрию, осуществить коллективизацию сельского хозяйства и провести культурную революцию, на нас ринулась самая мощная в мире военная машина фашистской Германии, которая, кстати, без особого труда разгромила лучшие армии капиталистического мира. Однако смять молодое Советское государство не удалось. Смятой оказалась сама Германия, на которую по сути работала вся покоренная ею промышленно развитая Европа. Наш народ способен на чудеса, когда государственная власть выражает его интересы, а во главе страны стоит по-настоящему компетентное и дальновидное руководство!

В.Л. Судя по документам и материалам, опубликованным в последние годы, Сталин намечал переход к коллективному руководству в партии и «плавную» передачу государственной власти в руки более молодых, образованных и компетентных деятелей. К концу 1952 года большую роль в руководстве правительства играли его выдвиженцы Сабуров, Первухин и Малышев. Главой же правительства намечалось сделать Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко, руководителя белорусских коммунистов, занимавшего затем ряд ответственных партийных и государственных постов. Вы лично знали Пантелеймона Кондратьевича? Это ведь интересно с позиций того, какие именно качества Сталин ценил при подборе кандидатов на самые высокие посты и каким он видел будущее партии и страны.

А.С. Да, я неоднократно встречался с Пономаренко. Вместе со Ждановым он относился к интеллектуальному крылу сталинского руководства. Получил инженерное образование, имел несколько изобретений. Много читал, следил за научно-техническими достижениями, прекрасно знал и любил художественную литературу, собрал у себя одну из лучших личных библиотек в стране. У него в кабинете я видел книги по самым различным отраслям — от металлургии до биологии, и видно было, что он их читал. Пономаренко, возглавлявший многие годы Белорусскую партийную организацию, не боялся отстаивать свою точку зрения перед Сталиным, даже когда знал, что тот занимает другую позицию. В первый день войны, утром 22 июня 1941 года, он позвонил Сталину и предложил немедленно приступить к эвакуации с белорусской территории промышленных предприятий, которые неизбежно были бы захвачены быстро наступавшими немцами. Для Сталина такая постановка вопроса была совершенно неожиданной, он ответил отказом. Затем стал советоваться со своими соратниками, все они были против, кто-то даже предложил немедленно арестовать Пономаренко за «паникёрские настроения». Однако уже через два дня стало ясно, что молодой белорусский руководитель прав. Сталин дал указание начать эвакуацию. Но демонтаж промышленного оборудования уже шел полным ходом: Пономаренко взял всю ответственность на себя, хотя и знал, что мог поплатиться за это головой. И это не единичный случай, когда он выступал против мнения большинства членов Политбюро, включая самого Сталина, и добивался своего.

В.Л. Подлинной трагедией страны стало то, что переход к коллективному руководству и плавной передаче власти в руки более молодых, образованных и в то же время по-настоящему коммунистически убежденных деятелей после смерти Сталина осуществить не удалось. Пример же социалистического Китая показывает, как быстро и уверенно может развиваться страна, когда ее возглавляет компетентное и грамотное руководство.

А.С. Хочу лишь добавить следующее. Тем, кто ставит перед собой большие цели, всегда бывает трудно. Надо только не опускать руки и сохранять веру в успех. Помню, когда мы сообщили Сталину, что хотим стать военными — Василий поступал в лётное училище, я в артиллерийское,— он, одобрив наше решение, сказал: «Военным, ребята, скоро придется трудно. Но как бы тяжело ни было, боритесь до конца, верьте в победу, и она придет». Нам, старшему поколению, помогала вера в правоту своего дела, которая умножала силы. Такая вера нужна и сейчас.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.