«Правда»: БАМу - четверть века
25 лет назад, 29 сентября 1984 года, в 10 часов 10 минут по московскому времени на разъезде Балбухта Каларского района Читинской области было уложено «золотое звено» БАМа, соединившее все участки Байкало-Амурской магистрали в единое целое.
1 октября на станции Куанда состоялись грандиозные празднества по случаю этого события. Были соединены две половинки символического ключа от магистрали, вручённые бойцам Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Открыт монумент славы строителям БАМа. А перед этим 28 апреля 1984 года состоялось официальное открытие сквозного движения от Тынды до Комсомольска-на-Амуре (соединились центральный и восточный участки БАМа).
Это было важное событие, хотя оно ещё не означало полного окончания строительства. На некоторых перегонах, там, где пробивались тоннели, движение было организовано по временной схеме. В октябре 1987 года были закончены работы на четырёх тоннелях общей длиной 5307 метров по северному берегу озера Байкал. Ещё через год был сдан Кодарский тоннель длиной 1981 метр.
В связи с тем, что строители Северомуйского тоннеля столкнулись с громадными трудностями, был построен 56-километровый обход Северомуйского хребта с двумя тоннелями длиной 2142 и 752 метра. 10 ноября 1989 года поезда пошли по новому обходу длиной 61 километр. С этого момента считается, что было обеспечено прямое сообщение по всему БАМу. Его Восточный участок военные железнодорожники сдали в постоянную эксплуатацию ещё 29 сентября 1989 года.
Сам Северомуйский тоннель длиной 15,3 километра достраивали уже в другом государстве. 30 марта 2001 года состоялась сбойка основного тоннеля, а 23 ноября 2003-го он был принят в постоянную эксплуатацию. Первый грузовой поезд прошёл по нему 5 декабря.
Однако железнодорожные перевозки по БАМу были начаты гораздо раньше. Ещё в 1980 году организованы три отделения Байкало-Амурской железной дороги: Ургальское, Тындинское, Северобайкальское. Железнодорожники тогда работали на строителей, обеспечивая их всем необходимым, и обустраивали введённые в эксплуатацию участки, доводя их до необходимых требований и норм.
Строительство БАМа является одним из самых смелых проектов. Только экономически сильная держава могла себе позволить взяться за такую грандиозную стройку. В то же время это было стратегически продуманное и экономически обоснованное решение. О масштабах работ красноречиво говорят цифры.
Протяжённость БАМа от станции Лена Восточная до Комсомольска-на-Амуре составляет 3144 километра. А общая длина новой трассы от Тайшета до тихоокеанского города Советская Гавань - 4265 километров. Её проектная мощность составляет 35 миллионов тонн грузов в год. От Тайшета до Тынды земляное полотно отсыпано под два пути, дальше, до Комсомольска-на-Амуре, дорога в однопутном исполнении.
Трасса пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов. Больше тысячи километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, марей, болот, высокой сейсмичности. На магистрали построено 60 новых городов и посёлков, около двухсот станций и разъездов, 3136 искусственных сооружений, в том числе 142 моста с пролётами более 100 метров, пробито 8 тоннелей общей длиной 33,5 километра, перемещено 230 миллионов кубометров грунта. В среднем на один километр главного пути БАМа было переработано 95,3 тысячи кубометров грунта (на Транссибе - 14,4 тысячи).
В комплексе с БАМом построена дорога БАМ - Тында - Беркакит длиной 404 километра (начало будущей Амуро-Якутской магистрали). На ней перемещено 35 миллионов кубометров грунта, построено 450 искусственных сооружений, включая Нагорный тоннель длиной 1352 метра, 9 больших мостов, 11 станций.
БАМ - это не просто дорога, это ключ к заселению и освоению новых территорий с богатейшими природными кладовыми. Всё это предусматривала многолетняя комплексная программа, выполнение которой было прервано теми, кто захватил в 1991 году власть в стране.