Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов: «Кто заблокировал выход из кризиса?»
Начало осени оказалось богатым на различные мероприятия и дискуссии — как международные, так и внутрироссийские. Они как будто специально приурочены к годовщине мирового финансово-экономического кризиса, и, естественно, проходят под знаком этой темы. Острота и напряженность дискуссий связана, прежде всего, с тем, что кризис остается той реальностью, которая определяет социально-экономическую ситуацию и в мире, и в России.
Слухи о конце кризиса сильно преувеличены
Наиболее авторитетные экономисты и аналитики настаивают на том, что глобальные проблемы промышленного производства, внутреннего и внешнего спроса, состояния финансовых рынков вовсе не отступают и могут в ближайшее время с новой силой обрушиться на мир. Так, в начале сентября министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг, подводя итоги саммита «Большой двадцатки» в Лондоне, заявил: «Глобальный экономический кризис еще не преодолен. И вести речь о сворачивании антикризисных программ еще рано». В своем высказывании, прозвучавшем 8 сентября в эфире радиостанции «Эхо Москвы», лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц предупредил: существует серьезный риск дальнейшего «падения американской экономики, поскольку наметившаяся в последние месяцы стабилизация зиждется в основном на государственных инвестициях, а масштабные антикризисные меры правительства не могут быть бесконечными».
Этот риск касается не только американской, но и других ведущих экономик. А его заложником оказывается большая часть мира, прочно повязанная капиталистической глобализацией, теми негласными законами, которые служат интересам транснациональных корпораций, определяющих экономическую политику правительств, законами, жестко поделившими мир на «экономические зоны». Первая зона — немногочисленные благополучные государства «золотого миллиарда». Вторая — сырьевые регионы. Третья — не имеющие никаких перспектив нищие страны, способные лишь поставлять дешевую рабочую силу.
Эта конструкция, представлявшаяся идеальной архитекторам «нового либерального порядка», дала сильнейший сбой. И сегодняшние проблемы, отмечаемые такими экономистами, как Стиглиц, объясняются не столько ограниченностью возможностей государства в управлении экономикой и финансами, сколько тем, что в большинстве стран государственное вмешательство направлено не на изменение системы, которая и стала источником очередного кризиса, а на ее «штопку» и ремонт. Но если в целом ряде крупнейших стран эта ситуация постепенно начинает меняться, то в России она остается по-прежнему разрушительной и тотальной.
Большинство отечественных аналитиков не меньше западных коллег сомневаются в скором отступлении кризиса. Средства массовой информации буквально переполнены их озабоченными высказываниями. Даже на государственных теле- и радиоканалах бравурные настроения прежних лет, связанные с утопией под названием «сырьевая империя», уступают место осторожному скепсису. Наконец глава государства Д.А. Медведев обращается к обществу со статьей, в которой открыто заявляет, что страна зашла в тупик, что необходимо сменить вектор развития.
Фокусы Кудрина и его команды
Однако в России сохраняется группа «отпетых оптимистов», заявляющих, что нет оснований говорить о глубоких кризисных явлениях. Эта группа крайне немногочисленна. Но проблема в том, что именно она сегодня определяет ключевые экономические, социальные и финансовые сценарии и их реализацию. Это экономический блок правительства во главе с вице-премьером и министром финансов Кудриным и работающими в связке с ним чиновниками.
В преддверии заседания Государственной думы 16 сентября, на котором предстояло заслушать отчет правительства, СМИ неоднократно цитировали победные реляции Кудрина, сводившиеся к тому, что страна прошла нижнюю точку кризиса и уже выходит из него. Основанием для таких заверений послужило сопоставление некоторых показателей за июнь и июль. Согласно Росстату, сравнение двух летних месяцев указывало, что российский ВВП вырос на 0,5%. Аналитики поспешили напомнить, что подобные цифры находятся в рамках статистической погрешности и могут вообще не означать реального роста экономики. Тем более не указывают они на грядущие перспективы устойчивого роста, на системное оздоровление.
Такие предупреждения нисколько не поколебали оптимизма Кудрина и его команды. Не поколебали его и более принципиальные показатели, свидетельствующие о том, что Россия продемонстрировала самые разрушительные темпы экономического падения как среди стран Европы, так и среди стран БРИК. Причины этого так и не были публично проанализированы властью. Почему, скажем, российский ВВП в течение года обрушился в целом на 10%, а в такой стране, как Индия, наблюдается его годовой прирост на 4%, даже несмотря на общее замедление темпов промышленного роста? Мы неоднократно слышали и продолжаем слышать, как власть ссылается на пагубное влияние зарубежных факторов на российскую экономику. Но отчего именно наша страна оказалась настолько уязвима перед этими факторами? Вот один из важнейших вопросов, который плохо анализируется теми, чьей прямой обязанностью является внятная диагностика российской социально-экономической сферы.
Наконец, не повлияло на оптимистичные оценки чиновников и социальное положение большинства граждан, которое усугубляется массовыми увольнениями и переходом на сокращенную рабочую неделю с соответствующим урезанием зарплат. Вот лишь некоторые плачевные данные о социальной ситуации в стране, приведенные Росстатом. Во многих областях России число безработных превысило 10%. Этот уровень во всем мире считается критическим. В Брянской и Ивановской областях безработные составляют 13%, в Тамбовской — 11,4%, в Орловской — 11,1%. В среднем по стране реальные денежные доходы снизились на 5,8%. В Вологодской, Рязанской и Ярославской областях, на Алтае и в Ненецком автономном округе их снижение превысило 15%. К этому прибавляется угроза остановки в ближайшее время ряда крупных предприятий, что опять же чревато потерей работы для многих тысяч трудящихся и грозит парализовать целые города, в том числе крупные и еще недавно вполне благополучные. Это как раз свидетельствует о том, что кризис в стране продолжает нарастать.
Доклад «Всё хорошо, прекрасная маркиза…»
Последнее в полной мере подтвердил и правительственный отчет, который слушался и обсуждался в парламенте 16 сентября. Мы уже давали оценку этому мероприятию в нашей партийной печати и на Интернет-сайте КПРФ. Однако его важность заставляет остановиться на нем подробнее.
Особенно важен отчет кабинета министров: увы, не потому, что подтвердил успешность правительственных мер, а как раз потому, что эффективных мер и обнадеживающих перспектив он не предполагает. Обсуждение в Думе с полной очевидностью обнаружило, что разрушительный курс по-прежнему навязывается России как единственно возможный, что социально-экономическая политика правительства всё больше расходится с запросами общества и требованиями трезвомыслящих политических сил.
Отчет состоялся без участия председателя правительства. Доклад от имени кабинета министров, как уже случалось, сделал вице-премьер Игорь Шувалов. В нем не прозвучало ни конкретных цифр, ни фактов, свидетельствующих о том, что в промышленности или в сельском хозяйстве что-то восстановлено, построено, введено в действие. Да таким фактам и неоткуда было взяться — их попросту нет. Зато весь доклад был пронизан заклинаниями о неких позитивных тенденциях, якобы предвосхищающих оздоровление экономики. При этом ни слова не прозвучало о новых данных Росстата, опубликованных за день до правительственного отчета.
Согласно этим данным, в стране, начавшей якобы выходить из кризиса, по итогам августа падение промышленного производства составило 12,6% в сравнении с августом прошлого года. А в сравнении с предыдущим месяцем это падение составило 3%. И касается оно буквально всех отраслей промышленности. Получается, чиновники не следят за статистикой, отражающей качество их управления экономикой? Или предпочитают замалчивать эту статистику, рапортуя о своих мнимых победах?
Доклад Шувалова не дал ответа на два ключевых вопроса, без которых невозможна реальная оценка принимаемых правительством мер.
Вопрос первый. Как была распределена государственная помощь по регионам, по предприятиям и компаниям, по отраслям промышленности? Кто, сколько и на что получил фактически? И, соответственно, каковы приоритеты правительства в деле поддержки конкретных сфер отечественной экономики и социальной жизни?
Думский комитет по бюджету и налогам дал заключение, согласно которому правительство в своем отчете проигнорировало требования закона и не представило сведений, как минимум, по восьми ключевым позициям. В том числе и о валютных займах конкретным компаниям, и о том, сколько и на каких предприятиях должно быть создано рабочих мест в рамках борьбы с безработицей. Проигнорированы сроки и объемы выделения средств регионам и предприятиям. Впрочем, некоторые отрывочные цифры всё же можно выудить из письменного текста правительственного отчета. ОАО «Тяжмаш» в общей сложности выделено 7,3 миллиона рублей, ОАО «ЛОМО» — 15,9 миллиона, авиационной холдинговой компании «Сухой» — 22,2 миллиона, Волгоградскому судостроительному заводу — 20,2 миллиона, ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» — 35,4 миллиона. И нам предлагают считать эффективными мерами поддержки названные суммы, которые в масштабах реальной экономики представляют собой попросту жалкие крохи? А ведь речь идет о предприятиях, на которых производятся самолеты, корабли, грузовые машины, высокоточная оптика. То есть это сферы, потенциально наиболее конкурентоспособные на внешнем, а главное — на внутреннем рынке.
Вопрос второй. Какой коэффициент полезного действия демонстрируют меры, принятые правительством? То есть каково соотношение затраченных финансовых ресурсов и позитивных результатов? Позитивных прежде всего для тех отраслей, без укрепления и развития которых ни одна страна не может рассчитывать на социально-экономическую и финансовую стабильность.
По оценкам Счетной палаты, в рамках реализации антикризисных мер правительства затраты в целом составили не менее 10 триллионов рублей. Это 25% ВВП России. По соотношению этих затрат и общего объема ВВП наша страна экономически превзошла гораздо более благополучные США и Китай. Но можем ли мы говорить, что для российской экономики результаты пропорциональны названным затратам? Очевидно, что нет. И одна из главных причин здесь — разительный перекос, который обнаруживается при сравнении денежных вливаний в реальную экономику и в финансовый сектор. Из потраченных средств на банковскую сферу пришлось около 85% антикризисных вливаний, а на производственную и борьбу с безработицей — лишь 15%. Прямым результатом этого оказывается дальнейшее падение промышленности, о котором умолчали и докладчик Шувалов, и его коллеги.
Даже экономисты сугубо либерального толка, оценивающие экономическую политику правительства, не находят ей оправдания, отмечают ее губительность. Например, президент Института энергетической политики Владимир Милов так прокомментировал 17 сентября на страницах газеты «Время новостей» результаты антикризисных мер кабинета министров: «Все усилия были брошены на спасение банковской системы. Систему спасли, но она как не кредитовала население и производство, так и не делает этого. Так зачем, спрашивается, такую банковскую систему надо было спасать?»
Что делать?
КПРФ неоднократно обращалась к власти с требованиями срочной и масштабной поддержки промышленности и сельского хозяйства. Что необходимо предпринять?
— Под контролем и на основе государственного субсидирования возродить совхозы и сельскохозяйственные кооперативы.
— Принять закон о земле, предусматривающий конфискацию сельскохозяйственных земель в пользу государства в том случае, если они не используются собственниками по назначению.
Мы убеждены, что без реализации этих мер невозможно остановить деградацию сельскохозяйственной отрасли и обнищание тех, кто в ней трудится, обеспечить продовольственную безопасность страны.
Следует также на три года освободить от налогов владельцев малого и среднего бизнеса, открывающих собственное производство, а также предоставить им беспроцентные кредиты и займы сроком на пять лет.
Эти льготы, наряду с поддержкой крупных промышленных предприятий, позволяют решить две важнейшие проблемы: импортозамещения, которое оказывается вдвойне важным в кризисных условиях, и создания новых рабочих мест.
Ни в правительственном отчете, ни в докладе вице-премьера не было ни единого упоминания об этих важнейших темах.
Названные требования — это не просто пункты из нашей Программы и из плана антикризисных мер, который предлагает КПРФ. Это условия выживания и развития страны и благополучия миллионов ее граждан. Но правительственные господа, хлопоча о банках и сохранности олигархических капиталов, всё реже вспоминают об интересах коренной России и даже не желают упоминать о них.
Есть и третий важнейший вопрос, ответ на который обязано — тем более в кризисной ситуации — давать любое ответственное правительство. Каким будет дальнейший вектор социального развития? Какой сценарий управления экономикой должен быть избран, чтобы о перспективах развития страны вообще можно было говорить? И вот что мы услышали от Шувалова.
На вопрос депутата от КПРФ Юрия Афонина о том, какие меры собирается принимать правительство для спасения оборонного комплекса России, последовал откровенно шокирующий ответ. Вице-премьер заявил дословно следующее: «Я считаю, и мои коллеги по правительству считают, что мы переходим к этапу, когда необходимо начинать новую структурную приватизацию, мы так ее называем». То есть речь не только не идет о возвращении под контроль государства стратегических важнейших отраслей, деградирующих под управлением частных собственников, а, напротив, готовится новая волна их приватизации, новый виток эскалации разрушительной ультралиберальной практики.
Надо сказать, что в последнее время никто из высших чиновников не решался оглашать подобные планы, и казалось, что провал шоковой приватизации окончательно осознан даже ее прежними приверженцами. Однако их «символ веры» всё тот же, и они с фанатичным упорством предъявляют его стране вновь.
Мы, коммунисты, неоднократно ставили вопрос о необходимости дать на государственном уровне исчерпывающую оценку ельцинской приватизации, сделать объективные выводы и на их основании принять ответственные государственные решения. Соответствующее мероприятие было внесено в повестку работы Думы четвёртого созыва. Парламенту предстояло заслушать доклад Сергея Степашина, председателя Счетной палаты, в стенах которой скопилось множество разоблачительных материалов, касающихся беззаконий, допущенных в процессе передачи гигантской государственной собственности в частные руки. Но думское большинство в лице «Единой России» проголосовало против рассмотрения этого вопроса, не только важного с исторической точки зрения, но и особенно актуального в плане сегодняшнего состояния российской экономики и ее будущего.
Доклад председателя Счётной палаты был снят с повестки дня. Проправительственное большинство не пожелало услышать правду. К теме приватизации парламент больше не возвращался. Но КПРФ настаивала и продолжает настаивать на необходимости пересмотра ее итогов в интересах всего народа. Это ключевое требование содержится как в нашей партийной программе, так и в отдельно опубликованной антикризисной программе коммунистов.
Необходимо также провести национализацию нефтяной, газовой, металлургической и тяжелой промышленности, сферы производства винно-водочной продукции.
Без этого невозможно наполнение бюджета, достаточное для того, чтобы заработали по-настоящему антикризисные меры, чтобы появились средства для действительно масштабного инвестирования в производство, в науку, в социальную сферу — в будущее России. Эти предложения КПРФ полностью созвучны требованиям большинства граждан. Так, согласно июньскому опросу ВЦИОМ, 82% россиян одобряют национализацию крупных предприятий в целях преодоления кризиса.
Новое издание гайдарономики
Но либералы из правительства не только упорно игнорируют настроения абсолютного большинства граждан и созвучные им требования оппозиции. Они объявляют о готовности сделать следующий авантюристический шаг на пути приватизации и передать в частные руки оборонные предприятия. Ни слова не говорят о том, кому эти предприятия будут переданы, на чью безопасность станут в итоге работать в погоне за прибылью.
Отвечая в Думе на критику правительственного отчета, вице-премьер Шувалов настаивал, что в кабинете министров работают настоящие профессионалы. И тут же сам расписался в том, что эти профессионалы, вместо того, чтобы ответственно управлять стратегическими отраслями, предпочитают спихнуть их в частные руки вместе с ответственностью за безопасность страны. Но в сильной, уважающей себя державе профессионализм управленцев не может ограничиваться умением щедро дотировать банковскую сферу. Критерием соответствия их пребывания на своих постах интересам страны является прежде всего отношение к ключевым сферам экономики и умение управлять ими.
По итогам отчета в Государственной думе в поддержке откровенно неэффективных мер правительству отказали все политические силы, за исключением «Единой России». Сегодня, в преддверии выборов в Московскую городскую думу, столицу заполонили плакаты этой партии, на которых красуется надпись: «Обещания — выполняем. Дело — делаем». Голосование в Думе 16 сентября лишний раз показало, какова цена обещаний «партии власти», неоднократно уверявшей, что она отказалась от политики 90-х, полностью дискредитировавшей себя в глазах россиян. А на практике поддерживающей «капитанов-банкротов», продолжающих вести страну всё тем же курсом.
Голосование «Единой России» в очередной раз подтвердило и цену ее делам, сводящимся к безоговорочной поддержке любых правительственных инициатив, в том числе и откровенно подрывающих безопасность страны. Послушную позицию «единороссов» некоторые СМИ абсолютно несправедливо продолжают приписывать Государственной думе в целом. Но итоговый вердикт об одобрении правительственного отчета целиком на совести «Единой России». Он оказался возможен лишь благодаря тому, что этой партии принадлежит в парламенте большинство голосов. Большинство, моральное право на которое она из раза в раз перечеркивает подобными голосованиями.
В отличие от «партии власти» граждане отказываются доверять реляциям правительственных чиновников. В начале сентября многие СМИ обнародовали результаты августовского опроса «Левада-центра», согласно которому лишь 6% респондентов считают «хорошими» действия, предпринятые правительством для борьбы с кризисом. Согласно тому же опросу, новую волну кризиса считают вполне реальной 52% респондентов. Надежду на улучшение своего личного благосостояния выражает лишь каждый девятый. При этом почти четверть уверены, что их благосостояние будет только ухудшаться. Мониторинг социальной ситуации, который проводит наша партия, также свидетельствует о неуклонном росте недоверия к власти и раздражения ее действиями в различных регионах страны, и в особенности — в крупных городах. Такая реакция, такие настроения граждан закономерны.
Между тем пропагандистскую байку о «выполнении обещаний» и «делании дел» наверняка готов отнести на свой счет и экономический блок правительства. В то время как ему следовало бы говорить не о том абстрактном кризисе, который, по его версии, близится к завершению, а о реальном, заявляющем о себе в неутешительных показателях.
По данным Росстата, за первые восемь месяцев текущего года производство грузовых автомобилей в стране составило лишь 28,4% от аналогичных показателей прошлого года. Производство легковых автомобилей — 37,4%. Производство грузовых вагонов для железнодорожного транспорта сократилось на 56,9%, кирпича — на 40%, цемента — на 22,5%, железобетонных изделий и конструкций — на 44,1%.
Падение экономики влечет за собой и масштабные проблемы на крупнейших предприятиях, чреватые серьезными осложнениями в целом в стране. На «Автовазе» издан приказ о сокращении пяти тысяч работников. «Аэрофлот» официально уведомил Минздравсоцразвития о намерении до конца текущего года сократить две тысячи своих сотрудников. Группа компаний ГАЗ уведомила то же министерство о грядущем увольнении 14 тысяч работников. Это больше половины тех, кто трудится там на сегодняшний день. Пока правительственные либералы «выходят из кризиса», страна планомерно вступает в полосу массовой безработицы.
И даже без учета новых безработных ситуация с обнищанием россиян выглядит удручающей. По данным Росстата, число живущих за чертой бедности выросло в России по сравнению с прошлым годом на 6 миллионов человек и составило 24,5 миллиона — 17,4% населения. Уже сама эта цифра выглядит угрожающе. Но насколько полно она отражает реальные масштабы нищеты в стране? Статистика определяет черту бедности в соответствии с официально установленным прожиточным минимумом, который сегодня составляет по стране 5083 рубля. Но если смотреть правде в глаза, можем ли мы сказать, что при нынешнем уровне цен на товары первой необходимости и медицинские услуги человек, имеющий, скажем, 6,7 или даже 10 тысяч рублей в месяц, не является нищим? Не случайно заместитель директора Института мировой экономики и мировых отношений РАН Евгений Гонтмахер говорит, что при использовании более адекватных методик подсчета мы увидим: число бедняков достигает в России 40%.
Доказательством обнищания оказывается и общее сокращение объема розничной торговли за первые восемь месяцев этого года на 8,2%. Объём же непродовольственной розницы сократился за этот период на 11,6%. Происходит падение внутреннего спроса, без поддержания которого нельзя рассчитывать на общий рост экономики.
Что намерены делать со всем этим кудрины и шуваловы? Что они предлагают в ответ на это? Обещание новой волны приватизации и нежелание даже обсуждать возможность смены социально-экономического курса.
Пора услышать глас народа
В очередной раз, отстаивая тезис о недопустимости национализации ключевых сфер экономики, Шувалов заявил на заседании в Думе: «Государство — плохой менеджер. У нас нет необходимых ресурсов для того, чтобы обеспечить надлежащее управление таким количеством сложных предприятий». Если шуваловы и кудрины готовы вслед за Людовиком Четырнадцатым провозгласить: «Государство — это я», то диагноз «плохой менеджер» следует признать безусловно справедливым. Но они — не государство, а маленькие чиновники, неэффективные, не способные действовать в интересах страны скверные управленцы, оказавшиеся у экономического руля государства по воле и прихоти их покровителей.
Как раз ситуация глобального экономического кризиса в очередной раз подтвердила, что в сегодняшнем мире по-настоящему эффективным управляющим, способным гарантировать устойчивое развитие, оказывается именно государство. Но государство сильное, ответственное, справедливое, последовательно действующее в национальных интересах. Не случайно самым неуязвимым для кризиса сегодня оказался Китай, который, при всей зависимости от общемировой рыночной конъюнктуры, демонстрирует уверенный рост экономики. КНР доказывает, что социалистические методы управления, используемые коммунистическим руководством, являются бесспорным примером эффективности для всего мира. И мир в поисках выхода берет на вооружение зачастую китайский опыт. Даже главные оплоты либеральной экономики — США и Великобритания — сегодня активно используют национализацию частных предприятий в качестве антикризисного противоядия, то есть делают именно то, к чему давно и настойчиво призывает КПРФ, чего ждет сегодня абсолютное большинство россиян. Презрительно именовать подобные меры «антирыночным популизмом» продолжают лишь бездарные правители, из последних сил удерживающие Россию на американской обочине.
Экономический кризис поставил перед всем миром в полный рост вопрос о дальнейшем социально-экономическом курсе, о бесперспективности прежних установок, еще недавно казавшихся незыблемыми. Эти же вопросы стоят в полный рост и перед Россией — вне зависимости от того, что их упорно стараются не видеть, кто управляет ее экономикой, заодно стремясь закрыть на них глаза и всему обществу. Но их поведение в кризисной ситуации ставит перед Россией и другие вопросы, на которые должны дать ответ высшие руководители государства. Если команда правительственных чиновников с таким упорством игнорирует все социально-экономические показатели и запросы общества, если ее рецепты принципиально расходятся с нуждами и требованиями абсолютного большинства граждан, то в чьих же интересах эта команда действует? На кого в конечном счете она работает? И может ли высшее руководство страны рассчитывать на воплощение декларируемых им планов модернизации России и отказа от губительной «сырьевой иглы», на выход из тупика без смены кадрового состава правительства?
Выход из кризиса есть. Он заключается в том числе и в реализации предлагаемых нами мер, о которых было сказано в этой статье. Но пока на пути к нему стоит команда кудринских церберов, он для России закрыт. Давно пора снимать такую охрану.
Геннадий Зюганов.
Председатель ЦК КПРФ.