Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Индикаторы кризисного сознания.Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса на 9 августа 2009 года

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ:

Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2009-08-09 16:50

ИНДИКАТОРЫ КРИЗИСНОГО СОЗНАНИЯ

Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса

 

Индикатор 1. Оценка материального положения

Проблема материального положения в условиях социально-экономического кризиса находится в фокусе исследований демоскопических служб. Так, по данным Фонда «Общественное мнение», полученным в ходе опроса в начале августа, большинство респондентов (55%), оценивая динамику своего материального положения за последние два-три месяца, отметило его практическую неизменность. Начиная с февраля-марта текущего года, эта группа мнений, зафиксированная в те месяцы на уровне 39%, неуклонно возрастает. Прямо противоположная тенденция характерна для группы крайних пессимистов, говорящих об ухудшении собственного материального положения: достигнув в феврале-марте 55-56%, к настоящему времени она сократилась до 37%. Иначе говоря, переживание кризиса, воспринимаемого наиболее непосредственным образом, то есть сквозь призму оценок своего материального достатка, постепенно утрачивает свою былую остроту. В то же время застойность кризисной ситуации, отсутствие сколько-нибудь значимых перспектив выхода из нее подтверждаются на примере группы крайних оптимистов: она стабильно составляет маргинальное меньшинство на уровне 5-6% (с апреля месяца ее численность если и изменяется, то в пределах всего лишь 1%).

Примерно в том же духе оценивается материальное положение по результатам исследования ВЦИОМ. По состоянию на июль месяц, как среднее его охарактеризовали 59% респондентов – колебания в данной группе мнений в 1-3% отмечены, начиная с февраля, так что и здесь наблюдается достаточно выраженная стабильность. Около трети опрошенных (31%) говорят о своем материальном положении как о плохом в целом, и эта группа мнений также отличается известным постоянством в количественном отношении. Наиболее же стабильной на протяжении всего текущего года оказалась группа оптимистов: 10% респондентов неизменно отмечают собственное материальное положение как в целом хорошее.

Одним словом, при отсутствии видимых изменений к лучшему в текущей экономической ситуации наблюдается некоторое снижение градуса драматизации в восприятии экономического кризиса. Действительно, по данным мониторинга экономического кризиса компании «Комкон», россияне все реже спонтанно называют экономический кризис среди важных событий в стране и в мире. В июле лишь 19% опрошенных назвали кризис в числе важнейших событий, что втрое меньше значения аналогичного показателя в феврале этого года (58%). Кроме того, кризис теперь вызывает меньше озабоченности: несмотря на то, что подавляющее большинство опрошенных по-прежнему кризис волнует, по сравнению с февралем 2009 г. их доля сократилась на 15% и в июле 2009 г. составила 70%.

Это менее драматичное переживание кризиса отнюдь не объясняется снижением медийного прессинга, особенно поначалу активно муссировавшего только что возникшую кризисную ситуацию. Исследованием Фонда «Общественное мнение» выявляется достаточный потенциал критичности массовой аудитории, медийно зависимой, согласно бытующему предрассудку. Так, по мнению 39% респондентов, положение дел в экономике страны сейчас хуже, чем сообщают отечественные СМИ. Полагающих, что ситуация примерно такова, как следует из сообщений СМИ, чуть меньше – 35%. Подобное соотношение между доверяющими СМИ и подозревающими их в лакировке действительности фиксировалось опросами в ноябре прошлого года, на ранней стадии кризиса; затем, зимой и весной, уровень недоверия заметно вырос (44–47% респондентов полагали, что журналисты приукрашивают ситуацию, 21–29% – что они отражают ее адекватно). Еще 5% опрошенных подозревают СМИ, напротив, в очернительстве: они убеждены, что реальное положение дел в российской экономике лучше, чем его медийное отображение.

Все это, разумеется, при необходимой оговорке относительно того, что в сезон отпусков интерес россиян к сообщениям СМИ на политические и экономические темы неизбежно снижается. Резко (с 32% до 22%) сократилась, в сравнении с началом июля, доля внимательно следящих, по их собственным словам, за информацией о работе правительства, заметно уменьшилось число тщательно вслушивающихся в экономические новости (в сравнении с предыдущим, апрельским замером – с 36% до 28%). Какую-либо осведомленность о развернутом интервью Д. Медведева каналу НТВ продемонстрировали только 28% респондентов – при том что доля в той или иной мере информированных о предыдущих выступлениях главы государства в этом формате ни разу не опускалась ниже 38%.   

 

Индикатор 2. Ожидания изменения материального положения

Относительно большинство опрошенных (38%), как следует из августовского зондажа, произведенного Фондом «Общественное мнение», не связывает своих надежд с изменением материального положения в течение ближайшего года. Начиная с июня месяца количественные колебания в этой группе, как и во всех остальных, либо незначительны, либо вовсе отсутствуют. 18% опрошенных рассчитывают, что в течение ближайшего года их материальное положение улучшится, и ровно столько же полагают, что оно изменится к худшему. При этом молодежь смотрит в будущее, естественно, значительно оптимистичнее, чем представители старшего поколения.  

 

Сектор политического мониторинга

Отдела по информационно-аналитической работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.