Секретарь ЦК КПРФ Леонид Калашников: С помощью роста цен власть сознательно снижает доходы населения
Секретарь ЦК КПРФ Леонид Калашников принял участие в круглом столе по проблеме роста цен на продовольствие, проведенном интернет-порталом «Свободная пресса». В ходе обсуждения представители компаний розничной торговли утверждали, что крупные торговые сети работают сегодня чуть ли не себе в убыток. Леонид Калашников выразил позицию коммунистов по обузданию роста цен.
– Рост цен – это проблема не сегодняшнего дня, а всех 2000-х годов. Это главный механизм, с помощью которого всё это время российский капитализм успешно блокировал подъем уровня жизни большинства населения. Цифры официальной инфляции уже давно не имеют никакого отношения к реальности. Власть каждый год рапортует о 10-12%. Между тем, цена минимального продуктового набора и тарифы ЖКХ ежегодно растут на величину от 20 до 30%. А ведь именно эти две статьи расходов поглощают большую часть семейного бюджета почти у двух третей населения страны. Таким образом, социальная инфляция, «инфляция для бедных» всегда была не менее 20%. В результате даже в годы самого обильного дождя нефтедолларов никакого существенного роста реальных доходов населения не происходило. А у части населения доходы падали. Прежде всего, это 40 миллионов пенсионеров. Ведь индексация пенсий была меньше реальной инфляции. Сейчас уровень пенсий в России – самый низкий за всю историю пенсионного обеспечения. По реальной покупательной способности нынешняя средняя пенсия в 5-6 раз меньше советской пенсии середины 1980-х. В сходной ситуации находятся и бюджетники.
Это дает основания говорить, что никакой реальной борьбы с инфляцией власть не вела. Инфляция, превышающая рост зарплат и пенсий, – это сознательная политика нашего буржуазного государства, которое таким образом экономит на своих социальных обязательствах и сокращает цену рабочей силы.
Сейчас мы просто имеем дело с продолжением той же политики. Только в связи с кризисом экономия на народе приобрела еще более откровенные формы. Инфляция за 2008 год объявлена на уровне 13%. При этом только за первое полугодие прошлого года минимальный продовольственный набор подорожал на 20%. А дальше? С июля по конец декабря падение рубля по отношению к доллару составило более 30%. В России импортные – половина продовольствия, 70% лекарств и около 80% промтоваров. Может при этом годовая инфляция быть 13%? Да Геббельс просто отдыхает!
Поскольку рост цен на товары первой необходимости, в том числе на продовольствие, – результат сознательной и комплексной государственной политики, то для изменения ситуации нужен пересмотр всей этой политики.
На наш взгляд, необходимы следующие меры.
Первое – остановить рост тарифов естественных монополий. Заявления нашей власти о том, что энергоносители в России должны стоить, как на мировом рынке, напоминают своей бессмысленностью некую мантру. Это в стране, которая является мировым лидером по добыче газа и одним из лидеров по добыче нефти? Это с какой же стати? В реальности за этой мантрой стоят интересы сырьевых корпораций, которые – плоть от плоти нынешней власти.
Второе – необходимо законодательное ограничение наценки переработчика и продавца продовольствия. Доля сельхозпроизводителя в цене продукта менее 30% – это нонсенс, это приговор всей нынешней экономической системе. И крокодиловы слезы представителей торговых сетей по поводу бесприбыльности своего бизнеса меня совершенно не впечатляют. Наши крупные компании ничего так хорошо не умеют, как занижать свою официальную прибыль. Но если прибавить к цифре прибыли сумму зарплат и бонусов топ-менеджмента, то становится ясно, куда на самом деле уходят деньги.
Третье – нужно восстанавливать конкурентную среду на продовольственном рынке. Все последние 10 лет мэры наших городов занимались тем, что под предлогом борьбы за санитарию сносили бульдозерами продовольственные рынки и продвигали «социально близкие» торговые сети. Которые сегодня стеной стоят между производителем и потребителем и диктуют цены. Нужно восстанавливать рынки и ярмарки, куда может выйти каждый средний и малый производитель. И, конечно, нельзя допустить перехода этих рынков под контроль криминальных группировок. Иначе никакого снижения цен не добиться.
Четвертое – надо не на словах, а на деле заняться возрождением отечественного сельского хозяйства. То, чем до сих пор занималась здесь власть – жалкая имитация. Так расходы на нацпроект «Сельское хозяйство» каждый год были раз в двадцать меньше, чем затраты на закупку импортного продовольствия. Производство сельхозпродукции дотируется во всех развитых странах мира с гораздо более благоприятным, чем у нас, климатом. А в России село фактически зачищается, как ненужная отрасль экономики. Без восстановления агропромышленного комплекса мы останемся заложниками колебаний цен на мировом рынке. И чиновники снова будут уговаривать нас затянуть пояса под предлогом, что, видите ли, китайцы и индийцы стали больше кушать.
«Свободная пресса»: – А почему вы думаете, что правительство не прислушается к вашим предложениям?
– Я убежден, что нынешняя власть и не будет реально бороться с ростом цен. Она всегда поддерживала крупный бизнес против малого бизнеса и населения. Всё вдруг станет иначе? Да я скорее поверю в искреннее раскаяние старого рецидивиста. Потому я очень сомневаюсь, что закон, ограничивающий торговую наценку, о котором говорила госпожа депутат Яровая, будет принят. Её же коллеги по фракции «Единой России» замылят или выхолостят этот закон.
Как ни парадоксально, главную роль в борьбе с ростом цен предстоит сыграть не власти, а оппозиции. Когда мы добьемся того, что ограничение цен станет одним из главных требований забастовок и массовых акций протеста, только тогда власти придется реализовать хотя бы часть нашей программы по контролю над ценами. Иное – иллюзии.