Николай Гоголь: «Обнять обе половины русского народа, северную и южную, сокровище их духа и характера»
Страна отметила 200-летие Гоголя. Великий писатель всегда актуален. Каждый волен искать в нем свои смыслы. Известный кинорежиссер, мастер экранизаций и член КПРФ Владимир Бортко к юбилею писателя выпустил на экраны России и Украины фильм «Тарас Бульба», ставший самым заметным событием юбилея и сразу вызвавший бурные споры в прессе, на форумах, в обществе. Что же в фильме и повести наиболее значимо для нас сегодня?
Тема патриотизма, союза славянских народов, их взаимоотношений между собой и Западом. Первую редакцию «Тараса Бульбы» молодой русский писатель Гоголь, потомок описанных в повести малороссийских козаков, мечтавший стать историком, закончил в 24 года, в 1835 году. Это было время, когда Запорожская Сечь уже прекратила свою 200 летнюю борьбу с соседями и Украина прочно вошла в состав Российской империи. Это было время, когда генерал-фельдмаршал Паскевич, происходивший из казачьего рода атамана Пасько, сподвижника Богдана Хмельницкого, подавил восстание в Польше в 1830-31 гг. и стал ее наместником. Проблемы русского патриотизма в свете недавней русско-польской войны занимали общественную мысль. Тогда Пушкин написал свое известное стихотворение «Клеветникам России» и «с высочайшего дозволения» императора Николая I, опубликовал «Бориса Годунова», посвященного истокам смутного времени и русско-польской войне во главе с претендентом на российский престол Григорием Отрепьевым. Молодой Гоголь, кстати, написал рецензию на пушкинского «Бориса Годунова». Именно тогда впервые была опубликована «Переписка Ивана Грозного с Курбским», посвященная теме предательства «отъехавшего» в Литву боярина и сподвижника царя.
Гоголь не мог остаться в стороне от этой темы, как не мог остаться в стороне от нее Бортко сейчас, сформировавшийся как личность и художник на Советской Украине. И упрекать их в пророссийской позиции бессмысленно. Серия разгромных рецензий в либеральной прессе, высмеивающих здравицы погибающих в бою «козаков» в честь русской земли, показывают, что тема выбрана правильно. «Странная вещь — русский либерал, — говорил Владимир Бортко в одном из своих интервью, — Это единственный человек в мире, который ненавидит и бьет свою мать, свою землю».
Сечь воевала за свою «незалежность» с русским царем едва не больше, чем с турецким султаном и польским королем. Кошевой запорожский атаман Петр Сагайдачный, чье имя носит ныне флагман украинской части Черноморского флота, осаждал вместе с польским королевичем Владиславом Москву на излете смутного времени. Петр I велел Меньшикову сжечь «разбойничье гнездо» накануне Полтавской битвы, за поддержку Мазепы и Карла ХII. И все же, в статье «Взгляд на составление Малороссии» (1835) Гоголь дает такую характеристику казачеству: «Большая часть этого общества состояла из первобытных, коренных обитателей южной России. Доказательство — в языке, который, несмотря на принятие множества татарских и польских слов, имел всегда чисто славянскую южную физиономию, приближавшую его к тогдашнему русскому, и в вере, которая всегда была греческая». Повесть «Тарас Бульба» говорит нам о взглядах писателя на единство славянских народов, спаянное православной верой. За что провозглашает тост Тарас Бульба накануне решающей битвы? «За православную веру, за Сечь, за всех христиан!» В записной книжке Гоголя 1846 — 1851 годов читаем: «Обнять обе половины русского народа, северную и южную, сокровище их духа и характера». И фильм Владимира Бортко в полной мере отвечает замыслу великого писателя продемонстрировать неразделимость славянских народов, особенно перед угрозой западного порабощения.
Тема любви к Родине и измены, предательства, также особенно актуальна сейчас. «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей, — говорит Тарас Бульба в прологе фильма, — Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства».
Измена Андрия всегда трактовалась, как измена из-за любви к красавице-полячке. Одна из сюжетных линий пушкинского «Бориса Годунова» представляет историческую параллель событий «Тараса Бульбы». Дочь польского магната Марина Мнишек становится женой перебежавшего к полякам Григория Отрепьева, который во главе польского войска вторгается на родную землю, вместе с сыном изменника князя Курбского, которого, кстати, тоже звали Андрей. «Чем человек виноват? — искренне удивляется Янкель, — Там ему лучше, туда и перешел». Золотые доспехи и самый лучший конь, про которые со знанием дела Янкель рассказывает Тарасу Бульбе, раскрывают еще один мотив этой философии предательства.
Гибнущий под страшной средневековой пыткой от рук палача на Варшавской площади Остап, и сам Бульба, задерживающий погоню, чтобы спасти своих товарищей (не люльку же он спасал от поляков), демонстрируют иную философию, иную модель поведения. Даже страшная смерть «за други своя» красна на миру. Именно такие люди творили историю, вели за собой народы, создавали государства. Память о них переживет века.
Наконец, «Тарас Бульба» просто хорошее кино, масштабное и яркое эпическое полотно, которых давно не было на наших экранах. Сильные характеры героев, великолепный Богдан Ступка в заглавной роли, реализм в деталях, исторический достоверность Запорожской Сечи, одежды, быта и нравов «грубого, свирепого века». Фильм крепко скроен и ладно сшит. Посмотрите — он придется Вам впору.
Гоголь, как и Бортко, в равной степени принадлежат к русской и украинской культуре. Талантливый режиссер выбирая тему для своей работы не может не чувствовать общественного настроения, общественного запроса на свой будущий фильм. Фильм Бортко смотрят и в России, и в Украине. Хорошо, что запрос таков.
Ренат Сулейманов,
депутат Совета депутатов Новосибирска