Профессор А.И.Субетто: Мировой экономический кризис в начале XXI века как часть эпохи Великого Эволюционного перелома в развитии
Сайт Санкт-Петербургского горкома КПРФ продолжает публиковать доклады, сделанные учеными-коммунистами на прошедшей недавно в городе научной конференции, посвященной анализу истоков глобального капиталистического кризиса и поиску путей выхода из него. Сегодня публикуется доклад члена КПРФ, доктора экономических и философских наук, кандидата технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России, члена РУСО А.И. Субетто.
Переживаемый человечеством, США, Западной Европой, Россией мировой финансовой кризис является частью более общего глобального экономического кризиса, а последний – частью процесса, отразившегося в уже свершившейся первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы. Выскажу несколько общих предварительных соображений, которые вытекают из разработанных мною положений теоретической системы Ноосферизма и теории капиталократии.[1] Первое. Все человечество, уже начиная приблизительно с 1990 года, оказалось в состоянии первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Возник императив выживаемости человечества и России в XXI веке как императив выхода из возникшего Экологического Тупика истории, преодоления ускоряющегося процесса погружения человечества в «пропасть экологической гибели», которая может произойти уже к середине XXI века.
А.П.Федотовым были выявлены фундаментальные закономерности динамики саморазрушения современного мира. Для этого он ввел два индикатора такого «саморазрушения» – индекс устойчивости развития мира и индекс социально-экономической дисгармонии. Его исследования показали, что по «индексу социально-экономической дисгармонии» мир вступил в «область саморазрушения» ~ 1910-1920гг., что совпадает с началом империалистической эпохи капитализма, а по «индексу устойчивости развития мира» – в 1960 году, что совпадает, по моей оценке, с началом становления глобального империализма. Моделирование динамики этих индикаторов показало, что «сверхнапряженность во взаимодействии между человечеством и биосферой введет мировую систему в коллапс в 2020-2030гг.»[2]. Единственной моделью спасения человечества и России в XXI веке является «ноосфера будущего» – управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Это и есть единственный вариант будущего «устойчивого развития».
Второе. Россия – родина учения о ноосфере В.И.Вернадского, которая благодаря усилиям многих отечественных ученых перерастает в Ноосферизм (понятие, введенное мною) – ноосферную научно-мировоззренческую систему XXI века, ноосферную идеологию и одновременно идеал мироустроения в виде ноосферного социализма, базирующегося на управлении социоприродной гармонией, задействования духовного и творческого потенциала людей, идеальной детерминации в будущее истории через общественный интеллект, его функции управления будущим.
Третье. Россия может выйти на «плато» социального, экономического и технологического развития в XXI веке, спастись от развивающегося системного кризиса, переходящего в системную катастрофу и человечества, и России, только предложив, принципиально новую идею духовного развития человека, выхода из экологического тупика. И такой идеей, на наш взгляд, не имеющей альтернатив для будущего, является ноосферизм, ноосферный, духовный, экологический социализм, с приматом духовных потребностей над материальными, альтруизма над эгоизмом, с преодолением отчуждения человека не только от средств производства, от основ собственного бытия, но и от самого себя, своего смысла жизни, предназначения, и от природы, с преодолением онтологической лжи истории, связанной со строем капиталократии, капиталорационализации всех форм человеческих отношений и самого человека.
Четвертое. Россия – это особый тип цивилизации на Земле. Она и не Европа, и не Азия. Она отдельный цивилизационный «континент», на котором вершится синтез и Запада, и Востока, на протяжении всей истории человечества. Она есть центр устойчивости и неустойчивости мира, самая холодная цивилизация в мире, особая территория, которая может быть названа «российской Евразией», которая, в силу многих обстоятельств, является самой большим сегментом наиболее не разрушенной, сохранившейся Биосферы, и вносит огромный вклад в механизм поддержания планетной биосферной устойчивости.Поэтому сама проблема «Россия и системный кризис мировой экономики» имеет свое разрешение только в контексте ноосферного пути выхода из этого кризиса, как единственно возможного. Духовным водителем на этом пути, если возобладают человеческий Разум и Воля, должна стать Россия, ее коллективный Разум. Но для этого она должна показать пример в своем движении по этому пути уже сейчас, именно в эту, уже начавшуюся, Эпоху Великого Эволюционного Перелома.
Переживаемый системный кризис мировой экономической системы, а вернее глобальной капиталистической системы на базе мирового рынка и мировых денег в форме доллара, которая на рубеже ХХ и XXI веков приобрела форму системы глобального империализма, есть эпоха краха глобального капитализма – империализма, продолжительность которой составит 30-40 лет, и которая является частью Эпохи Великого Эволюционного Перелома[3], эпохи перехода человечества от развития на базе институтов конкуренции и частной собственности, которое в этой парадигме экологически исчерпало себя, поставило человечество перед лицом своей экологической смерти, к развитию в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества – в форме Ноосферного, духовного, экологического социализма или Ноосферизма.
Системный кризис мировой экономики – феномен сложный. Он имеет внешнее и внутреннее измерения. Внешнее измерение отражает несоответствие глобальной или мировой рыночно-капиталистической экономики задачам выхода человечества из углубляющегося глобального экологического кризиса. Это «измерение» системного кризиса обозначилось давно, приблизительно с 1960 года. Оно отражает глобальное фундаментальное противоречие между рыночно-капиталистической формой хозяйствования, капитализмом, частной собственностью и природой. К близкому выводу приходили многие отечественные и зарубежные ученые.
Американский эколог Б.Коммонер еще в конце 60-х годов ХХ века написал работу «Замыкающийся круг», в которой вынес вердикт: технологии на базе частной собственности уничтожают самое большое богатство человечества – экосистемы.На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, в научной дискуссии, как отметил В.А.Коптюг, было зафиксировано положение, что частная капиталистическая собственность препятствует установлению устойчивого развития человечества на Земле.Это системное несоответствие мировой капиталистической системы Большой Логике Социоприродной Эволюции и привело к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы. Здесь человечество столкнулось с особым типом исторического отрицания капитализма, о котором не ведали ни К.Маркс, ни В.И.Ленин, ни вся теоретическая система марксизма XIX и первой половины ХХ века, – эволюционного отрицания капитализма Природой – Биосферой и планетой Земля как суперорганизмами, их гомеостатическими механизмами.
Это «отрицание», начавшееся в ХХ-ом веке, порожденное тем, что синтез «большой энергетики хозяйствования» со стихийными регуляторами развития, с институтами рынка и частной собственности, обусловил резкие темпы энтропийного, – разрушительного, деструктивного «давления» рыночно-капиталистического хозяйства на Природу (здесь слова К.Маркса – культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню – приобрели глобально-экологический характер), привело к тому, что глобальный экологический кризис стал перерастать в Глобальную Экологическую Катастрофу. В этом факте сконцентрирована вся драма и трагедия человеческого разума, его философии и науки, культуры и религии, благих мыслей о Добре и Любви и поклонения деньгам, прибыли, Капиталу-Фетишу, в целом образования, картины мира и системы ценностей, которые оказались неадекватными грозным экологическим реалиям человеческого бытия.
Сформировалась интеллектно-информационно-энергетическая асимметрия, человеческого разума, делающее человечество, похожим на динозавра: маленькая «головка» отражает низкую прогностическую способность и низкое качество управления будущим со стороны «буржуазного или либерального разума», отягощенного интересом своекорыстия, которое по Н.А.Бердяеву порождает безумие, а большое «тело» есть образ большой энергетики мирохозяйствования, которое в своей стихийной, частнособственической, своекорыстно-безумной парадигме развития, уничтожает вокруг себя Природу.
Если Человечество не обретет свой истинный разум, достойный той мощи природных сил, которыми он овладевает, благодаря успехам науки, в первую очередь естествознания и инженерии, то оно, как динозавры, погибнет, но в отличие от динозавров, в порожденной им самим экологической катастрофе. А чтобы человечество обрело истинный Разум, оно должно стать ноосферно-социалистическим. Внутреннее измерение мирового системного кризиса определяет его не как системный кризис мировой экономики вообще, а именно, как системный кризис глобальной системы капитализма или глобального империализма. Латентный период этого кризиса начался еще в 80-х годах ХХ-го века и длился он до 2008 года.
Осенью 2008 года он вышел на поверхность бытия. О нем предупреждали в 90-х годах и сами адепты капитализма с мировыми именами, такие, например, как А.Гор, Дж.Сорос, Д.Кортен и другие.
Что собой представляет этот кризис? Первое. Это есть кризис мировой финансовой капиталократии, всей «пирамиды» мирового капиталовластия, включая «пирамиду транснациональных компаний».Есть много данных, что мировой финансовый кризис, именно осенью 2008 года, был порожден программно «верхушкой» пирамиды мировой финансовой капиталократии (так называемым «мировым правительством»), олицетворяемой лидерами тех 20 американских банков, которые вошли в закрытое акционерное общество под названием «Федеральная резервная система» (ФРС). Но если он и сгенерирован осенью 2008 года искусственно, то он «искусственен» только в том смысле, что он спровоцирован мировой финансовой капиталовластью, ради своей стратегии установления мирового господства, только на опережение, поскольку, по своим источникам и основаниям, этот кризис надвигался и был неотвратим. В течение ХХ-го века происходил как процесс капиталистического обобществления капитала, и в первую очередь финансового капитала, в том числе на золотых носителях, в первую очередь в США, так и процесс отчуждения капитала не только от труда, от производства, но что является новым в теории капитала – отчуждение капитала от капитала, т.е. финансового капитала от промышленного капитала, сопровождаемое ростом паразитарности и империалистичности глобального капитализма США, мировой финансовой капиталократии. Отрыв «финансовой», паразитарной экономики от производительной экономики в США составил соотношение 20:1.
Появился «турбокапитализм» в определении Луттвака[4], который стремится к обороту финансового капитала без производства, превращаясь в информационно-виртуально-компьютерный капитализм, паразитирующий на всей экономике мира, создающий в США общество не просто потребления, а общество перепотребления, живущее за счет эксплуатации народов всех «развивающихся стран» – стран периферии глобального империализма, в том числе и за счет России, в которой началось вымирание населения по одному миллиону в год. Дж.Колеман, разоблачая теневую сторону Нового Мирового Порядка, как строя мировой финансовой капиталократии уже на языке моей теории капиталократии, указывает: «Зависимость от финансовой помощи США фактически держит зарубежные страны в рабстве у «Совета по международным отношениям». Населению стран, которым оказывается такая помощь, достаются лишь жалкие крохи, а основная часть оседает у государственных лидеров, которые позволяют МВФ хищнические выкачивать природные ресурсы из страны»[5].
Дэвид Кортен назвал деятельность ТНК «корпоративным колониализмом», над которым надстраивается тираническая финансовая система в виде ФРС, банковской корпорации США и в целом англо-американского мира. Он замечает, что «тиранический режим глобальной финансовой системы» ведет человечество «к почти неизбежной социальной и экономической катастрофе»[6].Таким образом, понимание того, что нынешняя система глобального империализма беременна системной – и социальной, и экономической –катастрофой, присутствует у думающих мыслителей на Западе давно, в отличие от наших экономистов-либералов, отказавшихся и от марксистско-советского наследия в достижениях экономической теории, и от здравого смысла вообще, превратившихся в «слепых» и «безумных», очевидно, в контексте гениальной оценки Н.А.Бердяева – своекорыстие есть безумие.
Второе. Это есть крах мирового рынка и мировых денег. За последние 40 лет в логике бытия мировой финансовой капиталократии произошли три революции, меняющие облик функционирования капитализма, Глобальной Капитал-Мегамашины[7]: монетарная, электронно-компьютерная революции и «революция ТНК». Главный их результат – появление особого типа «денег» – «денег над деньгами», появление особого типа капитала – отчужденного от физического капитала, капитала виртуального. Его называют еще фиктивным капиталом. Например, в США сейчас 95% фиктивного капитала. Если в 1973 году спекулятивных долларов было всего 17%, то к концу ХХ века их объем достиг 95-99%.Мировой рынок таких фиктивных денег (ценных бумаг) перераспределял фиктивные капиталы за один день объемом на порядок больший, чем оценивается ВВП Германии, производимый за год.Пирамида мировой финансовой капиталократии, в которой рынок денег играет лишь роль инструмента власти, пользуется полной свободой от ответственности за свои деяния и перед Человеком, и перед Природой.
Безнравственность, как результат двойного отчуждения от человека и от Природы, а в конечном итоге от Бытия, характерная для мировой финансовой капиталократии, делает ее механизм поведения сходным с механизмом поведения раковых клеток в организме, уничтожающих, за счет безграничного потребления и роста, организм, как своего донора, а потому и себя.Наступивший мировой кризис есть крах мирового рынка, разрушение двухсотлетнего мифа о его саморегулирующей силе, против которого с позиций кибернетики еще в 1962 году выступал Норберт Винер.
Следует вспомнить и проницательное предупреждение Ф.Миттерана на Всемирном Форуме на высшем уровне в 1995 году в Копенгагене, когда он сказал, обращаясь к лидерам государств мира: «Я задаю себе вопрос, сумеем ли мы предотвратить превращение мира во всеохватывающий рынок, где действует закон сильного, где главной целью является получение прибыли в кратчайшие сроки, где спекуляция за несколько часов сводит на нет плоды труда миллионов людей? Я спрашиваю – не отдаем ли мы будущие поколения игре этих слепых сил?»[8]. Фактически ответ на это вопрошание Миттерана неутешителен. Капитализм, рынок не только отдает будущее поколения людей игре этих слепых сил, но поставил под сомнение будущее, как таковое, для человечества вообще к концу XXI века, поскольку первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы развивается.
Катастрофичность рыночно-капиталистической формы хозяйствования, которую монетарно-финансовая логика его развития только усилила, перешла в экологическую катастрофичность, в том числе и внутри глобального здоровья человечества. Пример: промышленное животноводство в США и в Западной Европе, использующее, в целях максимизации прибыли и удешевления производства мяса, гормональные вещества, в частности диэтилстильбэстрол (ДЭС) – синтетический заменитель женских половых гормонов; это применение привело к развитию редкой формы рака половых путей, в первую очередь у женщин, аж на протяжении 3-х поколений, к росту других, включая эпидемиологические, заболевания, к возможным массовым генетическим поломкам[9]. И это только частный случай, демонстрирующий те опасности, которые несет с собой внедрение рыночно-капиталистического человека, управляемого стремлением к наживе, в святая святых воспроизводства жизни в мире животных, в мире растений, да и самого человека. Не поэтому ли скорость нарастания массовости диабета и в целом ожирения в США – одна из самых высоких в мире? Развитие мировой финансовой капиталократии, ее глобальный империализм только углубил три фундаментальных противоречия современного глобального империализма: противоречие между капитализмом и природой, противоречие между капитализмом и социализмом, как его альтернативой, противоречие между капитализмом и трудом.
Таким образом, зададимся вопросом, какие в этом кризисе проявились закономерности в развитии капитализма? Закономерность к дематериализации капитала, тенденция к его фетишной форме освобождения и от физической оболочки, и от человека, человеческого труда вообще, чтобы приблизить скорость своего оборота к скорости света. Третье. Переживаемый кризис есть, таким образом, кризис всей глобальной системы капитализма, начало его краха уже во Внутренней Логике Социального Развития. Этот системный кризис уникален, его нельзя сравнивать с прошлыми кризисами, хотя по определенным его аспектам можно найти аналогии. Этот кризис олицетворяет собой начало целой Эпохи, длиной в 30-40 лет, перехода человечества от Капитализма к Социализму, но к Социализму нового качества – к Ноосферному, Духовному Экологическому Социализму – Социализму XXI века.
Подведу некоторые итоги: Системный кризис мировой экономики порожден взаимодействием двух Логик развития с Большой буквы – Внутренней Логики Социального Развития и Большой Логикой Социоприродной Эволюции. Большая Логика Социоприродной Эволюции, законы, отражающие действие гомеостатических механизмов Биосферы и Земли, как суперорганизмов, предъявила императивы ко Внутренней Логике Социального Развития, которые могут быть удовлетворены только путем Великого Отказа человечества от ценностей, лежащих в основе рыночно-капиталистической системы.
Речь идет о второй волне Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции, подъем которой происходит на наших глазах в начале XXI века. Россия – центр устойчивости и неустойчивости мира. Реванш капитализма в 90-х годах и в начале XXI века в России породил ее системную, цивилизационную катастрофу, частью которой стала демографическая катастрофа, вымирание населения, в первую очередь русского народа и малых народов Севера, начиная с 1993 года, получившее наименование «русский крест». Этот системный кризис был предвестником мирового системного кризиса.
Системный кризис в России начался с 1992 года, как только была принята стратегия неолиберальных рыночных реформ и де-факто строительства в России олигархического капитализма на основе экспроприации социалистической собственности у народа (потому что приватизация по А.Чубайсу передала в руки кучки немногих, которых стали называть олигархами, собственность народа, де-факто за бесценок, в 100-1000 раза ниже ее истинной стоимости).
Системный кризис продолжал углубляться даже в благополучные годы, когда высокие цены на нефть только способствовали укреплению во взглядах стоящих у власти неолибералов – монетаристов, что они и дальше смогут «жировать», не вкладывая ни рубля в развитие собственной промышленности. «Младореформаторы» по оценке В.Попова[10] взяли на вооружение «выездную модель» МВФ, которая «стригла под одну гребенку Россию и … Боливию. «Открытость» без острастки. Жесткая привязка в доллару. Денежное предложение ограничено лишь выкупом Центробанком валютной выручки экспортеров. Сдерживание инфляции единственно сжатием денежной массы».Фактически уровень реформационного профессионализма подтверждает, что его носители есть яркий пример «профессионального кретинизма» (по К.Марксу).
Россия – самая холодная цивилизация в мире. У нее есть свои цивилизационные социально-экономические законы развития, специфика которых вызвана высокой энергетической стоимостью производства (хозяйства) в России из-за холодности климата, низкой продуктивности сельского хозяйства, в целом биоты – на просторах России. Это – инфраструктурный закон, закон централизации управления развитием экономики России, закон существования достаточного сектора мобилизационной экономики, закон плановой регуляции экономического развития (закон роста плановости экономики), закон общинно-государственного землепользования, закон доминирования закона кооперации (монополизации) над законом конкуренции, закон стратегического резервирования для сглаживания кризисов развития, закон высокой степени закрытости российской экономики (развития с опорой на собственные основания)[11].
Либеральная отечественная экономическая мысль полностью отвергла эти законы и их требования и определила падение России в инферно, в «пучину зла» в виде катастрофы.Именно поэтому мировой системный кризис в России мультиплицируется, потому что в логике политики открытости ее экономики, она обречена, в силу действия вышеназванных законов, на гибель, на свое движение к распаду. В этом плане продолжение «монетарной политики в логики спасения российской экономики от кризиса» предстает как вопиющая некомпетентность властей, отражающая крах всей неолиберальной, рыночно-капиталистической реформации в России.
Спасение ее лежит в переходе в развитии на собственные силы, с опорой на собственные специфические законы, через восстановление планирования развития народного хозяйства на базе сочетания плана и рынка, восстановление народно-хозяйственных связей, диктуемых технологической кооперацией, восстановление долгосрочного программирования развития, через постановку под государственное регулирование единой энергетической системы, топливно-энергетического комплекса, транспортной системы, ВПК, национализацию обанкротившихся коммерческих банков и т.п.Необходимо осознать, что образование и наука в их единстве – базис базиса воспроизводства наукоемкой, интеллеткоемкой, образованиеемкой экономики в XXI веке. Разрушения образования, научной инфраструктуры, Вооруженных Сил на фоне разрастающегося системного кризиса России выглядит как конвульсии ослепшего разума неолиберального политического истеблишмента России. Где же выход? Куда устремлена эпоха Великого эволюционного Перелома? Я твердо убежден: к становлению ноосферного социализма, ноосферного общества, ноосферной экономики, ноосферного образования.
Их выражением является управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества.Если сформулировать ключевую «парадигму для XXI века», то она звучит так: перейти от Стихийной, Конкурентной Истории, которая уже выработала свой ресурс в развитии человечества, человеческого разума, к Управляемой Истории, о которой писал К.Маркс, как о будущей подлинной истории, как об эпохе истинного коммунизма, но в особой форме – форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. А это означает, что Природа, поставила перед человечеством императив перехода к Ноосферной Истории на базе доминирования закона Кооперации и общественного интеллекта как социально-интеллектуальной системы управления будущим на стратегических горизонтах. Какие Ответы нужны на Вызовы, определяемые системным кризисом в мире и в России в логике развития самой России? Первое.
Россия должна вернуться к выполнению требований специфических социально-экономических законов развития России. В частности, к плановому технологическому и экономическому развитию на основе государственно-общественного землепользования, к направлению земельной, ресурсной и энергетической ренты на развитие людей, народа и гармонизацию отношений с природой, к формированию значительного сектора мобилизационной экономики, к национализации системообразующих отраслей и предприятии, банковской системы, к государственной монополии на торговлю ликероводочными изделиями, алмазами, бриллиантами, золотом, редкоземельными металлами, к управлению стратегическими ресурсами.
Второе. Ответы, формируемые в Большой Логике Социоприродной эволюции, обращены ко всему XXI веку, ко всем научно-мировоззренческим и ценностным основаниям бытия России и человечества.Главный принцип – «Спасение России возможно только в логике идеологии спасения человечества от экологической гибели, которую Россия может дать миру». Эта идеология формируется на основе научно-мировоззренческой системы Ноосферизма. Она направлена на обеспечение становления:
· ноосферного социализма;
· ноосферной парадигмы управления социоприродным развитием;
ноосферной экономики;
· ноосферной культуры и духовности; ·ноосферного общественного интеллекта; · ноосферного образовательного общества;
· ноосферного образования.
С чего начинать? Что делается в этом направлении?
Разработана теоретическая концепция Ноосферизма и ноосферного социализма, в которых дается целая система блоков нового синтеза и научного, и культурного: ноосферизм как теоретическая система, определенная логика синтеза научных знаний; учение об общественном интеллекте; наука о качестве продуктов, процессов и систем, создаваемых человеком, – квалитология, а в ее составе квалиметрия; наука о творчестве – креатология; основания ноосферного человековедения и ноосферного обществоведения; системогенетика и социогенетика; теория капиталократии и глобального империализма; критика оснований «разума», защищающего рыночно-капиталистические основания бытия; концепция России как уникальной цивилизации, ее законов развития; концепция ноосферного качества жизни.
Следует отметить огромный задел, созданный нашими современниками в процессе развития учения о ноосфере В.И.Вернадского, вклад, который внесли Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, А.Д.Урсул, Н.Н.Лукьянчиков, О.Л.Кузнецов, В.Н.Василенко, В.Т.Пуляев, В.Н.Сагатовский, П.Г.Никитенко, Н.В.Маслова, Г.М.Иманов, Ю.Е.Суслов, А.А.Горбунов, Л.Г.Татарникова, и другие.
Этот задел составляет основу дальнейшего развития Ноосферизма. Следует отметить, что Ноосферизм рождается не только как развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского, но как некий итог развития всей Эпохи Русского Возрождения с начала XVIII века, устремленной к утверждению космической, вселенской природы человека и его разума, его творчества, к синтезу Истины, Добра, Красоты и Любви, к установлению гармонии во взаимоотношениях человека и Природы, Космоса, Универсума, русской культуры, русской философии, Русского Космизма. В этом контексте космоноосферной рефлексии мы опираемся на плечи титанов Эпохи Русского Возрождения, людей универсально-синтетического самовыражения, – М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ю.М.Лермонтова, Д.И.Менделеева, Н.Ф.Федорова, В.В.Докучаева, Н.Н.Морозова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, Л.С.Берга, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.К. и Е.И.Рерихов, С.П.Королева, И.В.Курчатова, Н.Г.Холодного и многих-многих других.
С чего начинать? С ноосферного образования, с ноосферной культуры и ноосферной духовности, с системы «Учитель», о которой писал Н.Н.Моисеев. В чем состоит предназначение ноосферного образования и ноосферной культуры? Это предназначение состоит в том, чтобы передать человеку осознание своей Ответственности за все живое на Земле. По этому поводу Н.Н.Моисеев писал: «Теперь же природная ситуация меняется катастрофически быстро. И из фона среда, окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. Воздействие человека так быстро меняет среду, что обратное влияние изменяющихся условий на жизнь человека становится определяющим фактором его судьбы. Поэтому за время жизни одного поколения поведение человека, его образ жизни, его навыки и традиции должны подвергнуться качественному изменению.
Итак, природа из фона исторических событий превратилась в действующий персонаж человеческой трагедии. И этот персонаж грозен. Он постепенно выходит на авансцену истории…»[12]. И далее он замечает: «Человечество стоит на пороге новой цивилизации… И вне биосферы он [человек] существовать просто не может! …Смертельно опасно игнорировать… законы [которым следует… все остальное живое вещество] и чувствовать себя властелином, а не частью того мира, в котором мы живем».[13]Встает императив «человеческой революции» (по А.Печчеи), направленной на становление ноосферного человека и ноосферной культуры, и ее механизмом должно стать ноосферное образование – «система «Учитель» по Н.Н.Моисееву, которая становится особенно важной «в период ломки стереотипов поведения и традиций»[14]. В настоящее время сформировалась Глобальная Интеллектуальная Черная Дыра, отражающая запаздывание коллективного разума человечества, в том числе науки, на нарастающие процессы. Глобальной Экологической Катастрофы.
Она актуализирует проблему мобилизации сил науки и образования на преодоление этой ситуации и формирование адекватной научной картины мира, в которой живет человек, – ноосферной картины мира.Ноосферный Социализм потому и ноосферный, что он берет на себя ответственность за будущее Человека и Природы на основе не только сохранения, но и ноосферного развития соборных, коллективистских, общинных ценностей, ценности Общего Дела Н.Ф.Федорову, которым становится трансформация современной цивилизации человечества в ноосферную цивилизацию. Ноосферное образование и ноосферная культура призваны поднять человека до знания и понимания Ноосферы как состояния Биосферы, где он выполняет роль Со-Гармонизатора наряду с Гармонизаторами внутри Биосферы в лице биосферных и планетарных гомеостатических механизмов.В настоящее время много ведется разговоров о качестве жизни. В логике становления эпохи Ноосферизма встает вопрос о ноосферном качестве жизни, т.е. таком ее качестве, в системе которого человек как «разумное живое вещество», как мыслящая жизнь, начинает сохранять все богатство, все разнообразие жизни на Земле, на основе принципа Альберта Швейцера – принципа благоговения перед жизнью. Возвращаясь к системному кризису мировой экономики и кризису в России, как его части, хочу подвести итог своей мысли: его онтологическая глубина такова, что выход из него уже невозможен внутри капиталистической системы (здесь проявилась онтологическая ложь этой системы), он требует ее смены на ноосферную парадигму бытия и Истории, а это возможно только на путях Ноосферизма или Ноосферного Социализма.
Интеллект, разум есть мужество, мужество говорить Правду, прежде всего самому себе, как бы она не была тяжела. Нынешнее время требует мужества и честности от всех нас. Думаю, что человеческий разум, в том числе разум России, пройдет этот исторический тест, и человечество прорвется к эпохе, где будут царствовать любовь, сотрудничество, кооперация, – Эпоха вместе Взявшихся Рук (ЭВР), которую описал И.А.Ефремов в романе «Час быка». В заключение хочу сказать, что понимание того, что переживаемый нами кризис есть начала краха глобальной капиталистической системы, приходит к тем мыслителям на Западе, кто имеет смелость обратиться к сущности происходящего.
Примером может служить письмо и документ, написанный Атилио Бороной, руководителем Латиноамериканской программы заочного обучения социальным наукам, которые он выслал Фиделю Кастро и которые Фидель Кастро активно цитирует со своими комментариями в работе, опубликованной в «Отечественных записках» под названием «Глубже дна». А.Борона замечает: «Кризис не коснулся дна. Мы находимся перед общим кризисом капитализма. Никогда не было кризиса больше. Тот, что проходил в 1873 – 1896 годах, длился 23 года, он назывался «Долгой депрессией». Другим очень серьезным был кризис 1929 года. Он также длился не менее 20 лет. Нынешний кризис – комплексный, цивилизационный, многомерный… Это кризис, который далеко выходит за сферу финансовую, банковскую и затрагивает реальную экономику во всех подразделениях»[15]. Фидель Кастро замечает, что это кризис империализма, в системе которого США – «бесспорный центр мировой империалистической системы», имеющий более 700 военных миссий и баз примерно в 120 странах, «составляющих последний резерв системы».
Он предупреждает: «Если остальные варианты потерпят крах, сила предстанет во всем ее великолепии. Только США могут развернуть свои войска и свой военный арсенал, чтобы сохранить порядок в масштабе планеты. Это, как сказал бы Сэмюэль Хантингтон, «одинокий шериф». Но спасет ли это применение силы США и человечество от неминуемой экологической гибели? Не спасет. Наоборот, ускорит падение человечества, и всей пирамиды мировой финансовой капиталократии, вместе с ее капиталом и служащей ей силой, в Небытие, в Ничто. Признает это, косвенно, и Фидель Кастро: «Речь идет о комплексном кризисе цивилизационной модели, которая невыносима экономически; политически, не обращаясь все больше к насилию против народов; также невыносима экологически, ввиду разрушения, в некоторых случаях необратимого, окружающей среды, и невыносима социально, потому что заставляет человека деградировать до невообразимых пределов и разрушает саму ткань социальной жизни»[16].
Вот почему мировой системный кризис превращается в «Суд Природы» над Капиталом в XXI веке и этим «Судом» становится разрастающаяся Глобальная Экологическая Катастрофа. Вот почему мировой кризис возвестил об Эпохе Великого Эволюционного Перелома, «вектором» устремлений которой становится Ноосферный Социализм – социализм экологический, духовный, обращенный к обеспечению социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Вот почему Россия в условиях кризиса должна заглянуть в сокровищницу своего духовно-культурного и советско-социалистического наследия и выстроить не просто долгосрочную стратегию выхода из кризиса, а именно долгосрочную стратегию спасения и человечества, и себя на основаниях ноосферного и социалистического развития в XXI веке.
[1] Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: Астерион, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001. – 537с.; Субетто А.И. Капиталократия. – СПб.: Астерион, 2000. – 216с.
[2] Федотов А.П. Глобалистика: Начало науки о современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. – 224с.; с.115-117
[3] Субетто А.И. Эпоха Великого Эволюционного Перелома. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. – 88с.
[4] Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. – М.: Изд. Дом «Альпина», 2001. – 335с.
[5] Колеман Дж. Комитет 300. Тайны мирового правительства. – М.: «Витязь», 2001. – 318с., с.21
[6] Кортен Д. Когда корпорации правят миром. – СПб.: «Агентство» «ВиТ-Принт», 2002, - 272с.
[7] Субетто А.И. Капиталократия. Мифы либерализма и судьба России. 2-е издание. СПб.: Астерион, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2002. – 360с.
[8] Новая парадигма развития России. Под. ред. В.А.Коптюга, В.В.Матросова, В.К.Левашова. – М.: Изд. «Асаdemia», МГУК, 1999. – 459с.; с.10.
[9] Марголина А. Прощание с пасторалью, или высокая цена дешевого мыса// Наука и жизнь. – 2009. – Март. - №3. – с.75-80
[10] Попов В. Как проворонили «момент Мински». «Отечественные записки» - «Советская Россия». – 2009. – 19 марта. - №5(180). – С.6-9
[11] Субетто А.И. Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2005. – 324с.
[12] Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка. Межрегиональная общественная газета в защиту культуры «Левша» – 1998. – Январь. – №1(9). – С.6, 7
[13] Там же
[14] Там же
[15] Кастро Ф. Глубже дна. «Отечественные записки» - «Советская Россия». – 2009. – 19 марта. - №5. – С.2-4; с.4
[16] Там же.