Л.И.Саблин, экс-мэр Нарьян-Мара, лидер партсписка КПРФ в Ненецком автономном округе: Тревожно за ситуцию в округе, за то, как впустую растрачивается наработанный всеми позитивный потенцил
Леонид Иванович Саблин, лидер списка КПРФ на выборах в Собрание НАО отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы избирателей, прямо и честно излагает позицию по «неудобным» проблемам.
– Почему вы приняли решение баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Собрания по списку КПРФ?
– Леонид Саблин: Как и все, вижу, что происходит в округе, тяжелую ситуацию. Вижу, как нарастают острые проблемы, как впустую растрачивается наработанный всеми позитивный потенциал. Но при этом населению ежедневно внушается мысль, что все, что совершается хорошего – это результат деятельности «партии реальных дел». Мол, только благодаря их работе рожают женщины, всходит солнце, строятся дома и объекты социальной сферы, улучшается финансирование образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ и т.д. Короче говоря, почитаешь газеты, посмотришь телевизор и сложится впечатление: без «Единой России» жизнь в округе остановится. Это неправда! И с таким подходом я, как и все жители округа, категорически не согласен.
В окружном Собрании депутатов по результатам предыдущих выборов «Единая Россия» не имела даже простого большинства. Среди депутатов представители всех слоев населения, всех партий, включая КПРФ, за которую проголосовало большинство жителей. Кто дал «Единой России» право приватизировать их работу? Или другие народные представители работали меньше «медведей»?
Реальные, а не пропагандистские дела «Единой России», негативное отношение ее руководства к статусу округа хорошо известны. Противостоять этой политике у нас, как и в России, может только КПРФ. Тем более что избиратели на встречах постоянно подчеркивали: когда коммунист возглавлял город, был во многом наведен порядок, проявлялась постоянное внимание к нуждам жителей.
Поэтому по просьбе товарищей, избирателей я согласился возглавить партийный список КПРФ. Силы для отстаивания интересов жителей округа в Собрании депутатов у меня достаточно, тем более что работать придется, почти наверняка, на общественных началах, на энтузиазме.
Думаю, что мои знания и опыт еще пригодятся округу. А уже избирателям решать и делать выбор.
– Почему вы покинули пост главы города, причем сделали это неожиданно для многих?
– Леонид Саблин: Для меня принятие такого решения было очень тяжелым и не малого стоило. Для того, чтобы полно ответить на Ваш вопрос, прежде хочу напомнить, почему я пошел на выборы мэра в 2005 году. Всем известно, что 2005 год отмечен приходом на пост главы округа в результате активной поддержке и выбора населения Баринова Алексея Викторовича. Этот выбор для жителей дался нелегко, но оказался правильным и своевременным. С этого времени округ стал жить по-другому, у людей появилась надежда на лучшую жизнь. И эти надежды Алексей Викторович оправдал, хотя и проработал короткий срок.
Началась системная работа органов власти округа по социально-экономическому развитию территории и улучшению жизни людей. Последствия этого ощущаются и сейчас. Я, учитывая, что работал в Собрании депутатов на непостоянной основе, и, знал округ, пожалуй, лучше других, помогал в меру своих возможностей новому руководителю округа. Сразу обратил внимание, что не складывались отношения окружной администрации с городской властью, прежде всего в связи с отсутствием в городе порядка в планировании и использовании бюджетных средств. После того как были назначены выборы главы города, стало ясно, что реальных конкурентов у действовавшего тогда главы нет. А это означало, что будет нарастать конфликт между главой округа Бариновым и тогдашним мэром, от которого будут страдать все: и жители округа и Нарьян-Мара. И тогда, по настоянию товарищей по партии, избирателей я принял нелегкое для меня решение идти на выборы, так как считал, что такое безобразие продолжаться дальше не должно. Округ, не развязав острейшие проблемы города, развиваться не сможет.
Мое решение поддержал и А.В. Баринов. Была поставлена задача – навести порядок в финансовых вопросах, обеспечить нормальное функционирование предприятий и учреждений города, постепенно сделать так, чтобы проблемы Нарьян-Мара решали городские власти, а не окружные.
Это я обещал избирателям и решению этих проблем посвятил весь период работы на посту главы города. Работал как мог, не жалея ни сил ни времени, все проблемы и острые вопросы «пропуская через себя». О достижениях и результатах моей работы может судить каждый.
Наступил момент, когда я понял, что не смогу работать с прежней интенсивностью. Это было ясно для меня, хотя внешне не было заметно. Поэтому я принял то решение, которое должен принять любой руководитель критически оценивающий свою деятельность. Проще было объяснить уход состоянием здоровья, но я не привык обманывать.
Еще раз подчеркну, что ушел с поста главы города, выполнив основные обещания, данные мною избирателям.
– Не могли бы вы подвести основные итоги своей деятельности на посту главы города?
– Леонид Саблин: После выборов выяснилось, что ситуация хуже, чем ожидалось. Долги городского бюджета перед муниципальными предприятиями и учреждениями превышали 520 миллионов рублей. Те, в свою очередь, имели долги в виде налогов в федеральный и окружной бюджет, долги перед поставщиками товаров и услуг. По сути, многие из них были на грани банкротства. Долги накапливались годами только потому, что принимался нереальный бюджет, искусственно завышались его доходы, увеличивались расходы бюджета, предприятий и учреждений. С бюджетом практически не работали. При принятии же окружного бюджета, город в начале писал разногласия по проекту бюджета, которые при рассмотрении этого вопроса на окружном Собрании снимал, то есть городская администрация соглашался с объемом выделяемых из округа средств. Я уж не говорю о рациональном использовании выделенных средств.
В этой ситуации пришлось доказывать, обосновывать возможность и необходимость выделения средств из окружного бюджета. К счастью, округ помог. У некоторых складывается мнение, что главное выделить деньги, остальное решится само собой. Это не так. Была выполнена большая работа специалистами администрации, руководителями предприятий и учреждений. На выстраивание системы управления предприятий и финансовое оздоровление ушло больше года.
Все проблемы города даже сложно перечислить. Назову лишь несколько.
Одним из самых сложных оказался земельный вопрос. С одной стороны, выделение земельных участков производилось с грубыми нарушениями законодательства, в результате мы получили более десяти предписаний прокуратуры. Пришлось выстраивать всю систему предоставления земли заново. На начало 2006 года город оказался не готов к растущему спросу на земельные участки для населения. Участки не были сформированы, районы застройки не имели даже эскизных проектов застройки и проектов инженерного обеспечения. Поэтому мы вынуждены одновременно заниматься всеми этими вопросами. Были сделаны эскизные проекты застройки Мирного и района старого аэропорта, инженерных сетей этих микрорайонов, начались работы по газификации Мирного, энергообеспечению, на 2008 год выделены средства обустройство улиц. Конечно, решение этих проблем потребовало времени, что создавало много
неудобств для застройщиков. Но поверьте, быстрее просто физически невозможно было это сделать. Если в 2001-2005-м в среднем в год выделялось 28 земельных участков под индивидуальную застройку, в 2006-2007-м – 77 в год.
Строить стали больше. До этого жилье строили в основном нефтяники для собственных нужд и Нарьян-Марстрой для продажи населению и бюджету. К сожалению, ни город, ни округ самостоятельно жилье не строили, в лучшем случае только покупали квартиры. С тех пор ситуация радикально изменилась. Нефтяники удовлетворили свои потребности в жилье. Все жилые дома начали строиться, так или иначе, для населения. Округ активно ведет строительство в городе и именно для муниципалов. Поначалу проблема была в том, что в городе практически вообще не было площадок, готовых для застройки. Совместно с окружной администрацией мы решали вопросы сноса ветхого и аварийного жилья. Надо сказать, что больших задержек в этом деле допущено не было. Сейчас есть, где строить и есть – кому, соответственно, финансироваться это направление будет за счет средств окружного и городского бюджетов.
К сожалению, не удалось решить вопрос, чтобы строил жилье для горожан непосредственно город.
Особое внимание у нас было уделено тому, чтобы вводимое жилье распределялось строго либо по очереди, либо для переселения жильцов аварийных домов. Мы установили здесь жесткий контроль и полную открытость: информировали население и СМИ о том, кто, как, на каком основании получил квартиру. Во всяком случае, у горожан не возникал вопрос, что кто-то получает квартиру без очереди.
В центре города, по нашему предложению, ведется строительство жилого дома для ветеранов. Пожилые люди, которые обитают в домах без отопления, без водопровода, без канализации, наконец-то получат возможность пожить со всеми удобствами.
Мы ставили задачу нормализовать работу всех наших унитарных предприятий и сделали это. Думаю, что эти перемены почувствовали все коллективы. Ликвидированы долги, прекратились случаи задержки заработной платы, укреплялась материально-техническая база. Например, в АТП заменили многие старые автобусы, обновили дорожную технику, построили стояночные боксы и многое другое. Увеличилось выделение финансовых ресурсов на развитие жилищно-коммунального хозяйства в целом. В 2004 году это 225 млн. рублей, в 2005-м – 590 млн. (с учетом погашения долгов), в 2006-м – 433, в 2007-м – 725 млн. При этом значительно увеличены расходы на капитальный ремонт жилья – с 18 млн. рублей в 2004-м до 142 млн. в 2007 году.
Администрация принимала максимум мер для полного финансирования образования. Деньги в первую очередь направлялись на укрепление материально-технической базы, улучшение образовательного процесса и увеличение заработной платы педагогов. Удалось, впервые за 18 лет, построить детский сад, начать строительство школ и многое другое.
Можно много рассказывать о принятых мерах и о том, что удалось сделать в области культуры, спорта и молодежной политики, по другим вопросам городского хозяйства. Правда, пиарить работу администрации я не разрешал, так как считал и считаю, что делалось не теми темпами, как хотелось бы избирателям. Что хорошего, если ключи от квартиры получают горожане, вставшие на очередь 30 лет назад?
Но мы стремились постоянно поддерживать связь с населением, в том числе, открыли в Интернете сайт городской администрации. Каждую субботу вел прием граждан по личным вопросам. Любой может подтвердить, что в этом не было проблем, за период работы на приеме побывало более 1000 человек.
– Как вы оцениваете ход избирательной кампании?
– Леонид Саблин: К сожалению, сбылись самые худшие ожидания. Такого прессинга на моей памяти еще не было. Вход пошел весь административный ресурс. Руководители органов государственной и муниципальной власти напрямую участвуют в агитационных мероприятиях. Кандидаты в депутаты от «Единой России» за государственный счет облетели все населенные пункты, израсходовав, наверное, не один миллион рублей. Ежедневно в СМИ идет невероятное количество информации о деятельности все тех же кандидатов. Идет запугивание руководителей предприятий, учреждений и избирателей возможными последствиями «неправильного» голосования. Разве так можно относиться «слугам народа» к жителям округа?