«Правда» о льняном Заволжье
Одними из основных производителей российского льна были совсем недавно левобережные районы Нижегородской области. На небогатых лесных почвах здешние земледельцы из года в год выращивали высокие урожаи “северного шёлка”.
Добрая молва о нём разлетелась по всему миру.
На днях довелось побывать в Урене, столице льносеющей зоны Заволжья. Первым делом, конечно, поинтересовался успехами здешних льноводов, тем, как готовятся они к предстоящим весенне-полевым работам. К сожалению, в районной администрации говорили на эту тему весьма туманно… Ситуацию прояснил первый секретарь Уренского райкома КПРФ Валерий Беляев.
— Растеряли былую славу наши демократические власти,— сказал он.— Раньше ежегодно район засевал льном в среднем по три тысячи гектаров. Предстоящей весной под эту ценную культуру не выделено ни единой сотки… Закрыт и местный завод по переработке льна.
Аналогичная ситуация и в других когда-то льносеющих районах.
Чем ближе весна, тем тревожнее настроение нижегородских аграриев. И веских причин для этого немало. Не только лён оказался в опале у областных сельских начальников.
Не выполняется широко разрекламированная и весьма перспективная областная программа “Рапс”. Планировалось выращивать большие объёмы маслосемян этой культуры. Серьёзные надежды возлагались на Нижегородский масложиркомбинат. Намечалось строительство трёх маслоэкстракционных заводов. Одно из таких предприятий построили. Но перерабатывать на нём стали не доморощенные рапсовые семена, а… сырьё из заморского пальмового масла.
Не радуются предстоящей весне и овощеводы. Из-за технической отсталости и несовершенства технологической базы потенциал этой важнейшей отрасли год от года сокращается. Вот и в нынешнем году ряд овощеводческих районов сокращает посевы овощных культур. В результате потребности области в этой продукции за счёт собственного производства покрываются едва наполовину. Недостающее количество овощей — это поставки из соседних регионов и дорогостоящий импорт.
Не вселяет оптимизма и ситуация с возделыванием сахарной свёклы. Сельхозпредприятия эту ценную техническую культуру выращивать перестали, а агрофирма, в которую входит Сергачский сахарный завод, за счёт собственного производства большие площади под свёклой освоить не может.
Предстоящие весенние работы будут осложнены еще и тем обстоятельством, что ненастная прошлогодняя осень не позволила области выполнить план по севу озимого клина. А это увеличивает объемы ярового сева зерновых.
Обострились и проблемы кредитования сельхозпроизводителей. А необходимость погашения кредитных долгов вынуждает их за неимением иных источников массово резать и продавать скот. Это одна из причин уменьшения поголовья крупного рогатого скота. Только молочное стадо области за последнее время потеряло около пяти тысяч коров. Всё меньше на прилавках нижегородских магазинов говядины местного производства, а для изготовления сосисок, колбас и пельменей используется низкосортное импортное мясо.
По самым скромным подсчетам, для проведения намеченного комплекса весенних полевых работ сельхозпредприятиям области надо не менее 25 тысяч тонн солярки, 9 тысяч тонн бензина. Необходимо отремонтировать сельскохозяйственную технику, выполнить многие другие мероприятия. Как считают в областном Министерстве сельского хозяйства, на всё это требуется 4,5 миллиарда рублей. Собственных средств сельхозпредприятия смогут найти не более одного миллиарда. Где взять остальные деньги? Банки повысили процентные ставки по займам и ужесточили требования к залоговой базе. А она у селян и без того на нуле. Вот и чешут крестьяне затылки и недоумевают: как же так — и правительство, и областные чиновники постоянно твердят о помощи отечественному селу? На деле же поддержки ни от кого нет…
— Я с большой тревогой представляю, что может произойти нынешней весной,— говорит секретарь Нижегородского обкома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в областном Законодательном собрании Владислав Егоров. — А случиться может то, что очень много сельхозпредприятий просто не смогут приступить к полевым работам. Агропромышленный комплекс области за последние годы основательно разрушен, численность сельского населения за последние шесть лет снизилась на 30 процентов, нет перспектив для молодёжи. Правительство области на развитие АПК выделяет лишь 2,8 миллиарда рублей в год. И в то же время вкладывает огромные средства в сооружение так называемых ФОКов — физкультурно-оздоровительных комплексов. Дело это, конечно, хорошее. Но надо соотносить фантазии с реальными возможностями. Например, в сельском Перевозском районе, где население составляет всего девять тысяч человек, сооружен ФОК, который обошелся областному бюджету в 300 миллионов рублей. Плюс 30 миллионов рублей будет ежегодно выделяться из областного бюджета на его содержание. В этом здании есть всё — боулинг, ресторан, фешенебельный бассейн, кинотеатр, тренажерный зал и прочие условия для приятного времяпрепровождения. Нет только главного — посетителей, тех самых селян, для которых строился этот монстр. Когда в семье нет хлеба, то тут не до боулинга… А ведь в этом году, несмотря на кризис и тревожную обстановку с подготовкой к весенним полевым работам, правительство области намерено начать строительство на селе ещё 14 таких ФОКов и направить для этого из бюджета 3,5 миллиарда рублей.
На ближайшем заседании Нижегородского законодательного собрания, сказал В.Егоров, депутатская фракция КПРФ намерена остро поставить вопрос о корректировке областного бюджета и об оказании срочной помощи селянам.