Освоение Приангарья – наша общая ответственность перед грядущими поколениями
Советскому человеку – коммунисту или беспартийному, участнику масштабного социалистического строительства, есть что сказать тем, кому суждено осуществлять этот проект. Важен опыт прошлого хозяйствования. Он должен быть востребован теми, кто взвалил на свои плечи все проблемы, трудности, успехи и радости в осуществлении намеченного.
Напомню, что в советское время при решении разных задач в центре внимания всегда был человек. Он сознавал свою востребованность и откликался на нее. Десятки общественных объединений, обществ, организаций и движений – среди них общества рационализаторов и изобретателей, НТО, передовики пятилетки и другие мобилизовывали на поиск и старание найти себя, утвердиться в жизни, добиться успеха. Все это возникло не в раз и не вдруг. Общинность – всем миром создавать, строить, защищать, страдать – формировалось на Руси веками. Она дошла до нас, окрепла и получила свое воплощение, материализовалось властью народа в социалистическом строительстве.
Быть ли освоению Нижнего Приангарья Всероссийской ударной и общенародной стройкой, включающей в себя освоение нефтегазовых ресурсов севера края, окончание строительства и пуск Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода, ЦБК и других объектов? Ведь такого масштаба Россия в новых условиях еще не знала.
А первые шаги освоения Приангарья вызывают разочарование прежде всего у проживающего там населения. Люди не участвуют в принятии судьбоносных решений для будущего территорий и народа. К тому же реализация проектов рассматривается в отрыве и от социально-экономического развития края. Что это: ошибка или осмысленные действия, преследующие определенные цели? И это в условиях, когда в легальном бизнесе доходы населения повсеместно не покрывают высокого северного прожиточного минимума.
Качество социальной инфраструктуры низкое, а обустройство ведется медленно, хотя у региона есть все возможное для успешного развития. По минерально-промышленному сырью Приангарье сопоставимо с рудными запасами Урала, а по прогнозным ресурсам нефти, газа и конденсата занимает второе место после Западной Сибири.
Глобальный экономический обвал грозит обострить мировую борьбу за ресурсы, Россия становится зоной особых интересов, транснационального капитала. Под прямым прицелом в этой связи, находятся и ресурсы Приангарья.
Есть опасность, что эти ресурсы будут банально выкачиваться – без учета интересов населения и обустройства территорий.
Тут важна сплоченность в борьбе за свои права, позиция депутатов в отстаивании и защите интересов избирателей, которые тоже имеют право на массовые акции поддержки.
Важно обеспечить широкую гласность о ходе подготовки и прохождении законов, проявлять решимость, мужество, умение изобличать ложь и беззаконие, произвол и коррупцию, праздное разлагольствование чиновников любого уровня.
Народные претензии на использование конституционных прав, участвовать в управлении государством, еще и потому честны и справедливы. В отличие от вскормленных властью и присосавшихся к природным ресурсам халавщиков и мародеров, созидательная часть народа считает, что зарабатывать свое благополучие следует не природной рентой, эксплуатируя богатства от создателя, а зарабатывать должна на все и про все сама эффективная экономика.
Она должна увеличивать наполняемость бюджета. За счет чего? За счет кратного увеличения зарплаты и кратного увеличения прибыли. Это достигается техническим перевооружением, модернизацией, резким увеличением производительности труда.
Нужны новые инвестиции, нужны новые технологии. Это то, что требует усиления роли фундаментальной и прикладной науки, составной частью которой должен стать научно – технический потенциал края. Востребовать, возродить порушенное на государственном уровне – задача без успешного решения которой, на современном уровне, немыслимо развитие, немыслимо существование самого государства. Чтобы остаться и устоять, мы должны создать не экономику сырья, а экономику знаний и высоких технологий в сочетании с восстановлением человеческого капитала – фундамента цивилизации, в котором достойное место должно быть отведено экологической составляющей.
После развала Союза ССР произошло практическое отстранение науки от механизмов принятия решений. Возникло множество контрафактных «экспертных» сообществ, криминально способствующих грабежу и разрушению экологии. Особо болезненно такая практика сказывается на природе Севера. Север – наши земли, и мы обречены их беречь и обживать.
Из истории и ее документов видно, как проявлялся здоровый и деловой ум и исследовательская устремленность русского человека. Без Севера Россия немыслима! Озабоченность развитием северных территорий, со стороны государства, известна не только в десятилетиях, но в веках. Суждено ли ей сохраниться в нашем времени?
Есть важная форма выживания народов, живущих на территориях, богатых природными запасами. Это формула – понимание, что политические партии, как и социально-экономические системы и уклады, уходят и приходят, а народы выживают при одном условии: сохранении своего географического, национально-природного пространства.
Осуждая разрушение экономики, культуры, образования, медицины, других сфер, необходимо усилить борьбу за спасение оставшегося потенциала от прошлого, чтобы окончательно не добить свое будущее.
Осознание этой истины сегодня нужно как воздух. Неутешительно сознавать, что последние десять с небольшим лет в Сибири и на Северах исчезло одиннадцать тысяч деревень и более ста городов. Поскольку кризис экономики на Севере давно уже приобрел системных характер, а латание дыр не улучшает ситуацию, встает вопрос: нужно ли правящему режиму России возрождение и развитие Севера?
Не выкачивание богатейших природных ресурсов по образу и подобию мародерства, а государственное, отеческое освоение народом родного пространства, своей территории – вот что требуется. В условиях «тумана» в развитии края и его севера нужен компас, указывающий направления движения – государственный комплексный план социально-экономического развития, особо проблемной территории страны, где животрепещут опасные геополитические интересы и транснационального капитала. Противостоять им может только возрожденная и развивающаяся экономика с увеличивающимся населением.
Корпорации и крупные компании не могут осуществить стратегического, комплексного государственного планирования. Их интересы далеко не всегда – интересы государства. Они не собираются отвечать за последствия своих «экспериментов». Такого глухого молчания власти относительно образа будущего Сибири и Севера, как сейчас, в истории не было.
Построить, организовать производство для выкачивания природных богатств и не участвовать в затратной и хлопотной социальной сфере, ее развитии и обустройстве, предполагается с помощью вахтового метода: привез-увез. Он должен снять проблему кадров и остроту освоения территорий и социальных проблем. Это обострит проблему занятости коренного населения и негативно скажется на общественных взаимоотношениях.
Такой подход исключает формирование оседлого кадрового потенциала, для которого необходимо создание и развитие всего обеспечивающего комплекса обустройства и проживания.
Власть в стране и в крае не считается со своим народом, не оглядывается на него, не опасается, потому что считает его серой массой, которая всё стерпит, всё проглотит.
Ничто хорошее само собой не происходит. Всегда нужно усилие – интеллектуальное в том числе. Только народ, ставший хозяином развивающейся территории способен бороться за совершенствование среды обитания, где он живёт. Только тогда человек раскроет свой творческий потенциал, а новая русская цивилизация по своему значению и могуществу соизмеримая с предшествующей советской.
Население края должно все знать о влиянии рассматриваемых инвестиционных проектов на экономику территорий, об их привязке к экономике края. Мы должны знать о компенсационных мероприятиях, о формировании специальных фондов и выплат за неизбежные издержки и изменения климатических параметров, природного ландшафта и состава окружающей среды, в связи с осуществлением принятых проектов и других законодательных актов.
Развитие Приангарья должно вдохновить и собрать вокруг себя деятелей культуры – так всегда было в советское время.
Напомню выражение Карла Маркса, созвучное теме: «Величие исторического действия определяется, прежде всего количеством масс, вовлеченных в это историческое действие».