«Правда»: В рабстве у Запада
Зарубежная техника постепенно выходит в лидеры на Российском рынке. Русские земледельцы предпочитают поднатужиться и приобрести качественную зарубежную технику, чем устаревшую нашу. Неудивительно, что западным фирмам это только на руку.
Помимо утери продовольственной безопасности, перед Россией встала реальная угроза оказаться в технической зависимости от Запада. В частности, это касается сельскохозяйственного машиностроения. Какие к тому предпосылки?
ПО ДАННЫМ Россельхоз-академии, только в 2007 году импорт тракторов в Россию вырос на 180 процентов, зерновых комбайнов — на 160 процентов, запчастей — на 170.
Это привело к тому, что в отдельных секторах нашего сельского хозяйства зарубежная техника оказалась в лидерах.
А что же произошло с нашим отечественным машиностроением?
Если в 1990 году в России было выпущено 214 тысяч тракторов и 65 тысяч зерноуборочных комбайнов, то в 2007-м произведено всего 8 тысяч тракторов и 7 тысяч комбайнов. За 17 лет наш машинно-тракторный парк сократился в 2 раза. По последним статистическим данным, оснащённость села тракторами различной модификации не превышает 52 процентов, зерновыми и кормовыми комбайнами — 48—50 процентов. И это одна из причин того, что сегодня мы ежегодно теряем 15—20 миллионов тонн зерна, миллион тонн мяса, свыше 7 миллионов тонн молока, а производительность труда ниже передовых ведущих стран примерно в 8—10 раз.
За время псевдореформ отечественное сельхозмашиностроение понесло колоссальные потери, которые и сегодня непреодолимы. Многие машины не соответствуют уровню развития современного сельхозпроизводства. У нас подчас выпускается устаревшая техника, поставленная на производство 30—50 лет назад. Это приводит к увеличению производственных и финансовых затрат в среднем на 30 процентов.
В Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы предусмотрено выделение кредита под льготный процент для приобретения сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства.
Основным финансовым инструментом, с помощью которого государство решает проблему поддержки отечественного сельхозпроизводителя, является Россельхозбанк.
Кредитует он крестьянина под залог приобретаемой техники. Крестьянин же в свою очередь голосует рублем за качество и, поднатужившись, приобретает высокоэффективные “Джон Диры”, “Клаасы”, “Нью-Холинды”. Вот таким образом нынче осуществляется техническое перевооружение села, что вполне устраивает западные машиностроительные фирмы, позволяя им наращивать производство, развивать бизнес и подсчитывать барыши. Российским же производителям на рынке сельхозтехники отводится роль бедного пасынка. И это неудивительно. Многие наши заводы-ветераны, выпускающие технику для села, построены в 30-е—50-е годы прошлого века. Для их модернизации требуется солидная государственная поддержка. Необходимо также строительство, современных предприятий.
Однако, как подчёркнуто в резолюции XIII съезда КПРФ, текущие меры правительства в аграрном секторе носят фрагментарный характер и не в состоянии преодолеть деградацию машинно-тракторного парка.
В тяжелейшем положении оказались предприятия сельскохозяйственного машиностроения перед надвигающимся финансовым кризисом. К ноябрю этого года на их складах скопилось техники на 9,3 миллиарда рублей. К концу этого года запасы нереализованных сельхозмашин выросли ещё больше.
Хлеборобы не могут рассчитаться даже за ранее приобретённые машины (на сумму около 1,3 млрд. рублей) — цены на зерно рухнули, доступные кредиты отсутствуют.