«Правда»: «Книги советских времен – на костёр! В Чувашии появляются свои инквизиторы»
Совершенно абсурдное распоряжение отдала республиканский министр образования Чувашской Республики Г. Чернова. По её мнению, произведения классиков марксизма-ленинизма и советских писателей не имеют никакого права находиться в школьной библиотеке и должны быть немедленно убраны.
Библиотекарь Октябрьской средней школы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики был несказанно удивлён, когда инспектировавшая школу республиканский министр образования Г. Чернова распорядилась, причём в резкой форме, убрать из фонда библиотеки произведения В.И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, а также книги писателей, изданные в советское время.
Прознавшая о случившемся депутат Госсовета Чувашской Республики Т. Романова связалась по телефону со строгим министром, безапелляционно разъяснившей, что, по её мнению, произведения классиков марксизма-ленинизма и советских писателей не должны находиться в школьной библиотеке, поскольку школа, дескать,— вне политики, а вышеназванные книжки агитируют якобы за КПРФ.
О подобном усердии не по разуму депутаты Государственного совета Чувашской Республики от фракции КПРФ В. Ильин, Т. Романова, Н. Залазаева, Ю. Васильев, В. Синеев написали в “Правду”, а также обратились с письмом в администрацию президента Д. Медведева, посетившего недавно Чувашскую Республику и, в частности, ознакомившегося с так называемыми модельными библиотеками, на которые руководство республики не пожалело аж 250 миллионов рублей, дабы, как пояснил чувашский президент Н. Фёдоров, люди могли прикоснуться к нравственным, духовным, общечеловеческим ценностям. Видимо, воодушевлённая столь высокопарными речами президента, министр ощутила острый приступ антисоветского зуда.
По мнению депутатов, в республике с некоторых пор стало модно прикрывать позорное дело разрушения некогда стройной системы образования рассуждениями об “инновациях” и “современных технологиях”. А на деле из детей лепят примитивных потребителей, лишённых каких-либо серьёзных культурных, духовных запросов. “Сегодня чувашскому школьнику из глубинки,— пишут они,— уровень обучения которого после всевозможных “реструктуризаций” и “модернизаций” с “инновациями” упал ниже некуда, трудно конкурировать со сверстниками, учившимися в хорошо оснащённых городских школах да ещё и имевшими репетиторов. Наши дети из села не попадают в престижные вузы. Они обречены навсегда остаться на низшей социальной ступени. Неравенство усугубляется ещё и тем, что здесь не хватает учебных пособий, не каждому ученику родители могут купить комплект учебников, да и учителям не на что обеспечить себя современными методичками и литературой. И в это время “первый просвещенец” Чувашии госпожа Чернова уничтожает остатки книжного фонда и учебно-методической базы школьных библиотек.
Мы считаем, что изъятие из библиотек собраний сочинений В.И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, литературы советской эпохи демонстрирует отказ нынешних просвещенцев Чувашии не только от творческого багажа советской педагогики, но и от наследия таких великих мыслителей и мастеров мировой художественной литературы, как Пушкин, Добролюбов, Чехов, Л. Толстой и другие наши классики. Ведь именно в Собрании сочинений В.И. Ленина мы обнаруживаем такие его высказывания о творчестве Л. Толстого: “В его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему”. Именно в советское время в сериях “Школьная библиотека”, “Золотая библиотека”, “Библиотека учителя” и т.д. миллионными тиражами издавались для детей и юношества, родителей и педагогов произведения М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, К. Чуковского, Б. Пастернака, К. Симонова, С. Есенина, В. Маяковского и многих других”.
Для нынешних же горе-руководителей типа г-жи Черновой, которые в образовании видят только рыночную, то есть потребительскую, составляющую, всё это, по-видимому, как бельмо на глазу.
В письме говорится:
“Нас крайне беспокоит и настораживает тот факт, что министр образования госпожа Чернова, в прошлом выпускница и преподаватель Чувашского пединститута, видимо, не всегда в ладах со своей памятью. Она запамятовала, что этот вуз носит имя великого чувашского просветителя и педагога И.Я. Яковлева. А должна бы знать, что в годы Советской власти авторитет И.Я. Яковлева был непререкаем. В трудные дни 1920 года он обращался за помощью к главе Советского государства В.И. Ленину. Совнарком установил И.Я. Яковлеву государственную пенсию, в Симбирске в том же году был организован первый чувашский вуз. Хочется напомнить госпоже Черновой и о том, что 24 июня 1920 года в Кремле В.И. Ленин лично вручил посланцам чувашского народа Акт об образовании Чувашской автономии. “Меня интересует судьба инспектора И.Я. Яковлева, 50 лет жизни потратившего на национальный подъём чуваш и претерпевшего различные гонения от царизма. Думаю, что И.Я. Яковлева не надо отрывать от дела его жизни”,— писал Ленин в апреле 1918 года. Он и в дальнейшем неоднократно возвращался к вопросу о судьбе чувашского просветителя. В свою очередь, И.Я. Яковлев для грядущих поколений оставил завещание, в котором содержатся поистине пророческие слова: “Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью”. А для министра образования Чувашии Г.П. Черновой всё это, по-видимому, несовременно, не “инновационно”, и потому в школьных библиотеках не должно быть ничего напоминающего о стремлении людей к идеальному обустройству общества — к коммунизму. Мы же убеждены, что стремиться к коммунизму — не преступление. Учить подрастающее поколение на примере наших предков — не преступление. Книги советской эпохи — это неотъемлемая часть нашей истории, истории наших дедов и отцов. Мы не хотим, чтобы каждый начальник местного пошиба перелицовывал историю нашего Отечества на свой лад и манер”.
Верно сказано — энергично, с болью. Стоит, однако, заметить, что такого рода “перелицовыванием” отечественной истории с истинно лакейским усердием занимаются не только “начальники местного пошиба”, но и приставленные к образованию и культуре московские шишки, щедро поощряющие разгул вульгарной глумливой антисоветчины как на книжных развалах, так и на кино- и телеэкранах. Что ж, чувашскому министру от них отставать?