После Нового года на улице может оказаться 300 тысяч человек
В России растет безработица, пишет Марина Лемуткина в «Московском комсомольце». Правда, точной информации о ее масштабах нет: по словам зампреда Московской федерации профсоюзов Сергея Чиннова, “данные профсоюзов по уволенным и отправленным в отпуска за свой счет сильно расходятся с официальными”. Однако два момента не вызывают сомнения. Первое. Безработных по сравнению с 71 млн. работающих пока немного. Второе. Их число стремительно растет. Если в середине октября в службы занятости поступило чуть более 200 уведомлений работодателей о предстоящих массовых увольнениях (в общей сложности речь шла о 20 тыс. человек), то в начале ноября таких заявок было уже более 1 тыс., а в начале декабря — 5 тысяч. Так что вполне реально, что на улице после Нового года окажутся сразу 300 тыс. человек.
Дальнейшие перспективы еще мрачнее. 80% российского ВВП дает торговля сырьем. Цены на него упали настолько, что на одной нефти в 2009 году Россия, по оценке Института экономики РАН, недополучит от $80 до $120 млрд. Это значит, что корпоративные долги, объем которых превысил $500 млрд., платить будет нечем. А стало быть, к марту—апрелю, на которые придутся основные выплаты, надо ждать новой волны безработицы. Правда, ее главным источником, как ожидается, станут не массовые увольнения, а сокращение нынешних кадров и прекращение набора новых. Но радоваться нечему: размах сокращений, по оценке вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Федора Прокопова, будет сопоставим с массовыми увольнениями — от 15% до 40% предприятий избавятся от 10—12% сотрудников. А это — 3—4 млн. рабочих мест. И хотя частично высвободившуюся рабсилу поглотят новые предложения (только за последний год на рынке труда появилось 0,8—1 млн новых вакансий), проблему это не решит.
В Москве дела обстоят лучше, чем по стране в целом. Формально уровень столичной безработицы даже понизился по сравнению с январем 2008 года: 0,3% от общей численности работающих на начало декабря (20 тыс. человек) против тогдашних 0,4% (22,7 тыс. человек). Однако видимому благополучию пришел конец. По данным начальника городского управления Государственной службы занятости Сергея Дудникова, с IV квартала число предприятий, подавших заявления об увольнении сотрудников, стало расти. В списках на увольнение уже сейчас значатся 6 тыс. москвичей. А вскоре их станет еще больше: пика безработицы, признал Дудников, Москва достигнет только в 2009 году.
Нет ясности и относительно размаха безработицы в Москве. Даже самый оптимистический сценарий городской службы занятости предполагает удвоение числа потерявших работу: “Как бы ни развивалась ситуация, общий уровень безработицы в 2009 году не превысит 1%” (45 тыс. человек). В городской федерации профсоюзов “критическим показателем, который ни в коем случае нельзя превышать”, считают 65 тыс. безработных. А в Мосгордуме открыто предупреждают о “реальной угрозе ухудшения рынка труда”. “Как бы мы ни говорили, что сокращения коснутся немногих, это не так”, — предрекает председатель Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев. Особую опасность, по словам специалистов, представляет “кадровый перекос”, сложившийся в мегаполисе после его превращения из научно-технического и промышленного центра в торговый и бизнес-центр. Финансовый пузырь, надутый многолетними стараниями посредников, спекулянтов недвижимостью и биржевых игроков, может с треском лопнуть, предупреждает директор Института социально-экономических проблем РАН Алексей Шевяков. А тогда от его брызг не убережется никто, включая работников госсектора.