В.И.Кашин: Природа бьет в набат
"Природа побеждается только подчинением ей".
Ф.Бэкон
Россия занимает особое место в глобальных экологических процессах и является основной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на планете. 60% ее территорий, еще не тронутых хозяйственной деятельностью (Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны), представляют чрезвычайную ценность не только для России, но и для всего человечества. Животный и растительный мир этих территорий является одним из особо значимых оставшихся на Земле природных ресурсов, поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами – сдерживающий фактор глобального экологического кризиса. Потеря, истощение этих ресурсов означает для России неуклонное возрастание угрозы ее национальным интересам и безопасности граждан. Другие 40% территории России (центр и юг Европейской части Российской Федерации, средний и южный Урал, западная Сибирь, Поволжье), где проживает более 60% ее населения, фактически являют собой картину экологического бедствия. Экологический кризис в России характеризуется сейчас ростом заболеваемости населения, снижением рождаемости, обвалом социально-экономических проблем. От хронических заболеваний, вызванных тяжёлой экологической обстановкой, ежегодно умирают от 300 до 350 тыс. человек
Экологическая напряженность практически во всех регионах России вызвана серьезными причинами, а именно: радиационное и химическое загрязнение ряда территорий; неконтролируемый рост количества вредных промышленных и бытовых отходов; невосполнимые издержки в организации землепользования и лесного хозяйства; повседневный сброс в воздушное пространство и водный бассейн огромного количества вредных для здоровья людей веществ, другие техногенные воздействия на природу; остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий; несовершенство экологического законодательства; низкая экологическая культура населения, чиновничьевого аппарата природоохранных служб и руководителей предприятий и организаций; бездействие властных структур всех уровней в деле охраны окружающей среды.
Природопользование (в том числе распродажа стратегических ресурсов и природных богатств), техногенное воздействие на природу привели уже к резкому падению ее восстановительного потенциала, росту числа зон экологического бедствия, реабилитация которых требует постоянно растущих значительных материальных затрат, фактически – половины национального дохода страны, а не 0,46% расходной части федерального бюджета, как это имеет место. Затраты на экологию за последние годы сократились более, чем в 10 раз. А только так называемая реализация проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» нанесла экологический ущерб природе на несколько десятков млрд. долларов. Бизнес-элита, в погоне за прибылью не останавливается ни перед какими преступлениями против природы.
На территории России в отвалах и хранилищах накоплено 80 млрд. тонн твердых отходов опасных для жизни людей. Не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Качество питьевой воды неуклонно снижается. В южных регионах страны во многих местах минерализация воды превышает допустимые пределы в несколько раз (3г/л и выше). А в Сибири и такой воды нет. Люди вынуждены заготавливать лед на теплые времена года. Притом, что Россия обладает огромными запасами питьевой воды. Только в озере Байкал содержится 23% всей пресной воды мира.
Постоянно растут объемы вредных выбросов в атмосферу. Темпы роста этих выбросов составляет 15-16% (около 38 млн. тонн) в год. Самое высокое загрязнение атмосферного воздуха отмечается в Норильске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новокузнецке, Череповце, задыхаются от автомобильных газов Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и некоторые другие города России. В 206 городах среднегодовые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе превышают ПДК. В этих городах проживает 65,4 млн. человек. Число городов с индексом загрязнения атмосферы равным или большим 14, которые включаются в список городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, увеличилось с 31 в 2001 году до 36 в 2006 году. В них проживает более 14 млн. человек.
Более чем в 40 регионах загрязнение воды и воздуха достигает угрожающих размеров. Только в Москве автотранспорт выбрасывает в атмосферу 1,2 млн. тонн вредных веществ за год. В стране насчитывается более 25 млн. единиц транспорта, к 2020 году его количество удвоится. Сброс загрязнённых сточных вод составляет 19 млрд. куб. м. в год. В подавляющем количестве створов рек загрязненность вод квалифицируется как "загрязненная" и "грязная", а в реках Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура, Урал - как очень грязная. Даже вода Невы загрязнена нефтепродуктами в 3-5 раз выше нормы, в некоторых местах и в 10 раз.
Критическая экологическая ситуация сложилась в бассейне реки Амур. По показателям химического состава воды рек Амур и Аргунь на отдельных участках являются непригодными даже для рекреации, а рыба, обитающая в этих водах, не может являться продуктом питания человека.
Общий объём образования всех отходов – 2,6 млрд. тонн в год!
Бесхозяйственность и хищническая эксплуатация природных богатств приводит к деградации земель. Плодородность почвы снижается. Подвержены различного рода деградации: водной и ветровой эрозии – 58 млн.га, засоленных и солонцеватых – 43 млн.га, переувлажненных – 27 млн.га, заросших кустарником и мелколесьем – 16 млн.га, каменистые – 12 млн.га, с кислыми почвами – 34 млн.га. Площади земель, подверженных в сильной степени опустыниванию на юге России и в Сибири, составляют более 10 млн.га.
По данным государственного учета на протяжении последнего десятилетия общая площадь нарушенных земель в РФ, т.е. земель, которые требуют рекультивации, составляет более миллиона гектар. Из них на сельское хозяйство приходится 10%, цветную металлургию – 10%, угольную промышленность – 9%, нефтедобывающую – 9%, газовую – 7%, торфяную – 5%, черную металлургию – 4%. Наибольшие площади нарушенных земель расположены на территориях Ямало-Ненецкого (121,6 тыс. га), Корякского (114,5 тыс. га) и Ханты-Мансийского (77,5 тыс. га) автономных округов, Свердловской (63,2 тыс. га) и Кемеровской (62,4 тыс. га) областей. В последние годы в большинстве субъектов РФ работы по изучению состояния и использования земель практически не ведутся.
Особую озабоченность вызывает варварское отношение человека и к сохранению лесов. Россия лишилась не только корабельных дубрав, строго охраняемых при Петре I, но и высокотоварных хвойных лесов, в первую очередь, продуктивных сосняков. Такая ситуация в лесном хозяйстве сложилась, прежде всего, из-за отсутствия должного управления лесами, самовольными и необоснованными рубками, часто при попустительстве местных властей. По существу, в настоящее время подорвана сырьевая база всей отечественной лесной промышленности. Лес, который при разумном подходе мог бы приносить стране огромные прибыли, по дешевке вывозится нуворишами за рубеж как дрова.
Вызывает большую тревогу положение дел с заповедными зонами и природоохранными территориями, а это 2% территории РФ. Ситуация усугубилась после упразднения в 2000 году Государственного комитета по охране окружающей среды. Сегодня местные власти не прекращают попыток «откусить» кусочки заповедных земель под хозяйственные нужды. Так, например, губернатор Приморского края издал постановление, по которому в заказнике Верхнебитинском разрешено проведение геологоразведочных работ, разработка нефтеносных пластов и других полезных ископаемых. В Башкортостане местные власти намерилось в Южно-Уральском заповеднике построить горнолыжный курорт. В Республике Калмыкия на территории охранной зоны государственного биосферного заповедника решили выделить угодья для охоты богатых клиентов. В Республике Коми местной власти пришло в голову в национальном парке «Югыд ва» начать добычу золота. На территории государственного заказника "Большой Утриш" (город-курорт Анапа), рядом с озером Змеиное, был вырублен и расчищен под дорогу участок можжевелово-фисташкового леса. Работы по вырубке леса и уничтожению реликтового ландшафта вела компания "Кубаньбетон" по заказу ООО "Росинвест". Компания нарушила действующие на участке природоохранные режимы (уничтожение реликтового леса и слоя почв), однако остановить компанию не удалось: акт проверки деятельности компании не зафиксировал нарушений, не содержал предложений по установлению штрафов, устранению нанесенного ущерба. И таких примеров можно приводить бесконечно. У любителей легкой наживы нет ничего святого. Об этом в частности свидетельствует решение проложить нефтепровод прямо по берегу Байкала, для отмены которого, под давлением общественности, потребовалось вмешательство президента. Сегодня не могут не настораживать «исследования» дна Байкала, истинная цель которых разведка запасов газогидратов - этого топлива будущего. Можно себе представить, что произойдет с уникальным озером, если примут решение об извлечении газогидратов с его дна. Привлекает многих дельцов и чистая байкальская вода. Существует уже и даже некое ООО, планирующее торговать этой водой, обеспечивая соседний Китай и другие приграничные государства этим природным даром.
Положение в сфере природоохранной деятельности в стране за последние годы не только не улучшилось, но даже ухудшилось, а ущерб, наносимый окружающей среде, затрагивает права и интересы каждого российского гражданина и всего общества в целом. Правительство РФ уделяет вопросам природоохранной деятельности явно недостаточное внимание. Форсированное развитие топливно-энергетических отраслей промышленности создаёт прямую угрозу экологической безопасности России, а также национальной безопасности страны в целом. Одновременно государство демонстративно отказывается от регулирующих и контролирующих функций в природопользовании. И поэтому в стране процветает беспредел, наносящий непоправимый вред среде обитания населения России. Самовольный захват земли, несанкционированная вырубка леса, несанкционированное строительство вредных производств, незаконный перевод земель сельхозназначения в земли общего пользования и т.д. – вот далеко не полный перечень нарушений, которые сегодня стали нормой.
Этому способствует и то обстоятельство, что в стране нет единой системы контроля за состоянием окружающей среды. Эта функция распылена между разными ведомствами - Ростехнадзором, Росприроднадзор и Россельхознадзор. Надзорные функции есть и у других ведомств. При этом нет четкого разграничения, кто занимается экологической экспертизой и экологическим контролем, лицензированием и сертификацией природоохранительной деятельности, страхованием экологических рисков и экологическим аудитом. Правительству необходимо срочно сформировать действенную экологическую инфраструктуру, способную навести в этой сфере надлежащий порядок. И в первую очередь надо отказаться от выдачи так называемых индивидуальных временных разрешений на сбросы и выбросы. Эта система, во-первых, давно превратилась в кормушку для чиновников, а, во-вторых, как показывает практика, она совершено неэффективна. Например, из выданных в 2007 году 70 тысяч разрешений на выбросы всего 38 разрешений, т.е. 0,05%, устанавливают лимиты выбросов, а из 36 тысяч разрешений на сбросы – только 84 разрешения, или 0,24%, устанавливают лимиты сбросов. Ясно, что должна быть полноценная, законодательно закрепленная, система нормирования допустимого воздействия на окружающую среду. Должна быть дифференцированная система нормативов качества воды, воздуха и почв для каждой территории в зависимости от текущих условий конкретного региона РФ. Надо пересмотреть и систему экологической ответственности, ужесточить ее, главное сделать ее неотвратимой.
Особое внимание следует уделить развитию экологической индустрии. Результатом ее деятельности является реальное снижение загрязнения окружающей среды, уменьшение техногенных нагрузок на экосистемы. Сюда относится строительство очистных сооружений, производство систем очистки выбросов, выпуск вторичной продукции и т.д. На Западе переработка, получение вторичной продукции из различных отходов одна из самых рентабельных отраслей экологического бизнеса. У нас практически все отходы уходят «в землю». Даже в Москве подвергаются переработке всего 10% твердых отходов, остальные 90% с нарастающей скоростью отравляют природу в многочисленных свалках и полигонах.
Проблемы экологической безопасности страны для своего разрешения требуют серьезной не только организационной, но и законодательной работы. В последнее время высшее руководство страны высказывает обеспокоенность состоянием дел в этой сфере. Состоялось несколько совещаний на высшем уровне и заседание Совета Безопасности страны, на которых обсуждались проблемы экологической безопасности. Однако серьезных сдвигов пока не видно. Поговорили и в очередной раз забыли. Принятые за последние 15 лет законодательные акты (Экологическая доктрина, федеральные законы "Об охране окружающей среды", "О недрах", "О ветеринарии", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об охране атмосферного воздуха") фактически не работают. Более того, ряд принятых законов, часто с нарушением установленных процедур, только усугубили ситуацию. К ним следует отнести в первую очередь Земельный, Лесной и Водный кодексы РФ, которые открыли зеленый свет приватизации природных объектов, а, следовательно, и неконтролируемого их использования. Что касается самого Водного Кодекса, равно как и Лесного Кодекса, и ряда других законов, относящихся к природной среде России, их принятие следует внести в «чёрные страницы» деятельности парламента Российской Федерации.
Большой вред нанесен принятым законом №122, так называемым законом о "монетизации", который отменил экологические статьи целого ряда законодательных актов. Проведенная Счетной палатой РФ в 2008 году проверка эффективности внедрения, например, новой редакции Лесного кодекса выявила целый букет недостатков: незаконный оборот древесины в 2007 году нанес материальный ущерб на 14,7 млрд. рублей и увеличился на 86% по отношению к уровню 2006 года и на 116% - к уровню 2005 года; ставка лесных платежей устанавливается в 10 раз ниже рыночной стоимости; при переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий нанесен ущерб государственной казне в сумме 6,4 млрд. рублей; статьи Лесного кодекса 78, 79, 80 признаны коррупционными поскольку позволяют предоставлять лесные участки по минимальной ставке или на 5 лет бесплатно и т.д.
Многие инициативы депутатов фракции КПРФ, других фракций Государственной Думы, отражающие заботу положением дел в сфере экологической безопасности страны, были отвергнуты "демократическим" большинством парламента, правительством и президентом. Прежде всего, это проект федерального закона "Об экологической безопасности". Принятый Государственной Думой и Советом Федерации еще в 1995 году этот законопроект так и не был подписан ни Б.Ельциным, ни В.Путиным и в итоге был снят с рассмотрения. Такая же судьба постигла и другие законопроекты, в частности "О государственном регулировании образования в области экологии", "Об экологическом страховании", "Об обязательном экологическом страховании", "Об Экологическом фонде Российской Федерации", "О постоянно действующем экологическом мониторинге», "Об экологическом контроле", "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", "Об экологическом аудите", "Об ответственности производителей за утилизацию отходов потребления их продукции" и т.д. Не получили поддержки власти и ряд целевых программ.
Большую тревогу вызывает невысокий профессионализм кадров, сложившаяся децентрализация и сокращение количественного состава природоохранных и экологических служб сверху донизу. Только независимые государственные экологические службы с Единым Федеральным центром помогут государству проводить по-настоящему устойчивую эколого-экономическую политику.
Представляется очевидным, что нынешняя власть в России не совсем понимает того значения, которое имеет в экономике страны экология, как составляющая среды обитания и полноценной жизни людей, их возможности эффективно трудиться, растить детей и строить планы на будущее. Ссылка на отсутствие в бюджете средств, необходимых для заботы об экологии и охраны природных ресурсов – это прямой обман общества и, по сути, преступление. Денег, накопленных в Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, у нас достаточно. Нужна политическая воля и осознание своей ответственности перед ныне живущими и будущими поколениями. Сегодня экологическая безопасность, по мере увеличения количественного многообразия и объёмного увеличения материальных составляющих причин ухудшения экологической ситуации, становится уже фактором и компонентом национальной безопасности наравне с экономической и продовольственной безопасностью.
Природа, посредством изменения своих климатических параметров, бьет в набат, предупреждая людей о надвигающейся катастрофе. Предупреждает каждого - и богатых и бедных, верующих и атеистов, законопослушных и не очень, политиков и тех, кто считает себя вне политики, – что в необратимо переродившейся окружающей среде обитания отсидеться в бункере или спастись в мифическом Ноевом ковчеге никому не удастся. Развитие цивилизации по пути безудержного потребительства и нещадной эксплуатации природы – путь тупиковый. Необходимо отказаться от этого пагубного для всего живого устройства общества. «Человек разумный» должен так его реорганизовать, чтобы целью производственно-экономических отношений было не стяжательство, а обеспечение необходимых, разумных биологических и социальных потребностей людей, существующих в гармонии с Природой.
Фракция КПРФ всю совокупность поднятых проблем экологической безопасности предлагает обсудить на заседании круглого стола, которое планируется провести 16 октября в Государственной Думе. Уверен, в ходе дискуссии мы найдем пути их решения в интересах нашего народа и нашей страны.
В.И.Кашин,
депутат Государственной Думы,
заместитель Председатель Комитета
Государственной Думы по природным ресурсам
природопользованию и экологии,
академик РАСХН