Слов на мешок, а дел на вершок. Член ЦК КПРФ Е.К.Лигачёв о плане президента по борьбе с коррупцией
Коррупция в буржуазной России стала национальным бедствием, угрозой безопасности страны, разъедает общество, души людей. «Национальный план противодействия коррупции» президента вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это как бы необходимый шаг на пути преодоления коррупции, с другой – слишком много показухи, призывов и обязательств побороть коррупцию властных структур, а воз и ныне там. Число комиссий, комитетов по борьбе с коррупцией в центре и на местах насчитывается десятками. Создается впечатление, что вся эта суета нужна властям для отвода глаз. Слов на мешок, а дел на вершок.
Подкуп, продажность государственных и общественных деятелей, должностных лиц, взяточничество и подношения – все это ширится, охватывая верхи и низы.
Только партия КПРФ предлагала и предлагает конкретные и действенные меры борьбы с этим злом. Партия живет за счет членских взносов и пожертвований сторонников. Кстати говоря, «единороссы» обвиняют в этом общенационального лидера коммунистов, патриотов Г.А.Зюганова («Известия», 5.08.2008). У них это называется – «клянчить с протянутой рукой». Видимо, этим людям чуждо такое святое понятие, как солидарность.
Вышеназванный документ, пожалуй, не является «планом действия», ибо в нем не вскрыты истоки коррупции, мало конкретных мер, не определены ответственные по многим пунктам, а равно и сроки их исполнения. Это, пожалуй, некая концепция о намерениях, коими насыщено общество.
В плане ставится задача устранения причины коррупции. И это правильно. Каковы первые причины коррупции, по мнению авторов «плана»?
Оказывается, «избыточное администрирование со стороны государства». По меньшей мере, странно! Воистину гора родила мышь. Если бы коррупция была следствием «избыточного администрирования», то можно было бы давным-давно если не устранить ее, то резко сократить.
Корни коррупции, взяточничества лежат не в администрировании, а в социально-экономической формации, разрушении Советской власти, насильственно насаждаемом капитализме с господством частнокапиталистической собственности, глубоким социальным расслоением, с установлением власти крупной буржуазии и ее верхушки – олигархии-плутократии и высшего чиновничества. Здесь все продается и покупается: государственная собственность, честь и совесть, душа и тело. Народная собственность разграблена и растащена, а ее остатки продаются. И никто не понес наказание за такое государственное преступление. Это ли не «стимул» коррупции и взяточничества?
Далее. Авторы «плана» исходят из того, что в России существует так называемое гражданское общество. Известно, что характер общества и государства определяется прежде всего типом собственности на основные средства производства. В буржуазной России свыше 80% крупной собственности преступно схвачено группой крупных буржуа. Естественно, в стране не какое-то мифическое гражданское общество, а буржуазное, капиталистическое. Именно здесь кроются коренные причины коррупции. Недаром в «плане» сформулировано требование «уважительного и бережного отношения к частной собственности», но ни слова о государственной собственности.
Понятия «гражданское общество», «рыночные отношения», «суверенная демократия», «средний класс» – все это для прикрытия, маскировки капиталистической системы с эксплуатацией, классовой борьбой, бесправием большинства, с постоянным ростом дороговизны жизни людей. В действительности существуют буржуазное общество, капиталистическая экономика, буржуазная демократия, классы крупной буржуазии и рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции.
В буржуазной России народ отрезан от власти. Главный порок «плана» состоит в отсутствии требования участия трудовых коллективов, профсоюзов, молодежных, женских и ветеранских организаций в борьбе за искоренение коррупции и взяточничества.
Конечно, важно активизировать, как предусмотрено в «плане», законодательные, исполнительные, правоохранительные органы власти в антикоррупционной деятельности. Но без восстановления народного контроля (возможно, в других формах), непосредственного участия трудовых коллективов в управлении предприятиями с реальными правами и полномочиями, без широкого представительства рабочих, крестьян, инженерно-технических и научных работников, которых сейчас, за редким исключением, фактически нет в законодательных и исполнительных органах власти, победить коррупцию и взяточничество просто невозможно. Нужно предусмотреть ответственность руководителей за честное исполнение обязанностей подчиненными. Сейчас сплошь и рядом нет никакого спроса с руководителей в случае привлечения к уголовной ответственности подчиненных им работников.
Спрашивается: а были коррупция и взяточничество в прошлом в России? Мне приходит на память эпизод из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Крепость осаждена пугачевцами. Группа дворян и чиновников обсуждают, как отбиться от восставших крестьян. Одни предлагают наступательную тактику – выйти из крепости и разбить противника. Другие – крепить оборону, то есть оборонительную тактику. Третьи – отвергают то и другое, предлагают «подкупательную» тактику. В царской России был распространен подкуп чиновников: «Не подмажешь – не поедешь». Взятка была источником кормления чиновников.
В Советской России В.И.Ленин взятку объявил врагом Советской власти и требовал самых суровых мер для наказания взяточников, вплоть до расстрела. Партийный и народный контроль, антикоррупционные меры, социалистическое воспитание людей, усилия всех структур общества и государства сформировали в сознании граждан презрение к взяточничеству и ее носителям.
Взятка как общественное явление была искоренена. Но отдельные случаи взяточничества были. Те руководители, которые злоупотребляли служебным положением ради личной выгоды, взяточники, независимо от занимаемых постов в государстве и партии, исключались из ее рядов, снимались с должностей и несли по суду суровые наказания. Я это знаю не понаслышке. О некоторых из них, будучи членом Политбюро, докладывал на Пленуме ЦК КПСС. Были освобождены от работы министр внутренних дел, секретарь Краснодарского крайкома партии, а заместитель министра по решению суда расстрелян.
Причем размеры личного обогащения были в тысячи раз меньше, чем у нынешних коррупционеров, грабителей народного добра. Все подарки, которые получали руководящие работники партии и государства во время зарубежных поездок, подлежали сдаче. Руководители всех рангов не имели счетов в зарубежных банках, ни фабрик и заводов, а также личных роскошных дач, жили весьма скромно и открыто. Сейчас тысячи капиталистов в центральных и региональных органах власти.
При этом граждане были защищены от клеветы. Здесь я могу привести пример из своей жизни. Услышав по телевидению намеки работника прокуратуры Гдляна о якобы взяточничестве с моей стороны, я на следующий день направил письма в Генеральную прокуратуру, в ЦК КПСС, съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР с просьбой провести расследование и принять решение в связи с данными заявлениями, а материалы опубликовать в прессе. Расследование вели Генеральная прокуратура и комиссия съезда народных депутатов, которую возглавлял депутат от оппозиции. Материалы проверки рассматривались на пленарных заседаниях ЦК КПСС, съезда народных депутатов, Верховного Совета, широко освещались на телевидении и в газетах.
Лживые обвинения были отвергнуты. Даже мои противники заявили, что это злостная выдумка. От граждан страны получил тысячи писем с требованиями продолжать защищать Советскую власть. Почему бы подобным образом не поступить В.В.Путину, о «богатстве» которого много говорят, пишут? Считаю, что руководители страны должны быть вне подозрения, а клеветники – нести ответственность. Провокаторы были изгнаны из прокуратуры, партийная организация исключила их из партии.
Что нужно предпринять, дабы укоротить коррупцию и взяточничество? Прежде всего, следует возвратить народному государству, трудовым коллективам преступно схваченную крупную собственность, созданную трудящимися, и строго наказать тех, кто незаконно ее присвоил. Здесь истоки коррупции и взяточничества. Далее. Во властные структуры должны прийти честные люди. Пока коррупционеры, в недрах власти которых множество, «борются» сами с собой, с коррупционерами. Такая «борьба» напоминает «схватку» нанайцев.
Д.А.Медведев озвучил кадровую проблему. Это очень важно. В числе мер работы с кадрами он предложил перевод работников с мест в Центр с последующим возвращением их в регионы. Мне это предложение нравится. Я дважды переводился в Москву в ЦК КПСС и дважды возвращался в сибирские области. Надо привлекать кадры из действующей оппозиции. Если все пойдет по-прежнему, а именно будут набирать кадры по личной преданности, из числа питерцев, «единороссов», то перемен к лучшему ожидать не следует.
Важно установить парламентское расследование фактов коррупции, принимать меры по сообщениям прессы о них. Ввести конфискацию награбленного имущества у осужденных. Предусмотреть меры ответственности руководителей не только за исполнение служебных обязанностей, но и нравственное поведение людей, ими руководимых. Предоставить права контроля администрации со стороны общественности, предусмотреть участие граждан в управлении предприятиями и организациями, приступить к созданию органов народного контроля.
Первым шагом в искоренении коррупции и взяточничества должно стать всеобщее обсуждение проекта антикоррупционного закона с участием партий, общественных объединений, трудовых коллективов, граждан России.
Таковы лишь некоторые предложения к проекту закона о преодолении коррупции. Повторяю, что только самое широкое участие общественности, партий, движений, трудовых коллективов может резко снизить уровень коррупции. Если этого не произойдет, тогда нечего ожидать бескомпромиссной борьбы с подкупом общественных, политических деятелей, военных чинов, должностных лиц, взяточничеством чиновников
Советская Россия