Тенденции развития общеполитической ситуации (28 июля —2 августа 2008 года)
На прошлой неделе особое место в повестке дня российской политики заняла такая действительно важная тема, как борьба с коррупцией. Интересно, что президент Д. Медведев, для которого антикоррупционная политика становится или по крайней мере декларируется как одно из главных направлений его деятельности, подписал национальный план противодействия коррупции, не откладывая до осени, когда это событие могло бы вызвать больший информационный резонанс. Президент торопится, и это, вероятно, вызвано его тактическими расчетами. В сентябре власти намерены запустить процесс принятия антикоррупционного законодательства. Предполагается принять закон "О противодействии коррупции" и внести поправки примерно в 25 российских законов, имеющие ту же направленность.
Политическая неделя: 28 июля —2 августа 2008 года
Борьба с коррупцией: слово и дело
Борьба с коррупцией в России не просто назрела, но уже давно перезрела. КПРФ всегда была в авангарде борьбы с этим позорным явлением, и надо сказать, что ей за это не раз доставалось от властей. После смены президента Кремль переменил тактику и, хочется надеяться, стратегию в своих отношениях с КПРФ по этой проблеме. Как известно, на своей встрече с Г. Зюгановым Д. Медведев обращался к коммунистам с просьбой оказать содействие в разработке и принятии антикоррупционного законодательства. Для властей проблема борьбы с коррупцией, однако, очень сложна прежде всего по той причине, что власть сама поражена коррупцией, и подобная борьба во многом напоминает борьбу с самим собой. Возможно, это тоже объясняет тот "странный" факт, что национальный план по борьбе с коррупцией был подписан в разгар летнего сезона, а его положения не прошли через публичное обсуждение и вообще остаются не до конца известными. Ясно прежде всего то, что власти намерены следить за имуществом и доходами не только самих чиновников, но и членов их семей, сотрудников правоохранительных органов и др.
Коммунисты согласны с этими предложениями, но особенно настаивают на развитии публичного, общественного и парламентского контроля за их реализацией. Именно об этом говорил в своем выступлении, комментируя решение президента, лидер КПРФ. По мнению Г. Зюганова, следует регулярно информировать общество об имуществе и доходах чиновников и работников правоохранительной системы. В противном случае нам не избежать, увы, привычной политики двойных стандартов, и план по борьбе с коррупцией может превратиться в банальный сбор компромата, который будут использовать точечно и при наличии политической необходимости.
Метка для "Мечела"
Как известно, глава правительства В. Путин обрушился с жесткой критикой на одну из ведущих металлургических корпораций "России" — "Мечел", который продавал уголь за рубеж своим же дочерним фирмам, зарегистрированным в Швейцарии, по ценам ниже внутрироссийских. Расследованием этой деятельности занялись и антимонопольные, и следственные органы. Возникает вопрос: идет ли речь о той же антикоррупционной политике, которую проводят российские власти по инициативе премьера, или о чем-то другом? С одной стороны, хорошо, что махинации олигархов получают отпор со стороны государства. Добавим, что на предприятиях "Мечела" нарушались и требования техники безопасности, свидетельством чего стала авария на принадлежащей ему шахте имени Ленина.
Есть у такой политики и экономическое основание: в условиях нарастания социально-экономических проблем и достижения потолка роста в нефтяной промышленности власти решили выбить побольше налогов из металлургии, закрыв олигархам возможность для ухода от налогов через трансфертные внутрикорпоративные цены и вывода средств за границу. Не случайно вслед за "Мечелом" претензии государства, пусть не в такой жесткой публичной форме, были предъявлены крупнейшей металлургической компании России — группе "Евраз" (ее главный акционер — сам Р. Абрамович) и угольной компании "Распадская", работающей в Кузбассе.
С другой стороны, возникает закономерный вопрос: почему на злоупотребления "Мечела" обратили внимание только сейчас, не идет ли речь о политике двойных стандартов, направленной на очередной передел собственности? Не случайно в связи с этим многие аналитики вспомнили о деле ЮКОСа и без труда "вычислили" тех бизнесменов и чиновников, кто может быть заинтересован в ослаблении именно "Мечела" и скупке его активов. Кроме того, в истории вокруг "Мечела" можно усмотреть и элементы политической конкуренции между президентом и премьер-министром. Ведь призыв Д. Медведева "не кошмарить" бизнес прозвучал довольно странным образом на фоне выступлений В. Путина против "Мечела".
Из уст представителей верховной власти нередко звучали неплохие по замыслу предложения. Например, совещание в Угличе при участии Д. Медведева было посвящено развитию внутреннего туризма в России. Но сомнения и вопросы вызывали другие заявления и действия властей. Например, президент публично поддержал линию министра А. Фурсенко, направленную на резкое сокращение числа вузов в стране. Президент считает, что большое количество вузов девальвирует российское образование. Однако по сути сокращение вузов станет очередным ударом по уникальной, мощной и доступной системе образования, основы которой созданы в советское время. И дело не в числе вузов, а в государственной политике, которая делает образование и образованных людей ненужными и невостребованными, которая обрекла науку и образование на голод и нищету. "Баловать" деньгами сферу образования власти не собираются и далее, приняв самое простое решение — сосредоточиться на поддержке небольшого числа крупных вузов, а остальное просто уничтожить.
Молодежная политика, являющаяся еще одним проблемным направлением, также принимает неверные формы, пока в правительстве ею заведует бывший предводитель "Наших" В. Якеменко. На прошлой неделе состоялась встреча президента с активистами движения "Наши", как раз после их очередного форума на Селигере. Ничего принципиально нового на этой встрече не было, и складывается впечатление, что власти продолжают считать молодежной политикой развитие движений типа "Наши".
О вреде политической монополии Тем временем в реальном измерении российской политики острой проблемой остается варварское отношение власти и бизнеса к гражданам при реализации строительных проектов. При этом чиновники и бизнесмены действуют безнаказанно. Недавно мы говорили о столкновениях в Сочи. Теперь вновь ухудшилась ситуация в окраинном московском районе Южное Бутово, где был снесен без адекватной компенсации очередной частный дом. Эти действия вызвали отпор граждан и поддерживающих их политических движений: возмущенными жителями были перекрыты дороги, разбит палаточный городок. Крайне негативное влияние на российскую политику оказывает сейчас монополизм — чрезмерная концентрация власти в одних руках, и в частности монополизм партийный. Коммунисты не намерены прекращать борьбу за отмену результатов парламентских выборов 2 декабря 2007 г., обжаловав решение Верховного суда в его кассационной коллегии. На региональном уровне — в Ульяновской области важным прецедентом стал иск лидера областной организации КПРФ А. Кругликова к областному Законодательному собранию в связи с тем, что "Единая Россия" контролирует девять руководящих постов из десяти, отдав один ЛДПР. Однако суд отклонил этот иск.
При этом качество тех кадров, которые "производит" "партия власти", вызывает сомнения у самой этой партии. "Единая Россия" назначила очередной съезд на 20 ноября и собирается изрядно почистить свои руководящие органы. В регионах продолжаются скандалы в связи с попытками исключения из партии тех или иных сомнительных личностей.
Поплатился партбилетом мэр Нижнего Тагила Н. Диденко. Выгнали из партии целый ряд заметных фигур в Приморском крае. И этот процесс явно не завершен.
Пока идут партийные чистки, возникает закономерный вопрос: можно ли отдавать такой партии столь большую власть? И вряд ли после чисток партия избавится от непрофессионализма, коррупции и иных "грехов" нынешнего правящего класса.
Серьезным вызовом российской политике и ее профессионализму остается и внешнеполитическая ситуация. Неблагоприятные процессы идут на Балканах, где экстрадиция Р. Караджича в Гаагу вызвала массовые протесты в Сербии. В Закавказье растет напряженность вокруг Южной Осетии, где возникают всё новые вооруженные конфликты с участием грузинских войск. Положительно можно оценить намерения российских властей создать Федеральное агентство по делам СНГ, которое будет заниматься гуманитарными вопросами, развитием связей с соотечественниками. Важно только, чтобы это стратегически важное направление не превратилось в очередной канал для разбазаривания бюджетных средств.