Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Правда»: Обманутые граждане переходят на сторону КПРФ

В начале апреля в селе Де-Кастри, расположенном в северной части Татарского пролива, на берегу залива Чихачева, была создана первичная организация КПРФ. В то же время первичка "Единой России" наполовину "похудела": селяне, партийные и беспартийные, наконец поняли, что нынешняя власть не в состоянии выполнить свои обещания.

Алексей Хорошилов («Правда»)
2008-06-06 09:14

А на посулы она не скупилась: после сооружения здесь нефтеналивного терминала окружающие залив сопки должны были превратиться в "златые горы", а вся суровая местность — в землю обетованную. Но вот уже второй год консорциум транснациональных корпораций, работающих по проекту "Сахалин-1", перекачивает за рубеж — через два резервуара-накопителя — по 12 миллионов тонн чёрного топлива, а жизнь легче не стала.

Пролившиеся над заливом капли долларового дождя ветром отнесло в сторону. Ввод в строй газопоршневой электростанции не снизил тарифы на энергию. Непосильной стала плата за коммунальные услуги, остро ощущается нехватка жилья, растет безработица. А грядущая реорганизация ООО "Де-Кастрилес" сделает "лишними" более двухсот лесозаготовителей. Декастринцы могут опять оказаться на грани выживания.

— Не хочется верить, что жители Де-Кастри снова начнут добывать пропитание в бухте,— сказал, глядя на редких "сидельцев" — любителей подлёдного лова корюшки, местный "олигарх" Николай Перышков.— Ведь в середине девяностых мои земляки жили по принципу: что поймаешь, то и поешь…

15 лет назад Де-Кастринский леспромхоз, один из лучших в крае, "приказал долго жить", вся инфраструктура оказалась бесхозной. Даже две ветровые энергоустановки с компьютерным управлением были разворованы. Большинство жителей села стали безработными, оказались без средств к существованию. Охотники подались в тайгу, а у кого была только "махалка" — для пропитания ловили на блесну корюшку.

Перспективы трудоустройства появились у селян с началом строительства терминала. Но… рабочих завезли со всех концов планеты, а местные жители, даже имеющие высокую квалификацию, довольствовались "туземными" должностями. В выигрыше оказались владельцы благоустроенных квартир: хоть для завезенных сюда рабочих был сооружен городок, всё же жилья не хватало.

— Перебирались селяне в сараи или бани, а то и в подвалы, а квартиры сдавали иностранцам, ежемесячный доход добровольных "бомжей" достиг 30 тысяч рублей,— рассказывает Нелли Моисеева.— К тому же хозяйки нанимались в собственные квартиры уборщицами, что еще давало немалую прибавку…

Но вот отзвучали фанфары, терминал вступил в эксплуатацию, турки и арабы, корейцы и другие иностранцы разъехались по своим странам. А декастринцы снова остались со своими проблемами, которые, правда, пыталась помочь решить "заграница". Да помешали свои доморощенные чиновники. Первым благотворительным даром работающей по законам Содружества Багамских островов компании "Эк сон Нефтегаз Лимитед", оператора консорциума, была реанимационная машина высокой проходимости стоимостью около полутора миллионов долларов. Но местные власти (или не местные?) чудо-машину даже не зарегистрировали. И нашла она применение на перевозке с побережья в краевой центр браконьерской рыбы и икры. Когда реанимационная машина попала в ДТП и тайное стало явным, шофера вместе с автомобилем и след простыл.

Спонсоры в пробковых шлемах не скупились на благотворительность: школе, больнице, детскому саду, Дому культуры, библиотеке, организации коренных малочисленных народов только за три года было выделено 29 млн. 671 тыс. долларов и почти миллион — российскими рублями. Большие инвестиции были направлены на модернизацию сельской инфраструктуры. По соглашению между "Эксон Нефтегаз Лимитед" и правительством Хабаровского края 1 млн. долларов предназначался на ремонт дорог, столько же — на подключение водопроводной системы к пробуренной иностранцами скважине, по 1,5 млн.— на реконструкцию моста и капитальный ремонт больницы. На реконструкцию очистных сооружений с установкой блока биоочистки и сооружение полигона по утилизации твердых отходов был выделен 1 млн. 725 тыс. долларов. Но главным подарком стала газопоршневая электростанция, на которую консорциум выделил, по сообщениям информагентств, 140 млн. долларов.

Вот только в документах российской стороны фигурирует сумма другая — всего 5 млн. "зеленых". И, судя по конечному результату, можно согласиться, что на этом строительстве здорово "сэкономили"! Потому что, несмотря на переход с дорогого дизельного топлива на дешевый газ, тарифы на электричество и тепло возросли.

— Тарифы устанавливали "от фонаря", — считает председатель совета местной общественной организации "Надежда" Лидия Титова, намекая на горящие день и ночь фонари уличного освещения.

Потери в отслуживших свой век электросетях, достигшие в этом году 13 млн. рублей, перекладываются на потребителей. В результате жильцам двух общежитий коридорного типа, в основном пенсионерам и матерям-одиночкам, приходится за комнату в 16 квадратов платить по 4 тысячи рублей в месяц.

Плата с них взимается даже за горячую воду, хотя ее приходится брать для бытовых нужд из батарей отопления. Да и холодная вода в состоянии "остудить голову": местные коммунальщики не удосужились получить лицензию на водоснабжение, и штрафы, которыми их постоянно "награждают" надзорные органы, включаются в тариф.

У сельской администрации есть и другое объяснение "огрехов" своей деятельности: слишком, мол, затянулся процесс передачи собственности с районного на сельский уровень, а потом раздел имущества между двумя структурами, возникшими на месте бывшего ЖКХ. Но эти отговорки уже не успокаивают селян: ведь учредителями этих структур являются глава администрации района Юрий Донкан и глава администрации села Ольга Зайнулина, а договаривался сам с собою, то есть "тихо вёл беседу", Юрий Кожевников, который долгое время был, как Фигаро, директором обоих коммунальных предприятий. Словом, решились селяне узнать, куда же испарились "зелененькие": ведь полигон для утилизации твердых отходов так и остался обычной свалкой, не проведена и реконструкция очистных сооружений, хотя сроки давным-давно прошли, не видно и особого улучшения в работе Дома культуры, хотя, кроме 7,5 млн. долларов, на его нужды ежегодно из сельского бюджета выделяется по пять миллионов "деревянных". Да и дороги, отремонтированные на заокеанские деньги, не прослужив и полгода, уже приходят в негодность.

А один из любознательных, Николай Перышков, даже лишился поста председателя сельсовета. Из-за "опалы" власти не дают хода предложенному им выгодному проекту по строительству молодежного городка, сразу бы снявшего остроту жилищной проблемы. Два 8-квартирных жилых дома, прачечную, детский сад, клуб и кафе предложено построить на фундаментах разобранного городка иностранных рабочих. Строительным материалом послужили бы блоки, изготавливаемые на местном производстве.

— Николай Павлович согласен поставить их молодежному кооперативу практически по себестоимости при условии выдачи подряда на строительство его фирме "Нангмар",— говорит лидер МЖК и председатель молодежной палаты сельского Совета депутатов Евгений Рыжих. — Но районная администрация, вероятно, хотела бы иметь другого подрядчика, с которого можно рассчитывать на "навар"…

Весь имеющийся в Де-Кастри жилой фонд — это дома, построенные в свое время Де-Кастринским леспромхозом. И уже полтора десятка лет в селе жилищное строительство практически не ведется. Из-за отсутствия жилья в больнице не хватает врачей, нет притока молодых специалистов и в школу.

Старожилы-ветераны ютятся в "деревяшках", списанных и продуваемых насквозь старых бараках. Надежды на заграничную помощь не сбылись. Возлагались надежды и на ООО "Де-Кастрилес", в последние годы доведшее заготовку древесины до половины объема былых времен. Но к строительству жилья оно уже не приступит: в ближайшее время грядут смена собственника, снижение объемов заготовки. Две сотни лесорубов окажутся "лишними".

Правда, есть еще одна "отдушина" для наивных: на берегу залива предполагается строительство предприятия по комплексной переработке древесины с годовой мощностью в 75 тыс. кубометров пиломатериалов. Но "птица счастья завтрашнего дня" прилетит — увы! — не скоро: пока еще только заключен договор на разработку ТЭО, а на строительство объекта по всем нормативам требуется не менее трех с половиной лет. Так что и новый рай для декастринцев откладывается, как минимум, на пять лет.

Вот почему жители таёжного села всё чаще вспоминают Советскую власть, когда жили они привольно, с твёрдой уверенностью в лучшее будущее. И появление коммунистической ячейки говорит о том, что люди постепенно начинают понимать: мало вспоминать о хорошем прошлом, надо бороться за лучшее будущее.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.