Би-би-си: Почему глава "Олимпстроя" ушел в отставку? Мнения депутатов фракции КПРФ В.И.Илюхина и С.П.Обухова
Глава российской государственной корпорации "Олимпстрой" Семен Вайншток ушел в четверг в отставку, проработав на этом посту всего пять месяцев и девять дней, отмечает Би-би-си.
Назначение Вайнштока состоялось в ноябре. Ушел же он за четыре дня до первого визита в Сочи комиссии Международного олимпийского комитета, которая оценит ход подготовки к Олимпиаде.
Вместо него главным распорядителем подготовки к Зимней Олимпиаде 2014 года премьер-министр Виктор Зубков назначил мэра Сочи Виктора Колодяжного.
Официальные лица и сам Вайншток заверяют, что его уход планировался заранее.
Люди, не имеющие прямого отношения к структурам власти, тем не менее, предполагают, что отставка главы "Олимпстроя" может быть связана с проблемами, которые всплыли уже в самом начале подготовки к Олимпиаде, а именно с ее удорожанием на многие миллиарды долларов. Оно обусловлено, с одной стороны, геологическими особенностями района, где предполагается построить Олимпийский парк, а с другой - необходимостью выкупать землю под олимпийские объекты у частных владельцев.
Плановая замена?
Министр регионального развития Дмитрий Козак, премьер-министр Виктор Зубков и сам Семен Вайншток заверили публику, что отставка планировалась с самого начала: он "запустит" механизм и уйдет.
"Это планомерная замена. Еще в сентябре, когда принималось решение о назначении Семена Михайловича Вайнштока руководителем корпорации, с ним была достигнута такая договоренность", - заявил в четверг Козак.
Депутат Государственной думы от Краснодарского края, член фракции КПРФ Сергей Обухов не знает и не хочет гадать, почему на самом деле ушел Вайншток, но готов пересказать мнение многих сочинцев.
"Одна из ключевых проблем олимпийского строительства в Сочи - это Имеретинская долина, где должны быть построены олимпийские объекты и в связи с этим возникли основные конфликты, - напомнил Обухов в интервью Би-би-си. - Насколько мне известно, в Сочи считают, что Вайншток высказывал сомнения в возможности решения этих проблем в Имеретинской долине".
Проблемы с "частниками" и геологией
В Олимпийском парке в Имеретинской долине, на юго-восточной окраине Адлера, планируется построить главный Олимпийский стадион, несколько ледовых дворцов и одну из двух Олимпийских деревень.
Вайншток совершенно точно высказывал сомнения в возможности решить эти проблемы за те бюджетные деньги, что запланированы на Олимпиаду, а это - эквивалент 11, 9 миллиарда долларов. 5 марта на правительственном часе в Госдуме глава "Олимпстроя", в частности, сказал, что только на выкуп земель может потребоваться дополнительно более 80 миллиардов рублей.
В Сочи много говорят о том, что строить в Имеретинской долине большие сооружения либо вообще нельзя, либо очень дорого, поскольку твердые скальные породы здесь скрыты под зыбким слоем пород осадочных, толщиной в десятки, если не сотни метров. Правда, на мартовской встрече с депутатами Госдумы Семен Вайншток сказал, что это - действительно проблема, но проблема технического характера, и ее можно решить. Но - за дополнительные деньги.
Еще одна серьезная проблема - это изъятие и компенсация земельных участков, которые окажутся под олимпийскими объектами. Некоторые из их владельцев еще неделю назад говорили корреспонденту Би-би-си, что очень опасаются, что компенсация не будет справедливой. Они утверждают, что сейчас цена "сотки" на их землях взлетела до 100-150 тысяч долларов. На встрече с жителями Имеретинки 16 апреля Виктор Колодяжный, еще в роли мэра Сочи, сообщил им, что власти выплатят по 70 тысяч долларов за сотку. Однако, как сообщил Би-би-си один из "попавших под Олимпиаду" домо- и землевладельцев, Олег Щербацкий, многие местные жители вообще не хотят переезжать с самого берега Черного моря.
"Деньги не очень-то людей устраивают, люди хотят остаться на земле своих предков. Вот этот костяк, который составляют тут староверы, они не понимают, ну не война ведь, ну почему не подвинуть Олимпиаду, почему эта Олимпиада как каток на нас ложится", - сказал Щербацкий Би-би-си.
Чиновники, однако, говорят о сносе как о деле решенном - и подлежат ему в Имеретинской долине 120 домов. По словам Щербацкого, большинство участников встречи с мэром демонстративно ее покинули - остались лишь около пяти человек, которые готовы взять компенсацию.
Дорогая Олимпиада
Дмитрий Козак ранее заверял, что при изъятии и компенсации земель и построек никто обижен не будет, но ни о каких конкретных суммах не говорил.
Осенью Госдума приняла закон об особом порядке изъятия земель под строительство объектов к Олимпиаде. Он вступил в силу 1 января и предусматривает резервирование земель под олимпийское строительство и ускоренный порядок рассмотрения судебных споров и исполнения решений суда.
Глава Счетной палаты Сергей Степашин несколько недель назад заявил, что Олимпиада может обойтись бюджету в два раза дороже запланированного - в 24 миллиарда долларов.
Депутат Госдумы от КПРФ Виктор Илюхин в начале апреля отправил премьер-министру, главе Счетной палаты и генеральному прокурору письмо-запрос, в котором со ссылкой на неназванных чиновников "Олимпстроя" сообщает, что Олимпиада в Сочи может оказаться даже втрое дороже плана - 36 миллиардов долларов. Суммарная стоимость трех последних зимних Олимпиады - в Нагано, Солт-Лейк-Сити и Турине - составила, по данным Илюхина, 6 миллиардов.
Бурная деятельность
Сейчас Имеретинская долина меньше всего напоминает ударную олимпийскую стройку. Это огромные полузаброшенные, частью заболоченные поля бывшего совхоза и, на самом берегу моря, ряды частных домов на улицах Нижнеимеретинская и Голубая.
По словам местных жителей, в прошлом году, когда инспекция МОК приезжала знакомиться тогда ещё с городом-претендентом на Олимпиаду, на этих полях была развернута бурная деятельность: туда-сюда ездили самосвалы с песком, пустые бетономешалки, сновали люди. Одновременно с отъездом комиссии исчезли и самосвалы, и бетономешалки, и люди.
К приезду представителей МОК тогда открыли и новый аэропорт в Адлере. Сразу после визита его снова закрыли, и он стоит закрытым до сих пор: строители устраняют недоделки.
Официальные лица, впрочем, уверяют, что все в порядке: до Олимпиады еще шесть лет, объекты пока только проектируются, и все они - более двухсот штук - будут сданы вовремя.