Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, академика Владимира Кашина на «круглом столе» в Государственной Думе по проблемам состояния Вооруженных Сил России

Уважаемые участники Круглого стола!

KPRF.RU
2008-03-17 19:28

В повестке дня нашего сегодняшнего заседания один из самых актуальных вопросов, от которого зависит само существование нашего государства. Вопрос этот о состоянии Вооруженных сил России и законодательной базы для возрождения былой мощи нашей армии. Очень верно подмечено, что тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Нам всем надо помнить: государство – это, прежде всего, армия, а армия – это государство. Нет армии – нет государства, нет страны.

Более 15 лет руководство страны ведет непрерывный разговор о военной реформе, будто бы преследующей цель создания современных ВС. Однако факты говорят о том, что проведение реформы зашло в тупик и во многом подменено показухой и пустыми обещаниями. За это время так и не найден ответ на стратегически важный вопрос: для чего России нужна армия и соответственно какой она должна быть? На основе же официальных открытых документов, таких как «Военная доктрина Российской Федерации» и «Актуальные задачи развития Вооруженных сил РФ», весьма проблематично вести военное строительство, адекватное нынешней международной ситуации.

Идя на поводу у США, российское руководство готовит армию не к отражению широкомасштабной агрессии, а к защите интересов олигархического капитала, в том числе и транснациональных корпораций, а также к борьбе с мифом «исламского терроризма». Такую позицию по отношению к ВС руководство страны объясняет отсутствием стратегического противника и некими «экономическими» интересами России.

Сложившаяся обстановка в мире требует от Президента РФ коренного пересмотра «Военной доктрины Российской Федерации», учитывающей реалии и вызовы нашего времени: отказ блока НАТО от роспуска после ликвидации Организации Варшавского Договора, продвижение НАТО на восток и окружение России кольцом военных баз, отказ США от взаимного сокращения ядерных арсеналов, выход из Договора по ПРО, размещение элементов ПРО на территории Польши и Чехии, обустройство военных баз в Румынии и Болгарии, ежегодный рост военных расходов и т.д. Только бюджет США на 2008 год составляет около 700 миллиардов долларов, превышая в 25 раз объем средств, выделяемых на содержание и обеспечение ВС РФ. При отсутствии ясной военной доктрины невозможно определить адекватную стратегию обеспечения армии вооружениями и военной техникой. России необходима внятная концепция долгосрочного военного строительства, предполагающая построение принципиально новых, современных и эффективных Вооруженных Сил.

Совершенно очевидно, что России нужна современная, хорошо вооруженная, боеспособная армия, способная защитить страну. Сегодняшняя армия этим критериям не соответствует. Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо, во-первых, адекватно вооружить армию. Это требует, прежде всего, существенного увеличения финансирования ВС. Нынешнее выделение средств на уровне 2,5% ВВП только усугубляет негативные тенденции деградации обороноспособности страны. Необходимо выделять на нужды обороны минимум 3,5% ВВП, как это имеет место в большинстве развитых стран. Более того, в ряде стран, в том числе США, Китай, Индия, Великобритания, расходуют на свои ВС 5% и более от ВВП, величина которого значительно превышает ВВП России.

Недофинансирование ВС России отрицательно сказывается на их перевооружении современными образцами военной техники. Удельный вес современного оружия в ВС РФ не превышает 20%, в то время как в армиях, нам противостоящих, этот показатель составляет минимум 60%. Чтобы поддерживать ВС хотя бы на минимально достаточном уровне, необходимо ежегодно закупать не менее 5-6% современных образцов от количества вооружений. Это, примерно, 100-150 самолетов, 200-250 танков, 50-60 вертолетов и т.д. Сегодня у нас эти цифры на порядок меньше. В 2000-2006 годах в ВС было поставлено всего 27 межконтинентальных баллистических ракет с 27 боевыми частями. В период с 2000 года армии были поставлены всего 3 новых самолета - один Ту-160 и два СУ-34. После 2000 года было закуплено немногим более 60 танков Т-90. В 2000-е годы ВМФ и морские части погранвойск получили менее десяти надводных и подводных кораблей и катеров. Государственная программа вооружений на 2007-2015 годы планирует поставку армии в период до 2015 года всего 60 самолетов. Правительству РФ необходимо срочно пересмотреть программу перевооружения ВС с целью обеспечения их современными видами оружия в необходимом объеме.

Тревогу вызывает кризисное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС), благодаря наличию которых страна обеспечивает свой суверенитет. На сегодня СЯС РФ располагает 681 межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и баллистическими ракетами на подводных лодках (БРПЛ) с 2460 боевыми частями (БЧ), 79 самолетами с 884 крылатыми ракетами (КР), т.е. всего 3344 заряда. Только за 2000–2007 годы СЯС утратили 405 носителей и 2498 зарядов. Списано два Ту-95МС, один Ту-160 потерян в катастрофе. Если сокращение российского ядерного арсенала продолжится нынешними темпами, к середине следующего десятилетия у российских СЯС останется не более 300 межконтинентальных и баллистических ракет подводного базирования, а также не более чем 600 боевых частей для них. В таких условиях продолжение выполнения стратегическими ядерными силами функции ядерного сдерживания окажется под вопросом.

Ситуация усугубляется принятым ошибочным решением о развитии мобильных ракетных комплексов РС-12 «Тополь» и РС-24 «Тополь-М». Оно мотивировалось тем, что повышение точности американских стратегических ракет снижает боевую устойчивость отечественных МБР шахтного базирования. Однако сегодня, когда США обладают спутниками оптической, инфракрасной и радиолокационной разведки (КН-11, «Лакросс» и др.), передающими информацию в реальном масштабе времени, устойчивость «Тополей» стала, по сути, нулевой. И в то же время идет уничтожение наших многозарядных ракет РС-18, РС-20 и железнодорожных подвижных комплексов РС-23.

В связи с этим отдельной проблемой является сохранение эффективного ядерного статуса России, то есть способности российских Стратегических ядерных сил (СЯС) нанести гарантированный неприемлемый ущерб потенциальному агрессору после превентивного его ядерного удара по СЯС России. Фактически сегодня и сам этот статус, и обеспечивающий его ядерный оружейный комплекс оказываются под угрозой. В частности, с одной стороны неуклонно деградирует в профессиональном и психологическом отношении уникальный кадровый костяк ядерщиков, которые все более интенсивно просто вымирают, с другой стороны не обеспечивается, особенно в условиях ДВЗЯИ, кадровая преемственность и подготовка новых полноценных  кадров.

Правительству РФ необходимо срочно поставить задачу перед учеными о продлении срока эксплуатации многозарядных носителей, приостановить уничтожение комплексов многозарядных ракет подземного базирования и железнодорожных комплексов РТ-23, выдать задание на проектирование новых многозарядных носителей шахтного базирования.

С морской составляющей СЯС еще хуже. В Российской Федерации уничтожено 80% подводного флота с баллистическими ракетами. БРПЛ Р-30 «Булава», под которую предполагалось строить новые субмарины проекта 955, ныне «не летает». А подлодки «под нее» – «Юрий Долгорукий» (была заложена в 1996 году), «Александр Невский» (2004) и «Владимир Мономах» (2006) строятся. Идущий между военными экспертами спор о том, удастся ли «довести» «Булаву», принял в значительной степени схоластический характер. Продолжать его бессмысленно, дело в том, что до сих пор все испытания этой БРПЛ заканчивались неудачно.

Авиационная группировка СЯС к 2015 году будет иметь 50 бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Сегодня ВВС РФ имеют 79 таких самолетов.

Аналогичная ситуация складывается в ВМФ. По боевым возможностям российский флот на Балтике уступает в 2 раза шведскому и финскому, в 4 раза – немецкому; на Черном море – в 3 раза турецкому, не говоря уже о двадцатикратном превосходстве над нами американского флота. Российский ВМФ разбросан по пяти почти или полностью изолированным друг от друга морским и океанским театрам военных действий. Все это крайне затрудняет маневр силами между ними даже в мирное время, и в ближайшие 8-10 лет надводный флот неизбежно, а подводный - с высокой степенью вероятности станут флотами прибрежного действия.

Военно-промышленный комплекс страны подвергся жесточайшему расчленению и приватизации, искусственному банкротству и распродаже за бесценок, в том числе и зарубежным фирмам. Достаточно упомянуть о таких гигантах как Балтийский завод, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, Московский вертолетный завод им.М.Л.Ми­ля, Воронежский завод «Электроприбор», завод «Красное Сормово», Тульский ЦНИИ систем управления, серийный завод по производству ядерного оружия в г.Арзамас-16 (Саров) и многих других. Иностранцы, к нашему стыду, имеют блокирующие пакеты акций в ОАО «АНТК им.Туполева», Саратовском ОАО «Сигнал», в ЗАО «Евромиль» и т.д. Не так давно немецкая компания «Сименс» скупила блокирующий пакет, 25% акций, уникального российского объединения «Силовые машины» - гордость нашей страны. В этом ряду можно отметить замысел передислокации Главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург с одновременным уничтожением старейшего российского Инженерного института ВМФ, единственного учебного заведения, готовящее специалистов для атомного флота, а также ничем не оправданное реформирование Министерства по атомной энергии, которое ответственно за разработку ядерного оружия. Сначала его трансформировали в Агентство по атомной энергии, а совсем недавно преобразовали в Корпорацию по атомной энергии – получастную организацию, в задачах которой практически нет места ядерно-оружейному комплексу (ЯОК) страны, открыв путь к приватизации оборонных промышленных объектов. Правительство РФ должно восстановить это министерство в полном объеме его функций.

Ядерные центры страны – разработчики ядерного оружия, постепенно деградируют, теряют профессиональные кадры, хиреет лабораторно-испытательная база и т.д. Нет достоверной информации вообще о состоянии ядерного арсенала, поскольку почти 20 лет не проводятся испытания ядерного оружия. Совету Безопасности РФ Президенту РФ необходимо рассмотреть целесообразность выхода РФ из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) или выработать адекватные меры по возобновлению ядерных испытаний в минимальном объеме для подтверждения работоспособности ядерного арсенала СЯС, а также рассмотреть вопрос о целесообразности передачи США 500 тонн российского оружейного урана.

В постсоветский период оборонно-промышленный комплекс России утратил множество технологий и целые поколения квалифицированных кадров. Эти потери постепенно становятся невосполнимыми. Главным фактором, который позволил отрасли выжить (по крайней мере, отчасти), стала ее переориентация на внешний рынок и экспортные поставки воору­жений. Около 80% мощностей ВПК работает на другие страны.

Эффективность ВПК остается низкой, поставка в армию современных вооружений задерживается. Увеличивается технологическое отставание ВПК от других стран. Истребитель Су-34, танк Т-90, другие «современные» образцы оружия – все это модификации старых серий прошлого века. Внятная инновационная программа разработки перспективных образцов вооружений и военной техники так и не была разработана.

Путинские потуги в виде создание оборонно-промышленных «холдингов» не помогают. Монополизация разработок и производства вооружений и военной техники – тупиковый путь. В советское время ради обеспечения конкурентоспособности вооружений власти старались поддерживать эффективную внутреннюю конкуренцию между конструкторскими бюро и предприятиями ВПК. С другой стороны игра в «конкуренцию» при закупке вооружения ставят предприятия, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке в неравные условия, вынуждая их продавать свою продукцию по цене ниже себестоимости, приводя их в итоге к банкротству.

В отсутствии эффективного контроля за военными расходами в производстве и закупках вооружений процветает коррупция, цены на госзаказ непомерно раздуваются. «Невыполнение гособоронзаказа из года в год увеличивается, причем процент невыполнения увеличивается пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ», – заявил 19 апреля 2007 года в Екатеринбурге федеральный министр и зампред Военно-промышленной комиссии В.Путилин. Если в конце 2006 года цена танка Т-90, поставляемого «Уралвагонзаводом», составляла 42 млн. рублей, то в начале 2007 года – уже 58 млн. За 11 лет строительства подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий» цена его разработки превысила проектную в семь раз. Правительству РФ необходимо разработать действенную систему мер, исключающую злоупотребления при выполнении гособоронзаказа и закупке вооружений.

Всегда главной ценностью ВС СССР  был советский человек в погонах, патриот и интернационалист. Эти замечательные качества русского советского солдата и командира прошли проверку в годы войны с фашизмом. Заявляя об исчезновении опасности войны и обещая заменить пушки на масло, реформаторы подорвали авторитет военной службы, заменяют народную армию на наемную. Практически не ведется военно-патриотическое воспитание молодого поколения. В результате массовое уклонение молодежи от военной службы. Среди призывников каждый третий не может служить по состоянию здоровья, а среди тех, кого удалось в 2007 г. призвать в армию и на флот 50% имеют ограничения по здоровью, 40 % процентов в момент призыва нигде не учились и не работали, а зачастую имели криминальное прошлое.

Провалились все попытки реформы порядка комплектования Вооруженных Сил. Непродуманные шаги в виде перехода на годичный срок службы в армии лишь усложняют ситуацию. Уже в 2009 году Министерство обороны столкнется с неизбежным кризисом комплектования армии: из-за перехода на годичный срок службы потребуется ежегодно призывать на службу 700 тысяч молодых людей, тогда как в 2009 году 18-летнего возраста достигнут всего 843 тысячи человек. Властям придется отказаться от всех отсрочек и таким образом разрушить существующую систему образования.

Не дает положительных результатов комплектование ВС по контракту. Часто идет подмена срочной службы службой по контракту.

Социальную защищенность военнослужащих оказалась хуже, чем у гражданских чиновников. Около 160 тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов не имеют жилья, у семей младшего офицерского состава и почти 40% военных пенсионеров доходы ниже прожиточного минимума. К примеру, у командира взвода доход составляет 8-10 тысяч, командира полка - 12-14 тысяч, дивизии - 15-20 тысяч рублей. И это притом, что средняя зарплата по стране достигла 14 тысяч рублей, а законсервированные средства в Стабфонде и золотовалютных резервах зашкалили за 600 млрд. долларов. 30% младших офицеров не может создать семьи и мыкается по общежитиям. Из-за неудовлетворенности решением жилищного вопроса в 2006 году более 1000 человек, набранных для службы по контракту, отказались от контрактных договоров.

В 2006 году Путин объявил о запуске новой «президентской» программы «15+15» по обеспечению военнослужащих жильем, но в 2006 году по этой программе было сдано всего 6,5 тыс. новых квартир, а в 2007-м сдано еще около 12 тыс. квартир. Такие темпы могут только законсервировать решение этой проблемы.

В результате падения авторитета военной службы, низкой социальной защищенности людей в погонах в армии и на флоте в ВС образовался сорокатысячный некомплект офицеров. Только 2% контрактников изъявляют желание продлить контракт. Отток профессиональных офицеров (выпускников военных вузов) из ВС остановить не удается. Внедрение контрактного принципа комплектования отдельных частей, производившееся в 2000–2007 годах, не привело к повышению качества личного состава Вооруженных сил РФ и их боеготовности. Правительству РФ необходимо вернуться к вопросу комплектования ВС и патриотического воспитания допризывников, вопросы социальной защищенности военнослужащих  выделить в отдельный «национальный проект».

Состояние ВС России в условиях обострения борьбы за энергетические ресурсы вызывает большое опасение. Вопросы обороны страны даже не включены в число приоритетных «национальных проектов». Руководителями военного ведомства назначаются лица, не имеющие никакого отношения к ВС и не пользующиеся уважением в армейской среде. Значительная часть руководящего кадрового состава Министерства обороны и Генерального штаба не имеет практического опыта командования войсками в масштабе оперативно-стратегиче­ского объединения. Забытая, плохо вооруженная, плохо оплачиваемая, бесквартирная армия, небоеспособный призывной кон­тингент, дедовщина – таковы характеристики российских ВС. При этом под угрозой оказался ядерный статус страны – наиболее существенный гарант суверенитета и национальной безопасности России.

Надеюсь, что в ходе дискуссии нам, участникам Круглого стола, удастся высветить все проблемы ВС Росси и совместно выработать рекомендации для президента, правительства, депутатам Государственной Думы, которые помогут осознать власти всю важность и актуальность стоящих очень сложных проблем по обеспечению национальной безопас­ности нашей Родины и принять соответствующие меры.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.