Иван Мельников на круглом столе по проблемам ЕГЭ
5 марта в Государственной Думе по инициативе фракции КПРФ и Общественного движения «Образование – для всех» состоялся Круглый стол на тему «Законопроект о добровольности ЕГЭ: какой человек нужен России?»
В слушаниях приняли участие представители государственных и муниципальных органов управления образования, Профсоюза работников народного образования и науки, профсоюзных организаций научных центров и учреждений, руководители и сотрудники учреждений образования, представители общественных объединений родителей, студенчества, учителей, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и Общественной палаты РФ.
Круглый стол открыл первый заместитель председателя ЦК КПРФ, заместитель председателя Государственной Думы РФ, член Комитета по образованию и науке, профессор МГУ Иван Мельников, который является одним их соавторов обсуждаемого законопроекта. Приводим текст его вступительного слова.
«В этом году мы проводим уже второй Круглый стол при мощной поддержке всем известного движения «Образование – для всех». И я от имени депутатов Государственной Думы и, естественно, особенно и в первую очередь от фракции КПРФ, хочу поблагодарить Движение за проделанную подготовительную работу. Ну а актуальность, злободневность предложенной темы не вызывает сомнений. То, что мы сегодня обсуждаем, это не вопрос только системы образования, только образовательной политики. Это то, что входит в каждый дом, в каждую семью. Это касается всех и каждого. И в результате напрямую определяет будущее страны.
Если говорить о том законопроекте, который мы сегодня рассматриваем, то суть его проста.
Первое: в законодательство предлагается внести изменения, которые позволяют предоставить выпускнику право выбора формы государственной итоговой аттестации. Выбор такой. Либо единый государственный экзамен. Либо традиционная форма устных и письменных испытаний.
Второе: мы предлагаем не проводить единый государственный экзамен по ряду предметов, таким как «литература», «история» и предметам образовательной области «обществознание».
Третье: сделать правом абитуриента использование результатов Единого государственного экзамена при поступлении в высшие учебные заведения, но не обязательным требованием условий конкурса. А для ряда вузов, для поступления в которые по предметам профильной направленности предъявляются повышенные требования, законопроект устанавливает возможность учитывать исключительно результаты вступительных испытаний. Подробнее об этом расскажут другие выступающие, но, как мы видим, идеология законопроекта направлена на снятие тех противоречий и проблем, которые появились с введением закона «О Едином государственном экзамене».
Отмечу чрезвычайно важный факт. При обсуждении в регионах законопроект поддержали 35 законодательных органа власти и, обращу Ваше внимание, - 30 исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Отрицательные отзывы поступили лишь из 5 законодательных органов власти субъектов и 24 исполнительных. Таким образом, даже при существующей монополии власти, вертикали ее губернаторов, здравый смысл законопроекта понятен большинству.
Однако профильный Комитет Государственной Думы – Комитет по образованию, не поддержал наш законопроект.
Уважаемые коллеги, в завершение хочу кратко напомнить историю вопроса. Еще в 2001 году на заседании Государственного Совета при президенте России было принято принципиальное решение об экспериментальной отработке форм ЕГЭ. Затем мы были свидетелями того, что вместо эксперимента по сути дела шло поэтапное насильственное внедрение ЕГЭ в практику нашей жизни, что и завершилось принятием соответствующего закона. Никакую независимую комиссию научной и педагогической общественности не подпустили даже близко к тому, чтобы подвести хоть какие-то итоги апробации ЕГЭ, как-то повлиять на ситуацию. Министерство образования и науки РФ само подвело все итоги своей деятельности и само себя, конечно же, одобрило.
Интересно заметить, что внедренная Министерством модель существенно отличается от западного опыта, на который так охотно любят ссылаться защитники и проповедники ЕГЭ. Ключевая позиция западной модели – отсутствие административного вмешательства. Каждый вуз сам решает, в какой мере учитывать и учитывать ли вообще результаты единого тестирования, которое может являться только вспомогательным материалом для принятия окончательного решения о зачислении абитуриента.
Как один из соавторов законопроекта могу твердо сказать: за нашим законопроектом и правда, и рациональное зерно. Механизмы, которые мы предлагаем, расширяют права школьников и абитуриентов, облегчают задачу тем вузам, где ЕГЭ в нынешнем виде принципиально мешает отбору способных студентов. Законопроект в целом – делает систему поступления гибче. Наш законопроект не идет на поводу у тех, кто продвигает мысль о том, что система образования должна воспитывать новых членов для потребительского общества. Мы убеждены, что образование должно воспитывать человека с большой буквы, человека думающего и мыслящего.
И нам сейчас нужна поддержка общественности, широкая поддержка образовательного сообщества. Спасибо за внимание».