Геннадий Зюганов на Радио Россиив программе "От первого лица" 28 января 2008 г
У микрофона – ведущая Наталия Бехтина.
Гость в студии – лидер КПРФ и фракции коммунистов в Госдуме Геннадий Андреевич Зюганов. Он только что вернулся из Китая…
– Существуют англоманы, есть франкофоны и германофилы как наш президент, то есть люди, которые привержены культуре английской, французской, немецкой, а вас, наверное, можно назвать синофилом…
Зюганов: Нет-нет-нет. Я написал работу, которая называется "Глобализация и судьба человечества". Для этого я изучал опыт работы Европы, две мировые войны на континенте, европейский единый союз, был в Америке, выступал в ведущих университетах. Латинскую Америку очень хорошо знаю, весь арабский мир объехал. 15 лет в Страсбурге в Совете Европы, и считаю, что это было полезным. Но я хорошо знаю и Азию, выступал на всех азиатских форумах лидеров.
Что касается Китая, то это вообще уникальное явление. Во-первых, население его составляет 1 млрд 340 миллионов человек, за границей проживает 90 миллионов китайцев. Страна эта ворвалась в тройку самых мощных держав, заняв место Советского Союза, у Китая вот уже 30 лет сохраняются самые высокие темпы экономического развития. Когда я в этой стране был первый раз, там все ходили в синих пиджачках и тапочках на босу ногу, ездили на велосипедах и осликах. А сейчас они вывели космические корабли, строят самолёты, подводные лодки, 30 с лишним суперобъектов к Олимпиаде сейчас сдают, на строительство которых только из бюджета затратили 32 млрд долларов.
Красный флаг у страны, Коммунистическая партия Китая руководит, работает. 700 фирм со всего мира работают в Китае, за 30 лет они привезли туда 650 млрд долларов и не боятся никого и ничего. Дороги сделали лучше германских. Я был в столице, которая сейчас стала современным городом, был и в глубокой провинции. В центральной китайской провинции Хэнань живёт 98 миллионов человек, больше, чем во всей Германии. Может, кому-то Германия и нравится, но Китай имеет с Россией общую границу протяжённостью 4300 км. И если не понимать, что в Китае происходит, не учиться, не осознавать, тогда вы не политик, тогда вы не любите Россию.
У нас на Дальнем Востоке осталось 7 миллионов. Сбежало оттуда в ходе так называемых "реформ" 2 миллиона человек, из Сибирского федерального округа из 22 миллионов человек сбежало 3 миллиона, осталось 19 миллионов. Если так дело пойдёт и дальше, нам нечем будет кормиться, потому что на 90 процентов страну кормят Сибирь и Дальний Восток.
– У России прочные межгосударственные отношения с Китаем: проходят Год Китая в России, Год России в Китае. На официальном уровне всё вроде хорошо. Кроме того, у наших государств экономические достаточно тесные и эффективные…
Зюганов: Может быть, да, но я бы внёс здесь уточнение. Хотел бы, чтобы радиослушатели знали реальную обстановку. Россия занимает 8-е место в торговом обороте Китая. Да, торговля между двумя странами серьёзно увеличилась и составляет ныне около 40-45 миллиардов долларов. Но каков баланс у этой торговли? В 2007 году дефицит торговли с Китаем у России составил порядка 8 млрд долларов. Первые 156 лучших заводов мы построили Китаю. У них не было ничего. Я был в Даляне, там наша страна построила суперклассный тракторный завод, который в настоящее время выпускает 160 тысяч тракторов, а российские 6 тракторных заводов за 2007 год выпустили меньше 12 тысяч тракторов, а у Лукашенко один завод выпустил 62 тысячи машин и торгует тракторами с 70 странами мира.
Если раньше мы поставляли в Китай оборудование, машины, механизмы, инженерные кадры (об этом, кстати, китайцы очень тепло вспоминали, отмечали и были очень довольны), то в 2007 году поставки в Китай российских машин и оборудования в общем объёме торговли составили 1,5 процента. Основными статьями российского экспорта (на 80 процентов) сейчас являются лес-кругляк, нефть и газ. Это экспорт какой-то африканской страны, страны неразвитой, неумной, необразованной, не умеющей ничего делать.
Да, мы поставили Китаю 200 прекрасных самолётов – Су-27 и Су-30, но собственной армии мы почти не поставляли этих самолётов. А китайцы уже освоили свой среднемагистральный самолёт и будут его делать. В 2008 году они выпустят 10 миллионов автомобилей разного класса – легковых, грузовых и прочих. А ведь раньше они их вообще не производили.
Почему они работают? Почему мы им вначале помогали, а теперь современная Россия ничего не стала делать всерьёз? В течение Года Китая в России в Китай съездили 800 делегаций, 68 губернаторов, которые там учились и перенимали опыт. Из 10 первых руководителей нашей страны в Китае побывали 9 человек, Путин ездил несколько раз. И если бы они внимательно посмотрели, то увидели, что секрет китайских реформ можно описать очень простой формулой: китайцам удалось соединить социализм с китайской спецификой с национальным характером и духом, который опирается на конфуцианство, с современным государственным управлением и рынком, который не разложил китайское общество, с новыми технологиями, хорошим управлением и блестящей кадровой политикой.
И всё в Китае работает. 60 процентов китайского экспорта дают совместные предприятия. Но нигде китайцы не отдали кадровую политику и "золотую" акцию. Если работающий в Китае англичанин снял начальника цеха, назначать нового будет только китаец.
А что делается в России? Всё сырьё распродали 15 кланам, торгуем нефтью так, что не можем полученные деньги у себя держать. 600 млрд долларов лежат в золотовалютном резерве, а ни одного современного предприятия за пять лет не построено.
И только руками разводят и говорят: нацпроекты – это хорошо и правильно, но на село, тоже обозначенное как один из нацпроектов, выделено меньше 1 процента ВВП. Мы вносили законопроект, по которому необходимо было бы выделять минимум 10-15 процентов. Лишь тогда село немного бы вздохнуло.
На всю социалку по действующему трехлетнему бюджету выделено меньше 3 процентов, а надо минимум 15-20 процентов. В здравоохранении на одного человека выделено 620 рублей в год, тогда как для того, чтобы выдернуть один больной зуб необходимо 700 рублей, а чтобы вставить, 3000 рублей. Поэтому всё это больше болтовня, которой прикрывают беспомощную социально-экономическую политику. Отсюда очень важно в ходе выборной кампании разобраться во всех деталях.
Я неслучайно в Китае пробыл три дня. Там я познакомился с китайской аэрокосмической корпорацией, где 130 тысяч человек работают. Они уже Луну взялись осваивать, а мы в хвост дяде Сэму встроились и на своих ракетах возим туда горючее, еду, приборы. Но нас ни в одну серьёзную лабораторию в космосе американцы не пустили. Мы от этого ничего не имеем для будущего развития страны и нации.
Поэтому необходимо знать и европейский опыт, и суть китайских реформ, которым в этом году исполняется 30 лет. И взять оттуда всё лучшее.
Завершение беседы слушайте в аудиозаписи программы.