Известный русский публицист Юрий Белов о итогах думских выборов: Путинская вертикаль
«Советская Россия» опубликовала заметки известного русского публициста Юрия Белова об итогах думских выборов
Закончились выборы в Государственную думу пятого созыва. Торжествует власть, ещё раз одержавшая победу над народом России. Но организаторы этой «победы» вряд ли почивают на лаврах. Они хорошо знают ей цену — ресурсы социальной демагогии и подачек, ресурсы телеуправления Россией не бесконечны, исчерпаемы. Ещё одна такая победа и придётся платить по полному счёту за обман. Одно дело быть наедине с обманутым народом, другое — наедине с народом, освободившимся от дурмана иллюзий, обмана и самообмана. А что дело идёт к этому, видно по той массовой (да!) поддержке, что получила партия правды — КПРФ.
ЛЮДИ арифметического подхода к анализу действительности, так называемые объективисты, скажут: велика ли поддержка коммунистов — восемь миллионов против сорока четырёх, проголосовавших за Путина?
Люди объективного подхода, способные анализировать факты в их связи с другими и делать на основе такого анализа выводы (без них факты — сор для головы — В.Белинский), способные видеть тенденцию пробуждения общественного сознания, скажут, да и говорят, иначе. Восемь миллионов, устоявших в вертепе насаждаемого властью страха, телепсихоза холуйствующих перед властью «интеллектуалов», социального и политического лицемерия «друзей народа», нахрапистой наглости бюрократии, которой всё было дозволено (закон отброшен на задворки), — это не арифметическое число, а духовная и нравственная, интеллектуальная и политическая сила, что защитила и спасла честь и достоинство обманутого и придавленного властью народа.
Есть ли понимание в народе правды восьми миллионов (а их больше, да затушёваны фальсификацией), отдавших свои голоса за КПРФ? Мы знаем твёрдо, что есть. Голосовавших за Путина поневоле, из-за страха лишиться работы — не один миллион. Эти люди, терзаемые совестью, — потенциальные сторонники КПРФ. Жестокость социальной жизни (цены растут — народ нищает) сделает немалую их часть реальными её сторонниками. От сочувствия к борющимся за правду они перейдут к их решительной поддержке. Как говорил Ленин, надо научиться ждать, ибо массы учатся на горьком опыте. Ждать, конечно же, не сложа руки, так как время не ждёт. Чего требует оно от коммунистов в первую очередь, так это более убедительного развенчания мифов: Путин — это социальное развитие России, Путин — это укрепление государственности.
Если аргументы КПРФ для разоблачения первого мифа достаточно основательны и речь идёт об их лучшем, более энергичном и последовательном использовании, то аргументы для развенчивания патриотических иллюзий, связанных с усиленной пропагандой «единороссами» второго мифа, ещё не во всём и не всегда убедительны.
Было бы непростительной самонадеянностью автора данной статьи представить названные аргументы, как говорится, в полном их наборе и в боевом порядке. Остановлюсь лишь на том, что считаю на данный момент наиболее существенным.
Несколько слов об укреплении Путиным пресловутой вертикали власти. Является ли сильная централизованная власть исторической необходимостью для России? Безусловно, о чём свидетельствует вся история образования Государства Российского. Многонациональная страна смогла стать великой державой в границах именно централизованного государства. В своё время это прекрасно сознавали большевики, Ленин: «Мы вовсе не сторонники непременно маленьких наций; мы, безусловно, при прочих равных условиях, за централизацию и против мещанского идеала федеративных отношений» (1914 г.).
НЕ ВСЯКАЯ вертикаль власти, не всякая её централизация укрепляет государственность, а только та, что обслуживает социальные нужды подавляющего большинства и национальные интересы страны. Вертикаль узкокланового корпоративного эгоизма, олигархического и бюрократического (паразитарная вертикаль), с неизбежностью рухнет, затягивая в образовавшуюся от её падения воронку всю страну. Когда это произойдёт — вопрос времени.
Время Ельцина — время разгула олигархической семибоярщины. Ей на руку были хаос и анархия: легче грабить народное достояние. Но когда крупные куски государственной собственности оказались в частной собственности олигархических кланов, встал вопрос о гарантии неприкосновенности последней, потому как рокот социального недовольства уже был слышен. Олигархату потребовалась обслуживающая его интересы и защищающая его хорошо организованная бюрократия. Тогда и наступило время Путина. Время сделки олигархов и высшей бюрократии. Результат сделки — форсированное образование бюрократически-чиновничьего класса с его долевым участием в дележе собственности и прибылей. А также выработка механизмов имитации государственного порядка и социально-экономической и политической стабильности.
Путину в действительности удалось притормозить процесс распада государства, в чём заинтересованы олигархические кланы, оказавшиеся перед угрозой взаимоистребления. Удалось притормозить и центробежный процесс национал-сепаратизма за счёт передачи власти буржуазно-криминальным кланам феодального характера в национальных республиках. Всё это выдаётся в СМИ за укрепление российской государственности. На самом деле, всё это — средства оттяжки государственной катастрофы. Создание Путиным паразитарной бюрократической вертикали власти — одно из названных средств. Причины неминуемой катастрофы, если не произойдёт легитимной (в смысле, признанной народом) смены власти и смены социально-экономического курса, продолжают действовать: монополия олигархической собственности при сужении собственности государственной, непрекращаемая деиндустриализация производства, уничтожение интеллектуальных резервов страны (науки и образования), прогрессирующий рост социального неравенства — беспрецедентный разрыв между беднейшей и сверхбогатой частью населения, безудержная коррупция на всех уровнях бюрократической вертикали.
Путинская вертикаль не в состоянии остановить процесс распада — она не обращена на пользу всего народа, ибо паразитарна по отношению к нему. Она создана для защиты и обслуживания олигархических кланов и самой себя. Для защиты от социального гнева пролетарской и непролетарской (об этом ещё скажем особо) массы трудящихся. Не случайно «единороссы» протолкнули Закон об экстремизме, под который можно подогнать любые проявления социального недовольства. Не случайно войска МВД уже превосходят по численности Российскую армию. Не случайно под нескончаемые разговоры об опасности коррупции «единороссовская» Дума не принимает давно подготовленный фракцией КПРФ Закон о борьбе с коррупцией.
Говоря о традиционной для России централизации власти и постоянном укреплении её вертикали, нельзя забывать о целевой направленности централизации и властной вертикали. Это давно надо понять тем искренним патриотам, что до сих пор находятся во власти иллюзий по отношению к Путину (государственник!).
Путинская бюрократическая вертикаль — имитация государственности.
Почему эта имитация, если не большей, то значительной частью народа принимается за чистую монету? Потому, что власти удалось через СМИ внушить многим: закон есть закон, он для всех один. В подтверждение тому была организована широко разрекламированная судебная порка олигархов — очная Ходорковского и заочная Березовского. Судили их, конечно же, не за то, что воровали они в особо крупных размерах, а за то, что воровали не по правилам упомянутой выше сделки. Это понятно для нас — скажут нам в партийной среде. Но, как говорил Ленин, то, что понятно для нас, не значит понятно для масс. От многих из масс Путин за тюремный срок Ходорковскому получил поддержку.
Имитация государственности удаётся власти ещё и потому, что она спекулятивно воспользовалась сравнением путинского правления страной с правлением Ельцина: хронической невыплаты зарплат госбюджетникам и пенсий давно нет — это ли не стабильность и утверждение государственного порядка? Признаемся, что для людей, настрадавшихся от нужды, бедности, этот довод и убедителен, и положителен. Было бы греховным делом порицать их за узость кругозора и уж совсем непростительным грехом записать миллионы обнищавших и бедных в вечный политический пассив: мол, что взять с того, кто постоянно думает о куске хлеба, — он не способен к свободомыслию; вы ему о государственности, а он Путина благодарит за несчастную прибавку к пенсии в 300 рублей. Нет ничего хуже высокомерного отношения к людям, загнанным в социальный тупик. Их миллионы. Когда мы говорим о работе в массах, то они-то в них едва ли не большинство — бедные рабочие, крестьяне, интеллигенты. Как тут не вспомнить ленинское поучение (да, да, поучение — не будем стыдиться этого): «К массам надо научиться подходить особенно терпеливо, достигая с минимумом трений подъёма их на ступеньку выше в отношении культурном, политическом».
Власть нашла на думских выборах свой спекулятивный подход к бедным, а достаточно ли убедительным был подход к ним коммунистов» Это не праздный вопрос в деле разоблачения так называемой государственной заботы «Единой России». «Партия власти» сымитировала эту заботу по отношению и к не бедным, в различной степени людям состоятельным, но рискующим потерять всё в одночасье: она поманила посулами государственной поддержки мелких и средних частных предпринимателей. Смеем предположить, что известная их часть поддержала на выборах КПРФ. Представители мелкого и среднего бизнеса настрадались от «откатов» госчиновникам. Они заинтересованы в сильном государственном производстве, их давит монополия олигархических кланов в экономике. В большинстве своём — они потенциальные сторонники КПРФ, но ждут от неё более внятных позывных.
БЮРОКРАТИИ, чтобы прикрыть свой паразитизм, нужна интеллектуальная оболочка, так сказать, интеллектуализация её власти. Ей нужны свои интеллектуалы. Имитация укрепления государственности с усилением путинской вертикали власти принимается за реальность этого укрепления теми, кто предрасположен к доверию разыгрывающим роль оракулов-интеллектуалов на телевидении, радио и в прессе. Штатных оракулов немало: Мигранян, Бунин, Сорокин, Никонов, Макаренко, Кургинян и др. Они занимаются интеллектуальным обволакиванием зрителя, слушателя, читателя. Мы не найдём у них ядовито-желчного антикоммунизма Сванидзе или холуйско-подобострастного отношения к президенту Караулова. Главные телефигуранты даже сторонятся первого и второго и склонны к «концептуальному» разговору: «Россия сквозь призму современного мира», «Вызов России и вызовы ей», «Запад и Россия» и т.п. Исподволь они поводят читающих и слушающих их к тому, что при всех зигзагах российской современной политики, внутренней и внешней, она всё-таки отвечает вызовам времени, и хочешь не хочешь, а надо признать в этом уникальную (!) роль Путина. В конечном счёте получается всё тот же холуяж, но концептуальный, прикрытый интеллектуальным флером, не для всех очевидный. Лесть от страха лишиться привычного благополучия аналитиков-провидцев по вызову.
Как пример тому дадим одну выдержку из одной публикации:
«Есть сценарий «хаос»... Одно неверное движение, и он станет всеобъемлющим.
И есть сценарий третьего президентского срока Владимира Путина.
Были другие сценарии, но теперь их нет.
Говорят, что это напоминает сценарий «туркменбаши». А Наполеон Бонапарт — это тоже «туркменбаши»» Но если совсем уж откровенно, что лучше «туркменбаши», чем хаос». (С.Кургинян. Литературная газета, 21 ноября 2007 г.).
Но не рискуют оракулы президентского бомонда вынести на обсуждение проблемы: «Власть и состояние Вооружённых сил России: армии, флота, РВСН, авиации», «Власть и положение промышленности, сельского хозяйства», «Власть, культура и наука в современной России». Не рискуют потому, что это проблемы национальной безопасности. Слова президента о создании качественно новой армии развеет ветер — о какой боеспособности армии можно вести речь, если продолжается деиндустриализация промышленного производства, а его основа — машиностроение в развале»
Знают ли это «интеллектуально» обслуживающие олигархически-бюрократическую власть» Знают, потому и сторонятся названных проблем.
Чтобы скрыть несостоятельность, примитивность Путина — политика, они придают его деятельности вид таинственности, создают ему ореол неразгаданной до конца личности, которой ведомо то, что неведомо простым смертным. НАТО у границ России, в Чехии и Польше американцы размещают элементы ПРО, растут цены и инфляция, а Путин для горе-интеллектуалов всё ещё «загадка», одним словом, недооценённый «великий государственник».
Стоит ли развенчивать оракулов-интеллектуалов» Их лично — нет (много чести), их аргументы в пользу путинской государственности — да. Коммунистам приходится и ещё, полагаем, долго придётся доказывать людям, в особенности молодым, что советская государственность возникла естественно-исторически и была прервана искусственно вопреки логике отечественной истории. Прошедшие выборы показали: к КПРФ повернулась лицом научная интеллигенция, студенчество. Партии предстоит накапливать резерв интеллекта для новых идеологических битв. На государственные телевидение и радио её аналитикам доступа нет. Но есть возможность организации живой аудитории, молодёжной и смешанной (разновозрастной), в политических и исторических клубах, на теоретических семинарах и круглых столах, в Интернете. Проблема российской, русской государственности, их высшего выражения — государственности советской требует нового осмысления. Но прежде всего, она требует знания её сути. Чтобы спорить продуктивно, надо знать предмет спора.
И НАКОНЕЦ, остановимся на том, что до сих пор позволяет власти дурманить массовое сознание, внушая ему миф о спасительности для России путинской вертикали власти. Остановимся на патриотической демагогии президента. Её особенность состоит в том, что в ней не только выдаётся желаемое за действительное, но и не желаемое им, Путиным, за якобы горячо им желаемое. В последний год он часто оперирует понятиями «русский мир», «русская культура». В реальности же насаждается потребительская «массовая культура», убивающая национальное сознание и самосознание. Путин — западник, но говорит о русском только для того, чтобы создать видимость родства с народом, который составляет большинство в многонациональной России. Который собрал её в государство и создал великую державу. Более тысячи лет он был ведущей силой многоязычной страны. Ещё раз обратимся к сталинским словам: «В России роль объединителя национальностей взяли на себя великороссы».
В путинской России нет ведущей роли русского народа. В первую очередь её нужно искать в системе общественного производства. Оно разрушено и сокращается, отчего русские пострадали больше других, так как они составляли исторически сложившееся большинство высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учёных и управляющих. Разрушение СССР впервые в истории привело к разделённости русского народа. Путинская бюрократия глуха к неумолкающим просьбам русских людей защитить их права в странах бывшей советской Прибалтики. Защитить их от русофобии на Украине и в Грузии.
Что нужно особо, на наш взгляд, выделить в программном проекте КПРФ: её требование национализации стратегических промышленных объектов в ресурсодобывающей и оборонной отраслях экономики преследует цель спасения, подъёма и развития общественного производства, что прямо связано с решением русского вопроса, а значит, и национального вопроса каждого народа России.
КПРФ — единственная политическая партия России, которая поставила русский вопрос в повестку дня современной отечественной истории. Первой она заявила о необходимости защиты русской культуры. Увы, в её предвыборной борьбе русский вопрос оказался в размытом состоянии. Получилось так, что её программные требования преимущественно были обращены к социально-классовому сознанию и в малой степени к национальному сознанию. Жириновский не преминул этим воспользоваться. Он взял на откуп русскую тему и спекулятивно ею распорядился с выгодой для ЛДПР.
И всё же, почему Путин так усиленно занимается русской патриотической риторикой» Ему это приходится делать, поскольку русской темы не затушевать, не заглушить. Она заявляет о себе в народной любви к русскому поэтическому слову — пушкинские, некрасовские, есенинские, рубцовские чтения и фестивали. Она прорывается заволокинской гармонью и казачьим хором Кубани. Она тревожит власть кондопожским сопротивлением.
Путин ещё потому схватился за идею русского мира, чтобы прикрыть ею бездушно-космополитическую бюрократию. Чтобы усыпить национальное сознание русских. Ведь люди, лишённые его, обречены иметь уродливое классовое сознание. Готовы поджечь Отечество во имя пожара мировой революции. Они дискредитируют коммунистов, являя собой Иванов, не помнящих родства своего. Единство социализма и патриотизма для носителей примитивного классового сознания — нонсенс. Они готовы вогнать в прокрустово ложе абстрактного социализма живую жизнь, душу народа, отсекая его национальное своеобразие. Власти выгодно политическое луддитство — оно отпугивает народ от Компартии.
Путинская вертикаль только укрепляется от ошибок и просчётов коммунистов. Об этом надо помнить КПРФ перед новым испытанием — президентскими выборам в России. Помнить надо и другое: каждая новая политическая битва становится всё тяжелее для власти и её партии. Как уже было сказано в начале, резервы манипулирования сознанием людей, обмана и лжи иссякают — они не безграничны. С каждой новой «победой» паразитарная власть неудержимо приближается к своему тупику. Ей нельзя давать передышки.
КПРФ учится на ошибках, идя по неизведанному пути. Но не только. Она учится у народа и, прежде всего, его мудрой жизнестойкости: не Боги горшки обжигают.
А путинская-то вертикаль проседает — иначе бы не кричали: или Путин, или хаос...
Придёт время, и эта вертикаль рухнет. Чтобы это произошло с неизбежностью и как можно раньше, надо работать на время. У коммунистов нет права на передышку.
Юрий БЕЛОВ.