Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Политическая социология Внешнеполитические ориентиры сегодняшней России

Исследование «Левада-Центра» (http://www.levada.ru/21-02-2012/vneshnyaya-politika-rossii-otnoshenie-k-drugim-stranam, опросы были проведены 20-23 и 27-30 января 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в  130 населенных пунктах 45 регионов страны, распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов, статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%) посвящено анализу нынешних внешнеполитических ориентиров и приоритетов России.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2012-02-28 10:40

Предпочтительным направлением для выстраивания отношений сотрудничества (табл. 1) около половины респондентов (48%) признают западноевропейское и практически столько же (50%) – «постсоветское», то есть с бывшими республиками Советского Союза. Индия и Китай, великие азиатские державы, также видятся в качестве желательных партнеров для сотрудничества, но гораздо меньшим числом опрошенных – примерно третью (34%). Менее подходящими для сотруднических отношений представляются США и Япония (по 18%), взгляд на которые существенно переменился по сравнению с началом нулевых годов, когда идею сотрудничества с этими странами поддерживала чуть ли не треть респондентов. Еще менее благоприятные перспективы во внешнеполитическом плане связываются с географически удаленными регионами мира, с арабскими странами, с Кубой и Северной Кореей: о сотрудничестве с ними традиционно помышляет только каждый десятый из числа опрошенных.

Большинство респондентов готово признать, что за годы президентства В. Путина и Д. Медведева (табл. 2-3) произошло улучшение отношений России с Западом (53%) и со странами СНГ (40%). Однако до трети респондентов (30% и 35% соответственно) склонны оценивать их как «застойные», отмечая, что они остались на прежнем уровне. Негативных взглядов на внешнеполитические дела страны при В. Путине и Д. Медведеве придерживается меньшинство респондентов (13% и 19% соответственно), утверждая, что их состояние ухудшилось.

Скромные результаты, навеянные опытом недавних отношений с США, убеждают большинство опрошенных (39%) в необходимости соблюдения большей дистанции с этой страной как основополагающего принципа нашей отечественной внешней политики (табл. 4). С этой же целью, по-видимому, до трети респондентов (31%) предлагает сохранить нынешний уровень отношений России и США. «Проамериканскую» позицию стремящихся к сближению с заокеанской державой отстаивает меньшинство опрошенных (16%), причем убывающее по сравнению с началом десятилетия (тогда эта группа мнений составляла 24%).

Такая сдержанная позиция во взглядах на перспективы сотрудничества с США определяется общими и довольно-таки традиционными представлениями об этой стране (табл. 5). Американский внешнеполитический контрагент предстает в привычном образе врага, имевшем свои веские основания в классические времена холодной войны и не утратившем эти основания и в наши дни. Во всяком случае, три четверти опрошенных (76%) связывают образ этой великой державы с агрессией, с глобалистскими и гегемонистскими устремлениями и только меньшинство (7%) берут на веру утверждения относительно США как защитнике мира, демократии, порядка во всем мире.

Этим же негативным настроем определяется довольно осмотрительное отношение к НАТО (табл. 6). До трети опрошенных (32%) вообще противятся самой идее присоединения к каким-либо военным блокам. Каждый четвертый (24%) видит в качестве приоритетных внешнеполитических задач России противостояние расширению НАТО, создание в противовес этому блоку оборонительных союзов. Примерно такую же группу мнений (25%) составляют те, кто ратует за сотрудничество с НАТО в интересах общей безопасности, и меньше всех (6%) набралось сторонников вступления в эту военно-политическую организацию.

В том, что касается общего восприятия отдельных стран и целых регионов, то оно демонстрирует признаки сбалансированности, когда речь идет о США и Европейском Союзе. Причем последний, страны которого исторически и географически ближе к России, пользуется большими симпатиями респондентов, чем США. Если к Европейскому Союзу хорошо относятся 56% респондентов, то к США – 44%. Негативные мнения о ЕС выразил каждый четвертый (25%), в то время как о США – значительно больше (40%).

Более позитивное отношение к себе встречают, однако, страны постсоветского пространства – Украина и Белоруссия, собирающие до двух третей симпатий каждая. Вместе с тем о своем негативном отношении к Украине готов говорить каждый четвертый (25%), в то время как Белоруссия вызывает гораздо меньшие негативные ассоциации (14%). Меньшей благосклонностью у опрошенных пользуется Грузия, собирающая, однако, более трети позитивных мнений (36%), о плохом отношении к этой стране заявили около половины опрошенных (48%).

 

Предвыборная агитация

 

Способы предвыборной агитации рассмотрены в исследовании Фонда «Общественное мнение» (http://bd.fom.ru/pdf/d0612.pdf, опрос «ФОМнибус» 11—12 февраля, 100 населенных пунктов, 43 субъекта РФ, 1500 респондентов, статистическая погрешность – 2,3%).

Среди способов предвыборной агитации наибольшей популярностью пользуются телевизионные – теледебаты и другие передачи с участием кандидатов (35%). Встречи избирателей с кандидатами или их доверенными лицами отмечены каждым четвертым респондентом (24%), примерно на одном уровне (15% и 14% соответственно) располагаются материалы в средствах массовой информации, в Интернете – интервью и статьи, а также концерты и развлекательные мероприятия. Собственно реклама – ролики на радио, телевидении, в Интернете, бумажные материалы – листовки, бесплатные газеты в почтовом ящике привлекли внимание примерно каждого десятого (11% и 9% соответственно). На одном уровне ( по 5%) располагаются письма кандидата на имя избирателя, большие рекламные щиты и плакаты, митинги в поддержку кандидата, а также агитация в социальных сетях (4%). Меньшее внимание обратили на себя агитация по квартирам, пикеты в людных местах и агитация на улице (по 2%), реклама кандидатов на столбах, стенах, заборах и пр. (1%).

Более всего предвыборная агитация кандидатов в президенты встречалась на телевидении, радио, в газетах, в Интернете в пользу В. Путина и В. Жириновского (по 58%). Далее следуют Г. Зюганов (53%), М. Прохоров (59%), С. Миронов (47%). Бумажные предвыборные материалы имеют весьма ограниченное распространение: во всяком случае, до 80% респондентов они не дошли. Дошедшие до избирателя материалы агитировали за Г. Зюганова (6%), В. Путина и В. Жириновского (по 4%), С. Миронова (3%) и М. Прохорова (2%).  

Таблица 1

На сотрудничество с какими странами, по Вашему мнению, России прежде всего следует ориентироваться в своей внешней политике?

 

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

 

Таблица 2

Как Вы считаете, за годы правления Путина и Медведева отношения России с Западом улучшились, ухудшились или остались на прежнем уровне?

 

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

 

Таблица 3

Как Вы считаете, за годы правления Путина и Медведева отношения России со странами СНГ улучшились, ухудшились или остались на прежнем уровне?

 

См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу

 

Таблица 4

Если говорить о внешнеполитическом курсе России в ближайшие годы, какой позиции должно придерживаться руководство России в отношении США?

 

См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу

 

 

Таблица 5

Что для Вас США сейчас?

 

См. таблицу 5 в иллюстрациях к материалу

 

 

Таблица 6

Что, по Вашему мнению, больше отвечает интересам России

 

См. таблицу 6 в иллюстрациях к материалу

 

 

Сектор политического мониторинга

Отдела по информационно-аналитической работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.