Г.А. Зюганов в газете «Известия»: Власть не желает ремонтировать Конституцию, а хочет оставить за собой сумасшедшие полномочия
Интервью Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова в газете «Известия».
— Почему именно сейчас вы решили поднять тему изменения Конституции?
— Она, можно сказать, уже перезрела. Последняя редакция принималась под грохот булыжников на мостовой в 1993 году. Мы и раньше делали ряд попыток провести эту работу. Вносили поправки о парламентском контроле, она прошла в Думе и набрала конституционное большинство. А потом ее все равно замариновали и не пропустили, власть не желает ремонтировать Конституцию, а хочет оставить за собой сумасшедшие полномочия. Мы предлагаем сделать парламент сильным и независимым. Деятельность главы государства будет контролировать парламентская комиссия по расследованию.
— Вы не первый, кто поднял тему. Вносить поправки хотят еще и «эсеры». Готовы объединиться с ними по этой инициативе?
— Мы предлагаем создать инструмент — конституционный совет, куда каждая партия сможет делегировать своих представителей. Там мы будем работать над предложениями об изменении Конституции совместно. Его возглавят Сергей Бабурин и Юрий Болдырев.
— Когда начнется формирование совета?
— Бабурин и Болдырев уже занимаются этим вопросом. Мы решили собрать все предложения от других партий и движений.
— На ваш взгляд, возможно добиться поправок в Конституции, выходя на площади?
— Так можно драку только затеять, ничего не поменяется. Здесь нужна проработка закона: здесь надо собрать мнения всех граждан, субъектов, услышать настроение и боль площадей.
— Сейчас власть их слышит?
— Пока нет, ни по одному вопросу.
— По нынешнему законодательству президент не подлежит уголовной ответственности. Вы предлагаете ее ввести. За какие нарушения?
— Я сопоставил полномочия президента США, Франции и России. Медведев имеет в два — четыре раза больше полномочий, чем все перечисленные президенты. Этот перекос надо устранить. Сейчас спрашиваю губернатора: «Ты куда пошел?» «В Кремль, надо потом еще в правительство забежать. Если в Кремль сходил, а потом в правительство не забежал — это большая обида и наоборот», — отвечает он. Хватит здесь двуличия.
Президент ни перед кем не отчитывается, всех награждает, жалует и по сути дела парализует нормальную исполнительную работу. Ни один министр не проходит собеседования профильных комитетов, ни Думы, ни Совфеда. Они бесконтрольны. Если бы Сердюков и Фурсенко (министры обороны и образования и науки. — «Известия») прошли собеседования в Думе и Совфеде, их никогда бы не назначили министрами. Сегодня все министры работают не по специальности. Надо перераспределить полномочия, которые сегодня есть у президента, в пользу сильного правительства и дееспособного парламента.
Президент, как любой гражданин, должен отвечать за свои действия. Это ненормально, что у нас нет закона о президентской администрации. 1,5 тыс. человек сидит — и нет никакого закона. Есть закон о правительстве, но, несмотря на это, в правительстве работают при прямом соподчинении родственники. На каком основании? Превратили правительство в одноклассников и родственников. Это же безобразие.
— Вы хотите инициировать законопроект по кадровому контролю в Кремле и правительстве?
— Конечно, он должен быть, и ему должны будут подчиняться. Это буду инициировать, в частности, и я.