Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

За что платим контрибуцию? Россия вступает в ВТО на кабальных условиях

Предлагаем вашему вниманию статью лауреатов Государственной премии СССР, заслуженных машиностроителей РФ Е. Башинджагяна и В. Сайкина.

Kprf.ru
2012-02-01 13:04

Обнародованные условия вступления страны в ВТО, включающие импорт в Россию новых и подержанных автомобилей, логически завершают процесс ликвидации национальной отечественной автомобильной промышленности, начатый Постановлением 166 от 29.03.2005. И теперь не только легкового автостроения. ВТО отправляет в нокаут без шансов стать на ноги и большегрузное автостроение.

Изначально критика широкой общественностью требований промсборки (Постановление № 166), оформленных на предельно невыгодных для отечественного автопрома условиях работы с инофирмами, потребовала корректив в понятие «промышленная сборка», внесенных приказом от 24. 12 .2010 г. » 1289/184Н Минэкономразвития. Минпромторга и Минфина РФ. В частности, уровень локализации силовых агрегатов был определен не менее 30% с общим уровнем поэтапного увеличения до 60%, рассчитанным по специальной формуле, предписывалось создание НИИ и КБ центра, существенно увеличены ежегодные объемы производства изделий (не менее 300 тысяч в год) и др.

Было составлено Дополнительное соглашение о ввозе автокомпонентов, предназначенных для промышленной сборки, и ряд других.

И вот, наконец, долгожданное ВТО. предельно контрпродуктивное на любой фазе развития кризиса.

Настежь распахнут рынок не только зарубежным автопроизводителям. Затронута судьба всей индустрии металлообработки, за последние десятилетия практически потерявшей конкурентоспособность.   При перенасыщенном мировом рынке это однозначно пагубно отразится на развитии производительных сил страны, может быть кроме добывающих отраслей и металлургии. О сельскохозяйственном производстве говорить не приходится.

Естественно, в абсолютном выигрыше будут крупные экспортно­импортные структуры, и, как показал двадцатилетний опыт их «созидательной деятельности», предпочитающие вывоз капитала за рубеж инвестициям в отечественные сферы производства.

Последнее делает трудноосуществимой объявленную реиндустриализацию страны на новых прогрессивных началах. Вероятно, в ближайшем окружении первых руководителей страны не оказалось специалистов, способных оценить структурную сложность, высокую фондоемкость и уровень созданного десятилетиями научно-технического потенциала страны.

По-видимому, сохраняется шанс остаться «на плаву» только у ОАО «АВТОВАЗ» и только при удачном стечении обстоятельств: полном обновлении модельного ряда до 2016 года, коммерческом успехе машин на платформе ВО, удачной реализации программы развития до 2020 года, поддержке Правительством и отечественными организациями, усилий руководства ОАО «АВТОВАЗ», опирающегося на персонал всего объединения и абсолютно лояльном отношении партнеров альянса, иностранных и отечественных, что представляется сомнительным Разумеется, при неизменных правах на собственность.

Говоря откровенно, малопонятно настойчивое стремление наших правящих кругов влезть в это самое ВТО. Теперь это почти состоялось и почему-то оценивается, как большой успех наших переговорщиков, достигших этих результатов после 18 лет борьбы за право влезть в кабалу, «дальновидно» упуская ясное обстоятельство, что каждый год из этой череды, по сути, все в большей степени ослаблял наш промышленный потенциал, снижая его количественно и особенно качественно, не говоря о ликвидации практически целых отраслей, выдавленных с рынка импортом - дешевым с востока и качественным, но дорогим, с запада.

Открывая свои рынки, не располагая потенциалом, позволяющим даже в течение последующих десятилетий приблизиться к уровню производства и качества импортируемой извне продукции, мы, по сути, ликвидируем отечественную индустрию, вступая в открытую борьбу с «отмобилизованным» конкурентом. Утверждения, что создаваемые конкурентные условия, как таковые, способствуют реиндустриализации, могут вызвать лишь усмешку.

С первых лет участия в ВТО, отдельным предприятиям, а в последующем все возрастающему их количеству придется, оценив перспективу, думать о банкротстве со всеми последующими процедурами, особо касающимися кадровых. Попросту с безработицей в масштабах, с которыми нам придется столкнуться впервые. Эту цифру сложно оценить, но она будет устрашающе велика.

Со вступлением в ВТО принимаем поздравления: новая руководительница МВФ г-жа Лаггард с несвойственной откровенностью заявила: «Я не уверена, что Россия получит значимые экономические преимущества; вы экспортируете большое количество: газа, нефти. - и ввозите готовые товары».

Это значит много больше, чем сказано. Мы поднимаем забрало и выходим в открытое конкурентное поле металлообработки, станкостроения, подшипниковой промышленности, авиастроения, сельхозмашиностроения автомобилестроения, химии, фармацевтики, производства сельхозпродукции и даже бумаги и многого другого, импортируемого к вящему удовлетворению практически всех членов ВТО. Рептильные сторонники долговременных переговоров с деланным оптимизмом утверждают, что переговорщикам удалось добиться условий более выгодных, чем десять или даже пять лет назад, но ведь это произошло еще и потому, что многие отрасли и без В ГО все эти годы деградировали, а мы в ВТО интегрируемся как неравные, неконкурентные партнеры, с которых будут стричь шерсть, как это уже делают «сильные мира сего» с отдельными странами - членами этого ВТО в реальных условиях.

Во изменение ряда принятых до этого договоренностей, после вступления России в ВТО, из-за обязанности автоконцернов локализовать выпуск в России до 35 - 50% компонентов, российские переговорщики, обеспокоенные падением доходов концернов, проявили трогательную заботу о финансовых интересах инопроизводителей. В зависимости от степени сокращения уровня локализации поставщики получат дополнительную квоту на ввоз компонентов в Россию - беспошлинно. Если по итогам года импорт компонентов снизится на 3% к уровню 2010 года, то для европроизводителей будет открыта тарифная квота, равная снижению объема импорта. Оговорен ряд условий, страхующих финансовые интересы поставщиков автокомпонентов в зависимости от состояния рынка автомобилей в России. Так при падении продаж на 45% тарифная квота вообще теряет силу.

По оценке Пака из ИК «АТОН» при автомобильном рынке 2011 года России, с учетом средней пошлины в 12%, (против действующего тарифа 15,5), пришлось бы выплатить 350 млн. $ USA компенсации за год. Но и всего этого нашим переговорщикам показатось недостаточно. Фирме "Мазда", при содействии фирмы "Соллерс", организующей на Дальнем Востоке производство, в дополнение к беспошлинному ввозу автокомпонентов предоставлена возможность бесплатного провоза автомобилей по всей железнодорожной сети России - беспрецедентные для наших автостроителей льготы, резко повышающие ценовую привлекательность машин, хотя общеизвестно, что именно цена является главным конкурентным преимуществом отечественных машин.

Естественно, вся система компенсации осуществляется за счет потерь бюджета РФ, и от невыплаты пошлин ориентировочно в размере более 5 миллиардов $ USA до 2020 года с последующим вероятным ростом этой величины. (Затраты, сопоставимые со стоимостью создания отечественного завода современных легковых автомобилей производительностью I млн. машин в год и заводов по производству всех механических компонентов той же производительности).

С завершением развития Калининградского «АВТОТОР», вкупе с ОАО «АВТОВАЗ» и новым заводом, производство всех потребных российскому рынку машин могло быть практически удовлетворено.

Энтузиазм Генерального Директора ВТО Паскаля Лами понятен и объясним, как и его утверждение, что достигнут обоюдовыгодный результат, что он открыт, прозрачен и т.п. Стоит только ознакомиться с материалами Центра по изучению вопросов таможенного и тарифного регулирования, опубликованной ими информацией об обязательствах России перед ВТО, как пагубность всего начинания становиться действительно исчерпывающе прозрачна, включая определенные неточности.

В то же время документ 18 лет был скрыт Минэкономразвития от внимания общественности страны. Да и фамилия «виновника торжества»- главного переговорщика Максима Медведкова стала известна только после подписания документа. Невольно возникает вопрос - за что платим контрибуцию? Да еще какую!

Ведь заглядывая вглубь документа, можно ясно увидеть геополитические последствия этого опрометчивого шага. Может быть, на последнем этапе утверждения этого решения восторжествует инстинкт самосохранения? Будем надеяться.

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.