beyvora.ru: Коррупция и Конституция. Заметки с сайта Антикоррупционного комитета им.Сталина
«Статья 20. Незаконное обогащение
Для начала необходимо подчеркнуть, что незаконное обогащение публичного должностного лица по определению противоречит основному закону, т.к. производится оно из карманов граждан. Права последних, напомним, являются высшей ценностью. Об этом давно забыли многие чиновники, с полной уверенностью полагая, что только их кошелёк должен охраняться всеми доступными средствами.
Было бы несправедливо утверждать, что проблема коррупции актуальна только для России. Конечно же, это глобальная беда. Но каким-то образом весь мир с ней борется, причём зачастую так эффективно, что нам остаётся только учиться. И вот, Совет Европы по борьбе с коррупцией даёт России в 2010 году 26 рекомендаций по решению проблем коррупции. И пока из них нашим государством выполнено всего около четверти. Среди невыполненных как раз и ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции.
Коммунисты внимательно ознакомились с вышеуказанными рекомендациями, изучили успешный зарубежный опыт, в том числе практику применения ст. 20 Конвенции против коррупции, и внесли в Госдуму целый ряд законопроектов, среди которых № 474238-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организаций Объединённых Наций против коррупции» Александра Дмитриевича Куликова и Сергея Павловича Обухова, зарегистрированный 17.12.2010г. Уже на следующий день законопроект направлен в профильный комитет (Комитет Госдумы по международным делам). И…
…Прошло больше года. Больше года «подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой», переписок, сбора отзывов, а говоря прямо – банальной волокиты всеми доступными средствами. И что мы слышим от председателя комитета Госдумы по международным делам ЕдРосса Константина Косачева? Каковы причины отстаивания позиций коррупционеров? Вернее, каковы официальные предлоги? Причины-то нам понятны.
Необходимо положительное заключение правительства?
Но заместитель начальника Правового управления Государственной Думы РФ Г.А. Мартьянов в письме К.И. Косачеву ещё от 22 декабря 2010 года сообщил, что для законопроекта № 474238-5 «необходимость в получении заключения Правительства Российской Федерации не усматривается».
- «Миллионы наших граждан, коммунисты предлагают сегодня лишить одного из конституционных прав – «презумпции невиновности», «статья 49 нашей Конституции (а это именно правовой документ прямого действия) в своем втором пункте гласит: «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность», содержание ст. 20 Конвенции «вступило в противоречие с российской Конституцией».
Но ведь вопросы соответствия конституции решает Конституционный Суд. А он в определении от 15 ноября 2001 г. №277-О указал, что согласно статье 37 (часть1) Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В то же время это право не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепление в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определённые виды деятельности в органах государственной власти или органах местного самоуправления.
При этом запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которое приобретает в таком случае лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица.
В Определении от 30 сентября 2004г №299-О Конституционный Суд дополнительно указал, что гражданин, пожелавший реализовать конституционное право, предусмотренное статьёй 37 (часть 1) Конституции РФ при осуществлении деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре и не влечет ограничения или нарушения конституционных прав этого гражданина.
Таким образом, никакие положения Конституции РФ и основополагающие принципы внутреннего законодательства РФ не препятствуют распространению юрисдикции РФ в отношении деяний, признанными преступными согласно статьи 20 Конвенции ООН против коррупции и будет способствовать более эффективному противодействию коррупционным проявлениям.
Да и странно утверждать, что около сотни стран, подписавших Конвенцию, расстались с презумпцией невиновности.
И мы же не считаем нарушением данного фундаментального принципа, например, уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации.
- «С юридической точки зрения инициатива коммунистов о "до-ратификации" Конвенции ООН выглядит безграмотно. Они не понимают разницы между "оговоркой", на которую имеет право каждое государство при подписании многостороннего договора, и "толковательным заявлением", которое никоим образом не отражается на обязательствах и правах государства, подписавшего международный договор и сделавшего при этом заявление».
Но ведь из п.1 ст.1 Федерального закона от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» следует, что Российская Федерация не обладает юрисдикцией в отношении деяния, признанного преступным согласно статье 20 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции. Значит, данный пункт отражается на обязательствах и правах государства, т.е. должен быть признан оговоркой. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", «оговорка» означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации».
Надо отметить, что законопроект № 474238-5 в любом случае не содержит слов «ратификация» и «до-ратификация», он просто предлагает формулировку п.1 ст.1 федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции", предусматривающую признание юрисдикции России в отношении деяний, предусмотренных ст. 20 Конвенции ООН.
- «Главное в борьбе с коррупцией - добиться неукоснительного соблюдения уже существующих норм права, совершенствовать механизм их применения, повышать эффективность правовой практики, а не заниматься собственным политическим пиаром».
Одни 12 лет говорят о борьбе с коррупцией, занимая ключевые посты в государстве, а результат-то где? Это называется «пиариться». Вторые сами всю жизнь воровали, а теперь хотят воспользоваться справедливым недовольством граждан, ругая первых и никак, кроме этого, с коррупцией не борясь. Это тоже пиар.
В опубликованной 6 февраля в газете "КоммерсантЪ" статье "Демократия и качество государства" премьер Путин недвусмысленно заявил о своем согласии с тезисом о том, что «чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи». Если это не просто банальный предвыборный пиар, то почему тогда комитет Госдумы по международным делам, состоящий в основном из членов путинской «Единой России», по-прежнему затягивает принятие закона. Думается, или Путин не так уж и хочет ратификации 20 статьи, или депутатов от «Единой России» больше страшит ответственность за коррупцию, чем недовольство лидера партии. Ещё бы, ведь депутаты-коммунисты уже внесли законопроект № 600388-5 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс", предусматривающий до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, приобретённого в результате незаконного обогащения...