Экономический и финансовый кризис в России: только ли в санкциях дело?
Санкции, введённые против Российской Федерации США, Евросоюзом, Австралией и Канадой, не дали того эффекта, который преследовался этими государствами. А цель была одна – вызвать недовольство у граждан России и таким образом сменить существующую власть. Однако санкции не только не дали ожидаемого эффекта, я бы сказал, они не сработали. Наоборот, население страны стало больше поддерживать власть, рейтинг президента Путина вырос до 86%. Такого рейтинга у него не было даже в середине 2000-х годов, когда ВВП рос ежегодно на 6-7%, а реальные доходы населения росли не менее 15% в годовом исчислении.
Но если внешние санкции не сработали, то теперь цель – вызвать недовольство изнутри, руками самого правительства. То есть сделать то, что было сделано в СССР в период перестройки, когда и сам Горбачёв, и его окружение активно участвовали в создании условий для массового недовольства населения. К чему это привело, все помнят - не стало страны, массово обнищал народ. Я не хочу ещё раз такого эксперимента над россиянами и поэтому решил взяться за перо, чтобы напомнить одним, как это было, а другим доказать, что они своими действиями ведут страну к катастрофе.
Сегодня, выдвинув лозунг повышения производительности труда, правительство уже вызвало недовольство врачей, учителей, преподавателей вузов (акции протеста в первом квартале прокатились от Москвы и по всей стране). Но это не срабатывает, теперь надо восстановить пенсионеров и работающих против президента. Господин Силуанов почему-то не занимается повышением производительности труда у себя в министерстве финансов. Оставил бы в коллективе человек двадцать и зарплату установил бы себе тысяч 20 рублей в месяц (а не миллион, как сегодня), да подчинённым - тысяч по 15, и попробовали бы они пожить на эти деньги.
Повышение пенсионного возраста - почему именно сейчас? Повторюсь, цель - вызвать недовольство как можно у большей массы людей.
Пенсионеры в России составляют 26% населения. К чему приведёт повышение пенсионного возраста в период, когда сокращается количество работающих, практически каждую неделю десятки тысяч человек переходят на неполную занятость? Только к одному - к росту безработицы и массовому недовольству. На начало июня т.г. количество безработных перевалило за 1 млн. Только за первую неделю первого летнего месяца россиян, которые трудятся неполный рабочий день, стало на 20 тыс. больше, а общая численность таких работников составила около 500 тыс. человек, увеличившись с начала года на 7%.
Вот что говорит министр труда и социального развития РФ Максим Топилин: «На протяжении нескольких последних недель мы наблюдаем рост количества работников, находящихся в простое по инициативе администрации, работающих неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон. Такая ситуация отмечается во всех регионах Российской Федерации».
Более 1300 предприятий объявили официально о предстоящем сокращении. При этом большинство предприятий и организаций как государственных, так и частных вместо сокращения проводят рейды увольнений или вынуждают работника уволиться самому. Кадровые агентства отмечают, что за последнее время количество входящих звонков от соискателей работы выросло в три-четыре раза по сравнению с осенью. Разве А.Кудрин, А.Силуанов не знают о масштабном высвобождении работников по всей России, предлагая повышение пенсионного возраста? Цель всё та же – посеять недовольство властью.
Опыт Европы нас не учит: подняли пенсионный возраст - резко выросла безработица среди молодёжи - от 18 до 46 процентов (Греция, Испания, Португалия, Италия и т.д.). Если в Европе работает трудовое законодательство и люди в возрасте остаются на своих рабочих местах, то в России 60-летних выпихнут за дверь предприятия, и будут они подавленные, униженные еженедельно ходить отмечаться в центры занятости. У нас людей, перешагнувших средний возраст, на работу берут очень неохотно. Большинство предприятий отмечают в своих вакансиях, что мол имеется молодой коллектив, в который человек старше 40 лет просто не вписывается.
Почему господин А. Силуанов не хочет потрудиться и посчитать, что повышение пенсионного возраста только увеличит нагрузку для бюджета, а не сократит расходы, ведь вырастет безработица, и надо будет платить пособия потерявшим работу. Силуанов заявляет, что планируется переобучение безработных, но на это тоже потребуются миллиарды денежных средств из государственного бюджета. Второй вопрос - куда эти переученные пойдут работать, если везде сокращение? Разве только вырастет число работников центров занятости, которым тоже надо будет платить зарплату, содержать офисы. Вот уж поистине это приведёт к перемалыванию бюджетных денег.
И перемалывание уже активно работает. В бюджете 2015 г. было заложено 42 миллиарда рублей на выплаты пособий по безработице. Антикризисным планом правительство направило дополнительно 30 миллиардов рублей на эти цели, предусмотрено ещё 52,2 миллиарда рублей на предоставление временной и сезонной работы, не связанной с основным производством предприятия. По итогам I полугодия в Минтруде считают, что для организации временной занятости потребуется ещё 33,7 миллиарда рублей, а для опережающего профессионального переобучения на II полугодие необходимо 18 миллиардов рублей. В правительстве данные вопросы находятся в стадии обсуждения. Итого расходы на выплату пособий по безработице и обеспечение временной сезонной занятости могут составить в текущем году 175,9 миллиарда рублей.
На поддержку малого и среднего предпринимательства в бюджете на 2015 г. предусмотрено всего 16,9 миллиарда рублей плюс 10 миллиардов рублей заложено в антикризисном плане правительства, итого 26,9 миллиарда рублей, т.е. в 7 раз меньше, чем на выплату пособий по безработице и создание временных и сезонных рабочих мест. А если бы в 7 раз больше средств было направлено на поддержание малого и среднего предпринимательства (учитываем, что каждый субъект малого предпринимательства создает от 2 до 10 рабочих мест), то, скорее всего, не было бы необходимости выделять дополнительные средства на поддержку безработных. Эксперты оценивают, что в сложившихся условиях сокращение субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 г. может достичь 12 %.
Давайте посмотрим, каково финансовое состояние Пенсионного фонда России (ПФР).
ПФР сегодня имеет дотации из федерального бюджета около 1 трлн. рублей в год, что составляет 1,23% ВВП России. Много это или мало? Для примера, Пенсионный фонд Германии имеет дотацию из федерального бюджета 12%. Германия и Россия имеют примерно равный ВВП. А если наконец-то отказаться от накопительной части пенсии (6%, это составляет около 1 трлн. рублей в год) и прекратить растаскивание пенсионных денег, то ПФР будет не дотационный. Но министерство финансов во главе с А. Силуановым продолжает растащиловку пенсионных накоплений. В первом квартале в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) было перечислено 514 млрд. рублей пенсионных накоплений, которые, как и прежние накопления, в большинстве своём канули в бездну.
Хочу особо остановиться на НПФ, хотя я уже много раз писал о несостоятельности и неэффективности накопительной части пенсионной системы в России. Начиная с 2006 года, как только стало возможным оценить результаты работы НПФ, я доказывал на конкретных расчётах и примерах неэффективность накопительной части пенсионной системы, действующей в России последние 12 лет.
И, казалось бы, и президент, и правительство услышали - с 1 января 2015 года заработала новая формула расчёта пенсии, которая позволяет гражданам отказаться от накопительной части пенсии и свои 6% направить в страховую часть, что позволит получать пенсию практически на 40% больше. В течение 2015 года надо решать только один вопрос: отказаться от накопительной части пенсии совсем или перейти на её добровольное применение, т.е. работник сам определяет, направлять ему 6% в НПФ или нет.
Итак, в России вопрос с накопительной частью пенсии решён, и гражданам можно о ней забыть. Но не тут-то было.
В течение двух лет действовал мораторий на перечисление в НПФ 6% накопительной части пенсии, в результате чего от растащиловки было сохранено около 2 трлн. рублей. Кто сегодня добивается сохранения накопительной части пенсии в обязательном порядке и направления её в НПФ? Те же господа - А.Кудрин и А.Силуанов, и здесь есть их личная заинтересованность.
По данным Центробанка России, в I квартале 2015 года доходность крупнейших негосударственных пенсионных фондов составила в среднем по рынку около 6,8% , а инфляция по оценке Росстата на конец I квартала составляла 16,9% в годовом исчислении, т.е. доходность НПФ отстаёт от инфляции в 2,5 раза. Худший результат среди крупнейших фондов показал НПФ «Благосостояние ОПС», убыток составил минус 12,1% годовых, а доходность фонда по пенсионным накоплениям за 2014 год была близка к нулю (1,4%). По сути дела, за два неполных года граждане, чьи средства находятся в данном НПФ, с каждого рубля потеряют 40 копеек. У экспертов возникает много вопросов по ряду сомнительных финансовых операций, осуществляемых руководством данного НПФ. Руководит этим фондом … господин Кудрин.
Приведу один пример. НПФ купил акции Промсвязьбанка на сумму 7 млрд. рублей. По утверждению многих экспертов, выгоду от сделки получил банк (ну и, конечно, Кудрин не забыл о своей выгоде), но никак не клиенты НПФ, которые вообще могут потерять свои сбережения. Сумма по сделке признаётся экспертами значительно завышенной. Господину Кудрину опять виноват Путин, что он, Кудрин, оставляет людей без пенсии, разворовывая НПФ.
Оказалось, не надо никаких решений по отмене моратория на перечисление в НПФ накопительной части пенсии - Минфин в мае т.г. перечислил НПФ 514 млрд. рублей, потому как здесь присутствует личный интерес (НПФ возглавляют люди, близкие Кудрину, Силуанову), а то, что граждане России останутся без пенсии, никого не интересует. Им граждане не нужны, они пытаются осуществить монетаристскую политику, в результате которой и людей в стране может не остаться. Премьер-министр Д.Медведев был вынужден поручить Счётной палате проверку эффективности использования негосударственными пенсионными фондами накопительной части пенсии граждан.
Центральный банк на своём официальном сайте 3 августа текущего года разместил информацию об отзыве лицензии у пяти НПФ: «Солнце. Жизнь. Пенсия», «Адекта-Пенсия», «Уралоборонзаводский», «Защита будущего», «Солнечное время». На сайте размещена информация, что ЦБ возместит гражданам утраченные этими НПФ средства, но только по номиналу. Другими словами, при среднегодовой инфляции в России 10% последние 10 лет каждый рубль, перечисленный в эти НПФ в 2002 году (с 2002 года начала действовать накопительная часть пенсии), уже потерял 75% своей стоимости.
Но самое интересное, учредителем НПФ, лишённых лицензии, является один человек - господин Анатолий Мотылёв. Мотылёв также является конечным владельцем НПФ «Сберфонд «Солнечный берег» и «Сберегательный», в отношении которых 3 августа текущего года ЦБ ввёл запрет на заключение новых договоров на передачу им пенсионных накоплений и на списание средств со счетов, на которых находятся средства пенсионных накоплений. Думаю, никаких подобных средств на счетах этих НПФ давно нет. Как правило, на счетах НПФ, которых ЦБ лишает лицензии, не оказывается никаких средств, и документов о клиентах судебные органы тоже не находят, равно как и имущества, кроме печати. Один человек учреждает десяток НПФ только с одной целью - вершить махинации с пенсионными накоплениями граждан. Отозвал ЦБ у пяти НПФ лицензии, запретил работать с пенсионными накоплениями граждан ещё двум, но останется в запасе три, с помощью которых можно продолжать мошенничество. А через пару месяцев можно учредить пяток новых НПФ и продолжать разворовывать деньги будущих пенсионеров. Разве А.Кудрин и А.Силуанов не знают о таком мошенничестве, с утра до вечера ратуя за накопительную часть пенсии?
Сами авторы инициативы по повышению пенсионного возраста (А. Кудрин и А. Силуанов) признают, что проблемы пенсионного фонда могут возникнуть если не сегодня, то к 2030 году. Логичнее разговор о повышении пенсионного возраста было бы вести, когда начнёт расти экономика и появится потребность в дополнительных кадрах.
Хочу напомнить, что с 1 января 2015 года закон позволяет не выходить на пенсию, а работать и зарабатывать себе повышенную пенсию. Если человек отработает после достижения пенсионного возраста дополнительно 5 лет, то его пенсия может вырасти в 1,7 раза, что является хорошим стимулом. Если же работник откладывает свой выход на пенсию на 10 лет, то его пенсия вырастет более чем в 2 раза. Чтобы данный механизм сработал, государственным органам власти надо вести разъяснительную работу среди населения. Сегодня о возможности отложить выход на пенсию знают только 15% работающих граждан.
Есть и ещё резервы для пополнения бюджета пенсионного фонда.
Ещё в 2009 году я писал о том, что 25 миллионов россиян – не пенсионеры, не инвалиды, не учащаяся молодёжь – это трудоспособное население, которое нигде не числится, официально нигде не работает, но как-то живёт. Речь идёт о так называемой «теневой экономике», где оплата труда производится «чёрным налом». Меня упрекали в том, что цифра эта по меньшей мере недостоверна – уж очень она велика. Сегодня Минтруд эту цифру по сути признаёт: единственное, что он говорит о 24,5 миллионах нигде не числящихся гражданах трудоспособного возраста.
Задача правительства - найти этих людей, стимулировать и бизнес, и самих граждан к открытию своих доходов. Они живут рядом с нами - не на Луне или Марсе, об их деятельности, как правило, знают и участковый, и соседи, а зачастую и налоговые органы. Большинство крупных специалистов работают в России без приобретения патента, основная масса предпринимателей создают организации, где числится только директор с официальной зарплатой 10 тыс. рублей, хотя продукция реализуется на 100 млн. рублей в год. Здесь просто нужна политическая воля, чтобы взять за руку и вывести из тени этот сектор. Тогда доход Пенсионного фонда РФ увеличится на 15-20% в год.
Ещё один резерв – пенсионеры-льготники. Треть из 34 миллионов пенсионеров вышли на пенсию досрочно, по так называемой выслуге лет. Я не ратую за то, чтобы отменить эту льготу для учителей, врачей и других категорий работников. Но раз государство приняло для них закон, то нужно сделать и следующий шаг – платить за них страховые взносы. Сейчас же эти пенсионеры ложатся дополнительной нагрузкой на ПФР.
Не нужно быть министром финансов, чтобы понять, что в нынешних условиях острой необходимости в повышении пенсионного возраста граждан России нет.
Повышение пенсионного возраста сразу осуществить не получилось, зашли с другой стороны - с предложением отказаться от индексации пенсий, пособий, социальных выплат. Несложно спрогнозировать, что это приведёт к обнищанию граждан и к их массовому недовольству. Мы это уже проходили.
Многие помнят, что в начале 2000-х годов ни пенсии, ни пособия, ни социальные выплаты, ни льготы, ни прожиточный минимум не подвергались ежегодной индексации на величину инфляции. Как итог – все эти выплаты были мизерными.
Так, например, пенсии исчислялись исходя из зарплаты граждан, начисленной им до 2001 года. Зарплаты за этот период времени были крайне низкими (средняя зарплата в 2001 году составляла 2 266 рублей). Это привело к тому, что граждане, которые выходили на пенсию после 2002 года, получали пенсию, составлявшую 23 процента от утраченного заработка. Пособия и социальные выплаты рассчитывались из расчёта минимального размера оплаты труда (МРОТ), который в 2002 году был равен 300 рублям (при прожиточном минимуме 1893 рубля), или 16 % от величины прожиточного минимума. Средняя же пенсия составила 1600 рублей, или 85 % от прожиточного минимума. Пособия на детей составляли от 70 до 300 рублей, так как не превышали минимального размера оплаты труда. Более 80% населения официально относили себя к беднейшим слоям населения.
Я тогда написал статью «Пенсионная реформа зашла в тупик, но выход есть», где предлагал индексацию пенсий и отказ от их накопительной части, индексацию социальных выплат и пособий. Иначе не было возможности выйти из сложившегося длительного – целые десять лет! – социального тупика. Надо сказать, государство услышало предлагавших решение экономистов, в том числе и меня, и многое было сделано по искоренению бедности в России. Можно сказать, в России победили бедность.
Сегодня органы статистики констатируют, что 14 % россиян живут за чертой бедности, но это не та бедность, которая процветала в начале 2000-х годов, когда в стране просто царила нищета. Уровень жизни почти 86% россиян стал значительно выше. Начиная с 2003 года за 12 лет пенсии выросли в 11,4 раза, МРОТ – почти в 20 раз, величина прожиточного минимума – в 5 раз. Расчёт всех пособий и социальных выплат стал увязываться с размером МРОТ и величиной прожиточного минимума. Благодаря ежегодной индексации пенсий, пособий на величину не ниже инфляции удалось вытащить из бедности пенсионеров и тех граждан, которые не имеют возможности заработать себе на жизнь.
Если сегодня отказаться от индексации пенсий, пособий, которые и так невысоки (2/3 пенсионеров-россиян получают пенсии на уровне прожиточного минимума), велик риск откатиться назад в достигнутом на сегодня уровне качества жизни россиян. В стране установился довольно-таки хрупкий баланс, и его никак нельзя нарушить. Для примера остановимся на пенсионерах, поскольку это значительная по численности группа населения России (26%).
Сегодня средняя пенсия в России составляет 12 464 рубля. По регионам она резко различается. Так, в Тамбовской области средняя величина пенсий чуть больше 10 000 рублей, примерно такая же ситуация в Рязанской, Брянской областях. В Калмыкии она и того ниже. В развитых промышленных регионах, на Севере пенсии, разумеется, несколько выше за счёт доплат и дополнительной индексации.
Если полностью отказаться от индексации пенсий и социальных пособий, то к чему это приведёт? Население воспримет это решение более или менее лояльно при условии, если «затянуть пояса» придётся всем без исключения категориям россиян. Реально же ужиматься в расходах придётся пенсионерам, инвалидам, родителям, имеющим маленьких детей. Получается, что государство выходит из кризиса за счёт малообеспеченных и социально уязвимых категорий граждан, которые без государственной защиты и помощи не могут прожить. Реформы, проводимые за счёт нетрудоспособной части населения страны, вряд ли будут успешными, не говоря уже о том, что они формируют протестные настроения в обществе, чреватые в той или иной ситуации социальными взрывами.
В то же время, в пору кризисов, которые наступают в России с определенной периодичностью, кому государство помогает? 1 триллион 300 миллиардов рублей – банкам, почти 500 миллиардов рублей – крупному бизнесу. Всем остальным – либо копейки, либо вовсе ничего. Неубедительным и надуманным является аргумент господина Силуанова, что якобы индексация пенсий и пособий приведёт к росту инфляции в стране, так как вырастет спрос на импортную продукцию. Если старушка получает 8 тысяч рублей пенсии, из которых пять тысяч рублей она тратит на оплату ЖКХ и лекарств, трудно предположить, что на оставшиеся три тысячи рублей она сможет скупить весь импорт – этакий Роман Абрамович эта старушка! Это нельзя даже назвать лукавством – это издевательство над здравым смыслом со стороны господина А. Силуанова.
В правительственных кабинетах готовится ещё один проект закона, суть которого заключается в том, что четыре категории льгот предлагается давать только тем гражданам, которые в этом действительно нуждаются.
Речь в законе идёт о пособиях на ребёнка, компенсации расходов на дошкольное образование детей, расходах на оплату жилья сельским учителям и о поддержке медработников и фармацевтов. Сразу возникает вопрос: кто будет определять, нуждается или нет гражданин в перечисленных льготах?
Сейчас пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет родитель имеет право получать вне зависимости от уровня доходов. А вот когда заработают критерии нуждаемости, пособия будут получать только граждане с низким уровнем доходов. Дети рождаются, как правило, в молодых семьях, которые только начинают совместную жизнь и у которых чаще всего нет собственной квартиры, нет машины, не обустроен быт, даже если их родители имеют достаточный уровень доходов. Так кто же сказал, что этим семьям не нужны дополнительные деньги, чтобы быстрее обустроить быт, рассчитаться с ипотекой? Чтобы получить пособие по уходу за ребёнком сейчас, родителям необходимо представить в соответствующие органы только свидетельство о рождении, в то время как в случае ограничения права на пособие придётся собирать справки о доходах, ходить по комиссиям, которые будут рассматривать степень нуждаемости семьи в пособии. Вот уж начнутся для молодых родителей хождения по мукам! Сегодня каждый родитель имеет право отказаться от пособия по уходу за ребёнком и не получать его.
Приведу только один пример из зарубежной практики. Думаю, что читателям он будет интересен. В Англии в период премьерства Энтони Блэра у него в семье родился четвёртый ребёнок, и семья премьер-министра не отказалась от пособия по уходу за ребёнком, хотя зарплата господина Блэра в это время составляла 30 тысяч фунтов стерлингов в месяц, а это в эквиваленте к рублю 3 миллиона рублей в месяц.
Россия, похоже, собирается повторить путь, пройденный Грецией за последние пять лет. Но Грецию загнал в экономическую яму жестокий «экономист» - Евросоюз, и у Греции нет денег. А Россия в такую яму загоняет сама себя усилиями правительства в лице его финансового блока. Многие помнят: в Греции всё начиналось с сокращения бюджетных расходов, замораживания пенсий, пособий. Как результат – пенсии сократились на 40%, зарплаты в среднем – на 35%, ВВП упал почти на 28%. Долг страны перед кредиторами составляет 180% к ВВП, и этот долг будет расти. Такого массового недовольства населения Греция не знала последние 50 лет, и в результате на выборах победил лидер радикальных левых, партии СИРИЗА, Алексис Ципрас. Своими действиями правительство Ципраса привело к коллапсу и в экономике, и в финансах, и в социальной сфере.
Министр финансов России господин Силуанов 5 июля 2015 года на международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге заявил: «В нынешних условиях мы не должны проводить мягкую бюджетную политику. Мы должны иметь и жесткую бюджетную, и финансовую политику с тем, чтобы иметь финансовую стабильность государства и финансов в целом. Вот собственно такую политику мы и проводим...», добавив, что именно такая политика будет проводиться в РФ и в ближайшее время.
Плоды этой жесткой политики ощутил сегодня каждый россиянин на себе. По данным Росстата, в июне 2015 года реальные располагаемые доходы сократились в годовом исчислении на 3,5%, а в целом по итогам первого полугодия 2015 года – на 3,1%, тогда как за весь 2014 год сокращение составило 0,7%.
Реальные зарплаты сократились на 7,3%. Производство в основных сферах российской экономики упало в среднем на 6,8 % в годовом исчислении.
Агентство Blooberg попросило экономистов дать прогноз по динамике ВВП на конец года для 47 стран мира. Эксперты поставили Россию на второе место в списке лидеров по падению ВВП – 3,5%. Первое место было отдано Украине с прогнозом падения ВВП на 7%. На Украине идёт гражданская война, а в России никакой войны нет. Самые лучшие показатели экономического роста, по мнению экспертов, у стран Азии: Индия (+7,5% ВВП), Китай (+6,9% ВВП), также Вьетнам (+6,1%), Филиппины (+5,7%) и Индонезия (+5,4%).
Сегодня пытаются взять на вооружение китайские методы управления экономикой Франция, Германия, ЮАР.
Вот как описал сложившуюся ситуацию в промышленности России на съезде Ассоциации российских банков в апреле 2015 года заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин: «По данным Росстата, великая экономика России производит за месяц один трамвай, чуть больше 200 токарных станков. За год – 1 пальто на 140 человек, 1 платье на 20 женщин, 1 пару носков на человека. Падение производства по отдельным видам продукции – до 70-80%. Сокращение реальных доходов населения ведёт к стагнации и российской экономики. Экономическая политика, которая проводилась в России последние 25 лет, сегодня полностью себя исчерпала. Пришла пора переходить от монетаристской политики к политике инвестиций, и это надо делать уже сегодня, а не откладывать на потом, на пору, когда закончится кризис. В противном случае в России может появиться российский Ципрас, и последствия этого процесса сегодня сложно предсказать».
Если в Греции всего 10 миллионов населения, то в России проживает почти 150 миллионов человек. Правительству необходимо принять реальные программы развития отдельных секторов экономики, стимулирования роста доходов населения – без этого никакого динамичного развития страны не будет. Китай в период мирового кризиса 2009 года, когда упал спрос на китайские товары на мировых рынках, стал активно стимулировать спрос на рынке внутреннем. Правительством Китая было выделено по 300 долларов беспроцентной ссуды каждому жителю страны. Каждый в Китае имел возможность приобрести товары в магазине на 300 долларов.
Учитывая, что население Китая составляет 1,5 миллиарда человек, получилась огромная сумма. В целом по стране – почти 0,5 триллиона долларов. Правительством Китая были реализованы и другие программы, такие, например, как строительство жилья, автокредитование. Производство автомобилей, телевизоров в то время выросло почти на 15% за год. И результат не заставил себя ждать. ВВП Китая в 2009 году вырос на 8,4 % (российский ВВП в 2009 году потерял почти 8%).
Давно пора понять и Министерству финансов, и Министерству экономического развития, и Центральному Банку РФ, что нынешняя инфляция вызвана немонетарными факторами. Но они продолжают политику не давать деньги ни в экономику, ни населению.
Я имею основание считать, что инфляция в России вызвана тремя основными факторами: ценообразованием на рынке, которое в данной сфере формируют монополисты; ростом тарифов естественных монополий на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, ЖКХ; ростом процентных ставок по кредитам (дорогие кредиты). И можно назвать четвёртый фактор девальвации рубля. Центральный Банк и финансовый блок правительства продолжают реализовывать монетаристскую программу финансовой стабилизации в России по рекомендации Международного валютного фонда. Суть последней состоит в минимизации дефицита государственного бюджета и в проведении жесткой кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса рубля в рамках так называемой внутренней его конвертации. И не случайно, что представители МВФ и американской ФРС и всевозможные рейтинговые оценочные компании Запада трубят постоянно одно и то же: и президент в России плохой, и премьер не очень, а вот руководители Министерства финансов и Центробанка чуть не лучшие в мире – и инфляцию остановили, и финансовую систему удержали. Только вот одно непонятно: почему инфляция в 2014 году составила 11,4%, в 2015 году эксперты прогнозируют от 15,8% до 16,9%, да и рубль подешевел на 40%.
По оценкам многих экспертов, динамика основных макроэкономических индикаторов указывает на дальнейшее охлаждение экономической активности. Снижение ВВП во втором квартале к соответствующему периоду прошлого года более существенное. Если по итогам первого квартала 2015 года падение ВВП оценивалось в 3,1%, то по итогам второго квартала этот показатель составляет около 4% в годовом исчислении.
Как бороться с названными мною факторами роста цен с помощью монетаристской политики, совершенно непонятно ни мне, ни большинству экономистов России. Основной ошибкой ЦБ РФ было и остается следующее: пытаясь бороться с валютной спекуляцией, он пошёл на повышение ключевой ставки до 17%. После этого шага все остальные действия ЦБ РФ являются по сути борьбой с последствиями данного шага. Его последствия будут ощущаться как минимум в течение двух лет. Несмотря на то, что ЦБ снизил ключевую ставку до 11,0%, банки не спешат снижать ставки по конечным кредитам. По этой причине размораживания кредитования не наступило. Политика Центрального Банка в период кризиса должна быть такой – это дешёвые кредиты, отрицательный или нулевой процент по ключевой ставке, кредитная помощь не только крупнейшим, но и средним и малым предприятиям, благодаря которым выживает экономика и население в регионах.
Главной пружиной кризиса я бы назвал действия финансового блока правительства и Центрального Банка: отдали 1,3 триллиона рублей коммерческим банкам; повысили ключевую ставку по кредитам, предопределили остановку промышленности и пытаются отобрать социальные гарантии у самых незащищенных слоев населения – это я бы назвал настоящим вредительством. Девальвацию рубля при дешёвых кредитах можно было успешно преодолеть, но Центральный банк и Министерство финансов сделали всё, чтобы в стране этого не было сделано. А бороться с валютными спекулянтами надо используя механизмы валютного регулирования, которые были успешно реализованы премьер-министром Е.М. Примаковым и руководителем ЦБ того времени Виктором Геращенко в период кризиса в России в 1998 году, премьер-министром Турции Эрдоганом в кризис 2013 года. И таких примеров можно привести большое количество.
В настоящее время в России утверждены 44 федеральные программы, на которые предусмотрено из федерального бюджета 1,138 триллиона рублей средств, но сейчас в работе только 10 % от данной суммы. Это было озвучено на заседании правительства по подведению итогов работы правительства за первое полугодие 2015 года. По большинству объектов работы даже не начинались. Это ряд программ Министерства сельского хозяйства, Министерства строительства. Что здесь-то мешает нормально работать? И кредиты дорогие не нужны, и средства под программы выделены. Сегодня с большой уверенностью можно сказать, что и половина выделенных средств по реализации программ не будет освоена. Вот вам и импортозамещение, и борьба с кризисом.
Надо всё-таки не социальные расходы сокращать, а смотреть, как тратятся бюджетные деньги на строительство, ремонт дорог, госзакупки, контролировать эффективность бюджетных расходов в регионах и многое другое. Пошла Счётная палата проверять гособоронзаказ - сразу обнаружила, что 40 миллиардов рублей неизвестно где «плавают». В строительстве дорог такая же ситуация. 22 миллиарда рублей тоже где-то «затерялись». О госзакупках и говорить не приходится: там, по утверждению многих экспертов, бюджет несёт потери от 1 до 2 триллионов рублей ежегодно. По утверждению отдельных экспертов, 49% экономики России, где занято около 25 миллионов человек, находится в тени, что позволяет процветать коррупции. Надо сказать, что те жалкие крохи, которые можно урезать от социальной сферы, - это мизер по сравнению с тем, что теряет государство из-за коррупции, некомпетентности органов исполнительной власти, отсутствия контроля.
В настоящее время на всех российских телевизионных каналах по нескольку раз в день обсуждается положение дел на Украине, приглашаются эксперты, политики, депутаты. Так почему же не обсуждаются сложившаяся ситуация в экономике, финансах России, пути выхода из кризиса в России? Ведь в спорах рождается истина. На эти дискуссии обязательно надо приглашать членов правительства, его финансовый и экономический блоки, ведущих экономистов, учёных и политиков, руководителей предприятий страны. И я думаю, был бы положительный результат.
Меня удивило высказывание председателя Комитета Госдумы по науке и образованию Вячеслава Никонова на шоу у Владимира Соловьева, когда зашёл разговор об оппозиции в России. Он сказал, что самая значительная оппозиция находится в правительстве в финансовом и экономическом блоках, и их действия оказывают большее влияние на кризис, чем санкции Запада. Растёт их недовольство действиями Президента РФ В.В. Путина, которые привели к санкциям против России, так как до санкций они жили спокойно, и всё было хорошо в стране. Но так ли это?