Независимый экономист Владислав Жуковский: Близится закат кипрского оффшора
На днях получила дальнейшее развитие ситуация вокруг кипрского оффшора – финансово-политические элиты Евросоюза, на чьи плечи легло бремя по вытягиванию периферийной Еврозоны из финансовой пропасти, настаивают на введении налога на все банковские депозиты в кипрских банках.
Голосование в парламенте Кипра по введению разового специального налога на банковские вклады может пройти сегодня, 19 марта. Ранее заседание уже несколько раз переносилось. Кипрские власти взяли еще день для выработки деталей спецналога, которые устроили бы все политические силы и не сильно ударили бы по мелким частным вкладчикам.
В соответствии с первоначальным планом, власти Кипра намерены ввести разовый сбор по ставке 9,9% с банковских вкладов размером свыше 100 тыс. евро и по ставке 6,75% - с депозитов размером менее 100 тыс. евро. За счет этой беспрецедентной меры (до этого в рамках борьбы с кризисом в Европе банковские вклады считались неприкосновенными) правительство Кипра должно привлечь 5,8 млрд евро, что позволит республике получить 10 млрд евро от Европейского стабилизационного механизма (ESM).
Однако президент Кипра Никос Анастасиадис вечером 18 марта заявил о том, что кипрский парламент не будет поддерживать введение налогов на депозиты в местных банках. Об отказе парламента поддерживать введение налога Никос Анастасиадис сообщил по телефону еврокомиссару по экономической политике Олли Рену и евродепутату Элмару Брокку. Как передает телеканал, президент заявил: "Когда я вас предупреждал, что в парламенте нет большинства, которое одобрит соглашение, вы меня не слушали. Передайте привет госпоже Меркель".
Весьма показательна реакция высокопоставленных чиновников администрации президента и аппарата правительства, которые пришли в ужас от самой идеи возможного обременения активов российских чиновников и миллиардеров. Столь сильного переполоха в Кремле и Правительстве не наблюдалось с середины октября 2008г., когда обескровленная финансовая система и деиндустриализированная экономика России оказались в шаге от паралича и кризисного обвала.
В глаза бросается спешка и нервозность, которые сопровождают действия и комментарии высокопоставленных российских чиновников по вопросу потенциального введения 10% налога на депозиты размером более 100 тыс. евро. Складывается такое ощущение, что, толком не разобравшись в сути вопроса, российские чиновники так испугались за петух клюнул и чиновники переполошились.
А ведь ещё в 2002г. на 4-м Съезде ТПП Путин недвусмысленно предупреждал крупный олигархический бизнес, что масштабный вывод активов российскими «эффективными менагерами» в оффшорные юрисдикции с целью минимизации налоговых платежей и сокрытия информации о реальных собственниках активов, однажды обернётся для них большой головной болью. И произошло ровно то, что и должно было произойти – пузырь в банковском секторе Кипра лопнул, оффшорная гавань оказалась на грани дефолта, а вывезенные в кипрскую налоговую гавань активы россиян оказались в зоне риска.
Другое дело, что, говоря правильные и верные по своей сути вещи, президент Путин ничего не сделал, чтобы предотвратить усиление оффшоризации российской экономики и утрату управляемости российской экономики. За период с 2002 по январь 2013г. на фоне искусственного поддержания дефицита денежного предложения в экономике со стороны Банка России и Минфина, провоцирующего поддержание непозволительно высоких ставок по кредитным ресурсам и низкий уровень ресурсной базы банковской системы, размер внешней задолженности российских компаний и банков увеличился в 17,3 раза – с 32,5 до 564,3 млрд. долл.
Для упрощения процедуры получения иностранных кредитов отечественные компании и банки были вынуждены менять прописку и уходить в оффшорные юрисдикции – иностранные банки не хотели связываться с российской судебной системой и нести политические риски. То же самое касается затеянной в начале 2000-х годов внешнеэкономической либерализации, которая вылилась в демонтаж системы валютного регулирования и валютного контроля.
Совершенно не понятно, чему удивляются «модернизаторы» в правительстве, когда только по официальным данным Банка России за период 2000-2012гг. из России незаконным образом было вывезено свыше 401,4 млрд. долл.? Российская экономика уже давно превратилась в оффшорный деиндустриализированный нефтегазовый Титаник. И превратилась не вопреки, а во многом благодаря действиям правящей либеральной клики «реформаторов», контролирующих финансово-экономический блок правительства.
Судя по всему, в правительстве и администрации президента царит хаос и паника – чиновники охарактеризовали действия Кипра «национализацией», «воровством» и даже «большевистскими методами». Напомним, что утром 18 марта президент Путин провел оперативное совещание с руководством администрации президента, своими помощниками и советниками, курирующими экономические вопросы. По итогам этого совещания , со слов пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Путин оценил подобную инициативу «несправедливым, непрофессиональным и опасным решением». Складывается впечатление, что «помощники» и «советники» президента вместо обсуждения сути вопроса свели всю дискуссию к алармистским заявлениям.
Ещё дальше в своих умозаключениях пошёл премьер-министр Дмитрий Медведев, который и вовсе договорился до того, что решение властей Кипра ввести налог на банковские вклады является странным и спорным и выглядит «просто как конфискация чужих денег». Более того, председателю правительства «такая практика, к сожалению, достаточно хорошо была известна и знакома по советскому периоду, когда обменивали деньги с коэффициентами, не возвращали". Да, безусловно, настоятельные «рекомендации» Брюсселя обложить прогрессивным и при этом весьма невысоким налогом банковские депозиты является формой конфискации имущества.
Однако, во-первых, Медведев ни слова не сказал о том, кому принадлежат эти «чужие деньги» и каков источник их происхождения. Он забыл упомянуть о том, что подавляющая часть находящейся на Кипре российской собственности имеет незаконный характер и была приобретена в ходе преступных ваучерных и кредитно-залоговых аукционов, разворовывании бюджетных ресурсов на пирамиде ГКО-ОФЗ и масштабного незаконного вывоза капитала из страны. А во-вторых, премьер-министр не сказал, почему российское правительство в течение двух десятилетий (в том числе и при его президентстве) закрывает глаза на усиливающуюся оффшоризацию российской экономики и масштабный исход российского бизнеса в налоговые гавани.
Вообще крайне поразительна привычка доморощенных «гайдаровцев» и «чубайсят», оккупировавших финансово-экономический блок правительства, при первом удобном случае поливать грязью клятый Советский Союз и «кровавый режим».. Сгруппировавшиеся вокруг главы правительства «либеральные фундаменталисты», демонтирующие по указке транснационального капитала остатки суверенитета России, по поводу и без вспоминают «сталинский режим», пытаясь списать на происки коммунистов все беды современности: от коррупции и бандитизма до социально-экономической катастрофы 1990-х годов и превращение России в сырьевую колонию Запада.
Однако «младореформаторы» и устроители «катастройки», обернувшейся социально-экономической катастрофой и погромом среднего класса в разгар 1990-х годов, почему-то не волновались о сбережениях россиян, которые в течение одного месяца потеряли 80% всех своих сбережений в результате «шоковой терапии» Гайдара и «либерализации цен». По какой-то удивительной причине российских чиновников, которые сегодня так сильно обеспокоены судьбой оффшорных счетов российских миллиардеров и коррупционеров, не волновало 10-кратное падение уровня жизни россиян в период 1990-1998гг. Также не волновало обесценивание их сбережений в разгар дефолта ГКО-ОФЗ, когда курс рубля обвалился в 4 раза за неполные 1,5 года.
Несколько более вменяемой и профессиональной оказалась позиция замминистра финансов Сергея Шаталова, который, несмотря на идеологическую приверженность псевдонаучным мантрам «кудриномики» (политика демонетизации экономики, изъятия денег в «нефтегазовые кубышки» и т.д.), всё-таки разбирается в финансовых вопросах. Шаталов весьма здраво заметил, что "понятна решимость Кипра получить дополнительные доходы, им эти деньги очень нужны. Понятно давление на них со стороны Европейского сообщества, они поддаются этому давлению. Но все-таки они выбирают более разумные предложения, чем даже сначала им предлагал Евросоюз, когда им говорили просто заморозить эти счета".
Это самое непосредственное проявление принципа «кто платит, тот и заказывает музыку». Коль скоро именно Брюссель вынужден вытягивать финансовую систему Кипра из той долговой пропасти, в которую она обрушилась в силу превращения своей экономики в проходной двор для криминальных активов и незаконного капитала, а также в налоговую гавань, то именно «брюссельская партхозноменклатура» и будет диктовать Кипр, как нужно ему жить. Руководство России, конечно, в интересах «оффшорной аристократии» может постараться взять инициативу на себя и выступить в качестве благотворителя, который предоставит Кипру изначально невозвратный заём или кредит.
Однако нужно понимать, что в условиях, когда Минфин призывает «дорогих россиян» потуже «затянуть ремни» и в рамках принятого 3-летнего федерального бюджета на 35-60% в реальном выражении (с учётом даже официальной инфляции) сокращает финансирование экономики, науки, образования, здравоохранения, ЖКХ и культуры, искреннее желание правительства помочь 5% богатых россиян, чьи активы «подвисли» на Кипре, вызовет вполне объяснимое недоумение у всех остальных граждан России.
Другое дело, что российские олигархи и покровительствующие им коррумпированные чиновники отделались лёгким испугом. В случае, если бы наступил паралич межбанковского рынка и произошла цепная реакция банкротств кипрских банков, то российские банки, работающие с зарегистрированными на Кипре компаниями российского происхождения, могли бы потерять от 50 до 70 млрд. долл. Это масштабы потерь одних только российских банков, не считая потерь нефинансовых организаций.
Олигархи отделались малой кровью
Согласно официальным оценкам Банка Кипра и МВФ, объём депозитной базы кипрской банковской системы достигает 68-70 млрд. евро. Из которых, по самым скромным и приблизительным оценкам независимых экспертов, как минимум треть приходится на вклады граждан России. Другими словами, именно российские крупные бизнесмены, коррупционеры, естественные монополии и теневой сектор экономики попадут под удар санкций, навязанных Брюсселем.
При этом нужно понимать, что Кипр является ключевым звеном российской экономики - на долю этого оффшороного государства приходится свыше 21,2% накопленных иностранных инвестиций в экономику России - 76,7 из 362,3 млрд. долл. по состоянию на конец 2012г. При этом в подавляющем большинстве случаев речь идёт о возврате в Россию российского же капитала, который был законным и незаконным образом вывезен на Кипр, легализован и "отмыт", а затем, сменив "прописку", вернулся обратно в Россиию под вывеской "иностранного капитала", получив налоговые льготы и прочие преференции.
Однако не стоит раздувать панику и поддаваться на истерические настроения, активно насаждаемые в СМИ, которые зачастую принадлежат бизнесменам, чьи сбережения на Кипре попали под удар. Речь идёт о весьма и весьма скромных суммах по меркам тех средств, которые были вывезены россиянами из России за последние 20 лет в эту налоговую гавань. При совокупном объёме депозитов россиян в кипрских банках в размере 21-23 млрд. евро и даже при максимальной ставке налогообложения счетов в размере 9,9% речь идёт максимум о 2,27 млрд. евро. Это сущие копейки по сравнению как с 1,5 трлн. долларов, вывезенных из России за последние 22 года "рыночных преобразований", так и с 48 млрд. долл., которые незаконным образом были вывезены из России в одном только 2012г.
Другими словами, именно российские крупные бизнесмены, коррупционеры, естественные монополии и теневой сектор экономики попадут под удар санкций, навязанных Никосии со стороны Брюсселя. И ничего удивительного в этом нет – было бы удивительно, если бы финансово-политические элиты Старого Света решили закрыть глаза на превращение Кипра в «прачечную» российской оффшоризированной экономики и приступили к спасению «праведно» приобретённых трудом и потом активов граждан России за счёт кармана европейских налогоплательщиков.
Для российских крупных бизнесменов и чиновников, которые на протяжении последних двух десятилетий активно вывозили капитал и освоенные бюджетные ресурсы в оффшорные гавани, это капля в море. Их пугает сам факт того, что руководство Еврозоны увязывает спасение Кипра и выделение стабилизационного кредита в размере 10 млрд. евро с декриминализацией финансовой системы, повышением прозрачности банковского сектора и борьбой с легализацией преступных активов, подавляющая часть которых притекает из России.
Финансово-политические элиты Старого Света не устраивает, что они вынуждены спасть юрисдикцию, которая превратилась в одну большую "прачечную" по отмыванию грязных денег и легализации преступных доходов граждан России. Они просто не хотят за счёт кармана своих налогоплательщиков финансировать благополучие и высокий уровень жизни российских граждан. Глобальную конкуренцию никто не отменял, в том числе не страновом уровне и уровне финансово-политических элит.
Европейские элиты напомнили, «кто в доме хозяин»
Совершенно очевидно, что Брюссель постарается решить свои проблемы и трудности в периферийной Еврозоне за счёт кармана третьих стран и, прежде всего, России. Однако европейские элиты имеют на это моральное и юридическое право - подавляющая часть (70-80%) активов россиян, которые сконцентрированы в оффшорных юрисдикциях (в том числе на Кипре), имеют незаконный и нелегальных источник происхождения - начиная от "народной" ваучерной приватизации, фиктивных кредитно-залоговых аукционов и дефолта пирамиды ГКО-ОФЗ и заканчивая коррупционными поборами и незаконными операциями с бюджетными ресурсами (возврат НДС, неуплата налогов и т.д.).
Если руководство ЕС захочет напомнить российским олигархам и их коррумпированным покровителям в высоких кабинетах власти о том, кто является «хозяином в доме», и решит слегка прижать российский капитал на Кипре, инициировав дальнейшее повышение налогов на оффшорные активы россиян, то у граждан России не будет практически никаких шансов защитить свои активы в суде. Большинство из них окажутся просто не в силах объяснить правоохранительным органам ЕС и тем более США источник происхождения своих многомиллиардных состояний, вилл, яхт и прочего имущества.
Шаг Брюсселя по введению налога на депозиты и повышение ставки корпоративного налога на прибыль с 10 до 12,5% принципиально важен - это чёрная метка российской "оффшорной аристократии", коррупционерам и крупному капиталу. Важны не сами по себе убытки, которые понесут граждане России - речь идёт о мизерных суммах. Принципиально важен сам сигнал Брюсселя на усиление своего контроля за кипрским оффшором и его намерение затеять финансовое оздоровление Кипра с целью выдавливания российского крупного капитала из налоговой гавани.
Скорее всего, в ближайшее время мы увидим масштабный исход крупных отечественных компаний и банков из Кипра в другие оффшорные юрисдикции - Британские-Виргинские о-ва, о-в Джерси, Гибралтар и т.д. Евросоюз нанёс мощный удар по оффшорной экономике России, в которой 95% крупной собственности зарегистрировано за рубежом в "налоговых гаванях" (оценка Госдумы), а 9 из 10 сделок с крупной собственностью осуществляется за пределами России (оценки президента Путина).
Безусловно, ни к какой существенной деоффшоризации российской экономики, которая в настоящий момент в гораздо большей степени управляется извне, нежели изнутри (кризис 2008-2009гг. это прекрасно продемонстрировал), это не приведёт. "Эхо 90-х" и незаконный характер происхождения активов, а также простое желание бизнесменов обезопасить себя от политических рисков, "телефонного правосудия" и малоэффективной судебной системы, не позволят российским гражданам вернуть своё имущество обратно в Россию. Они скорее предпочтут сменить одну оффшорную юрисдикцию на другую, нежели вернуть свои активы на территорию той страны, где они были приобретены.
Напомним, что только за период 2007-2012гг. и только по официальным оценкам Банка России совокупный размер незаконного вывоза капитала частным сектором из России превысил 253 млрд. долл., из которых 198,8 млрд. пришлось на нелегальный вывоз капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности - невозврат экспортной валютной выручки, непоступление товаров и услуг по импортным контрактам и авансовым платежам, фиктивные операции с ценными бумагами и кредитами.
А ещё как минимум 55 млрд. долл. составил незаконный вывоз откровенно криминальных активов - коррупционных доходов, прибылей криминальных структур, средств наркомафии и т.д. Всего же за период 2000-2012гг. суммарный официально учтённый незаконный вывоз капитала из России составил 401,4 млрд. долл., что эквивалентно 20% ВВП России в ценах 2012г. и годовому федеральному бюджету России.
Да, с формальной точки зрения, по данным Росстата, совокупный объём накопленных инвестиций граждан и юридических лиц России на Кипре не превышает 29,5 млрд. долл. или 25,1% совокупных инвестиций россиян за рубежом (117,7 млрд. долл.). Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что официальные цифры Росстата не учитывают целый ряд скрытых каналов вывоза капитала за рубеж (прежде всего, в рамках фиктивных внешнеторговых операций, а также операций с ценными бумагами и кредитами) и не отслеживают накопление инвестиций в ходе смены собственников активов.
Как уже отмечалось ранее, только по официальным оценкам Банка Росстата, за период 2000-2012гг. из России только нелегальным образом с нарушением действовавшего валютного законодательства было вывезено свыше 401,4 млрд. долл. Это колоссальная по своим масштабам сумма средств, которой бы вполне хватило, чтобы в 2 раза увеличить расходы федерального бюджета абсолютно по всем направлениям – от национальной экономики, правоохранительной деятельности и обороны и заканчивая ЖКХ, спортом и культурой.
Если учесть манипуляции с ценами на экспортируемые и импортируемые товары и услуги, а также фиктивные операции на финансовом рынке, то реальные масштабы незаконного вывоза капитала со стороны российских крупных бизнесменов и коррупционеров в 2-2,5 раза превышают официальные оценки Центрального Банка. В таком случае, по экспертным оценкам, только за последние 12 лет незаконным образом из России было вывезено порядка 1-1,3 трлн. долл.
Безусловно, значительная часть этих незаконно приобретённых активов утекла за рубеж транзитом через Кипр. И тем более очевидно, что потенциальные потери граждан России от введения правительством Кипра налога на депозиты, который не превысит 10%, являются статистической погрешностью на фоне того колоссального незаконного вывоза капитала из страны, который был осуществлён при попустительстве органов валютного регулирования и финансового надзора за последние два десятилетия.