Фракция КПРФ в Мосгордуме проголосовала против проекта бюджета города на 2007 г.
На состоявшемся 4 октября заседании Московской городской Думы самым значимым вопросом было рассмотрение проекта закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2007 год».
Фракция КПРФ в Мосгордуме проголосовала против проекта бюджета города на 2007 г.
Как и следовало ожидать, депутаты фракции «Единая Россия», высказав несколько несущественных и непринципиальных замечаний, единодушно проголосовали за принятие бюджета в первом чтении, обеспечив ему своим большинством необходимый «одобрямс».
Несмотря на то, что со стороны фракции "Яблоко" прозвучали резкие критические замечания по проекту бюджета города, тем не менее фракция проголосовала за принятие проекта бюджета в первом чтении.
Последовательную и принципиальную позицию в отношении проекта бюджета города на 2007 г. заняла лишь фракция КПРФ, проголосовав против его принятия в первом чтении. С хорошо аргументированной и квалифицированной мотивацией этого решения на заседании выступил руководитель фракции КПРФ в МГД В.Д.Улас. Полный текст его выступления приводится ниже.
Уважаемые коллеги!
Безусловно, сегодня мы с вами рассматриваем один из важнейших законопроектов. Поскольку именно Бюджет определяет реальную, а не декларируемую экономическую и социальную политику властей.
В предыдущих выступлениях отмечалось, что столичный бюджет имеет ярко выраженный социальный характер. Да, это правда, но не вся. Кстати в бюджете 2006 года социальные расходы составляли более 40%, а в нынешнем - около 34%.
Однако хотелось бы в своём коротком выступлении обратить ваше внимание на те положения бюджета, которые вызывают очень серьёзные вопросы, а прозвучавшие на них объяснения не убедительны.
Итак, общий объём доходов бюджета – 700 млрд. рублей, объём расходов – 805 млрд. рублей. Дефицит бюджета в 105 млрд. рублей столичные власти намерены покрыть за счёт новых кредитов, продажи земли и собственности.
Вначале о концепции бюджета, которая отличается инерционностью или планированием от достигнутого. В проекте на 2007 год не заметно даже каких-либо попыток переломить или хотя бы смягчить те негативные тенденции, которые выявились в бюджетах предыдущих лет.
С точки зрения формирования доходов:
- недостоверное, как правило, заниженное планирование доходной базы;
- отсутствие инициативы в развитии региональной системы налогов и сборов и в решении проблем налогового администрирования;
С точки зрения расходов:
- слабый контроль над формированием и исполнением инвестиционной программы города;
- отсутствие реальных мер по развития промышленности;
- постоянное снижение капитальных вложений в жилищное хозяйство при росте жилищного строительства;
- слабая обоснованность решений по инвестированию в прирост собственности города.
А какое рациональное экономическое объяснение может иметь увеличение заимствований в условиях профицита бюджета и возможного в перспективе ухудшения финансового положения города в случае падения мировых цен на нефть? Только одно – заинтересованность отдельных чиновников в той прибыли, которую банкиры извлекают из размещения московских займов, и в передаче наиболее лакомых кусков оставшейся городской собственности отнюдь не «чужим людям».
Кстати, бюджеты 2005 и 2006 годов тоже закладывались дефицитными, а затем исполнялись с профицитом, но долги росли. Планируется, что сумма государственного долга Москвы в 2007 году достигнет 190 млрд. рублей. На обслуживание государственного долга в 2007 году будет потрачено более 17 млрд. рублей – это более 12% годовых по кредитам, что очень дорого. Долговые выплаты 1,7 раза больше всех расходов на реализацию комплекса мер по поддержке семей с детьми.
Какие меры необходимо предпринять, чтобы уйти от дефицитного бюджета и начать уменьшать государственные долги?
Во-первых, по оценке счётной палаты, с которыми вполне можно согласиться, доходы бюджета на 2007 год могут быть увеличены на сумму порядка 50 млрд. рублей.
Во-вторых, необходимо вернуться к прогрессивному налогу на доходы физических лиц. МГД может и должна выйти с подобной законодательной инициативой. Пора заканчивать это безобразие. Только Россия ублажает своих долларовых и рублёвых миллиардеров такой единой подоходной шкалой.
В третьих, анализ бюджета показывает, что есть статьи расходов, которые могут быть сокращены и использованы более эффективно. В частности, общая сумма расходов на содержание исполнительной власти столицы составят более 43 млрд. рублей - это очень много.
В четвёртых, необходимо сделать всё, чтобы реально заработал налог на имущество физических лиц. В бюджете 2007 года налог на имущество организаций – 34 млрд. рублей, а на имущество физических лиц меньше 0,5 млрд. рублей, цифры несопоставимые. Налог на имущество физических лиц мог бы ограничивать спрос на сверхдорогое и избыточное жилье.
Касаясь социальной политики бюджета.
По сравнению с первоначально утверждённым бюджетом 2006 года расходная часть бюджета 2007 года увеличилась с 500 млрд. рублей до 805 млрд., т.е. на 160%. Но ни одно, хочу это подчеркнуть особо, ни одно из наиболее важных социальных направлений не может похвастаться такими же темпами роста финансирования. Особенно это относится к заработной плате учителей, врачей и работников культуры, которая по прежнему будет значительно ниже средней по Москве. К концу 2007 года по прогнозам столичных властей средняя зарплата в городе составит почти 22 тыс. рублей. И уж особенно горько за пенсионеров пенсии, которых со всеми доплатами для большинства составят порядка 3,5 тысяч рублей. Это за гранью выживания.
Принципиальным изъяном предлагаемого бюджета является и полное отсутствие продуманной и ответственной промышленной политики.
Сегодня в валовом региональном продукте Москвы доля реального сектора экономики, доля промышленности составляет всего 10%, и живём мы в значительной степени за счёт столичного статуса, особенностей федерального налогового законодательства и нефти с газом, в ВРП этот сектор составляет более 30%,.
Казалось бы, в этих условиях развитие реального сектора экономики для Москвы задача первостепенная. Однако приходится констатировать, что правительство Москвы даже при самых благоприятных внешнеэкономических условиях, при закладываемом 15% дефиците бюджета не в состоянии обеспечить реальное увеличение капиталовложений. Прирост объёма инвестиций в основной капитал в 2006-2007 гг. прогнозируется в пределах 4% - это в 2-2,5 раза меньше чем по стране, а с учётом инфляции означает снижение инвестиций.
А вынос оставшихся промышленных предприятий за черту города и, в так называемые, новые промышленные зоны при отсутствие финансовой поддержки равносилен их ликвидации.
В бюджете Москвы 2006 года расходы на развитие промышленности, в рамках т.н. комплексной программы с учётом капиталовложений в промышленность, составляют менее 1%, а в бюджете 2007г. планируется выделить уже менее 0,5%. Причём из планируемых 3,5 млрд. рублей, 2,5 - это кредиты.
Решение задачи развития промышленного производства никак не вяжется с массовой приватизацией предприятий, намеченной на 2007 год. В настоящее время в собственности Москвы находятся всего 919 государственных предприятий и организаций. Вместо того чтобы повышать эффективность их работы московское правительство по примеру Чубайса решило пойти на их массовую распродажу. В списке приватизируемых предприятий в бюджете 2007 года содержится 380 предприятий и 13 объектов. Все они объединены в раздел, который как бы в насмешку называется «планом развития государственного сектора экономики». Но в нём только 13 предприятий подлежащих покупке и 397 - продаже.
Учитывая перечисленные недостатки, фракция КПРФ не может поддержать, представленный бюджет без его принципиального изменения.