Закон Божий – вместо уверенности в завтрашнем дне
2 февраля
Сразу оговоримся, искренне верующие люди у любого нормального человека не могут вызвать других чувств, кроме уважения и понимания. Но все дело в том, что, несмотря на захлестнувшую Россию религиозную и мистическую лихорадку, искренне верующих людей больше не стало. И это не противоречие. Стремление человека объяснить окружающий мир и обеспечить его предсказуемость естественно. По сути, всю свою историю этим человек и занимался. Долгое время этому служили мифы и религия, но в современном мире этим все-таки занимается наука, и любой школьник знает, что электрическая лампочка горит не по божьему благословению. Но стоит человеку попасть в ситуацию, где от него мало что зависит, он становится суеверным, пытаясь опираться на приметы, предсказания и прочие привороты-отвороты.
Характерно, что в советские времена, особенно в 1960-1970-е гг. церковью, а также гадалками и колдунами мало кто интересовался. И дело не в пропаганде. Просто у любого добропорядочного гражданина существовала железная уверенность в завтрашнем дне: что не выпрут без повода с работы, не выкинут из квартиры, что родные не станут случайной жертвой разборки или теракта. Жизнь не требовала еще каких-то сверхъестественных «гарантий»! Сегодня же к гадалкам валом валят отнюдь не одни только домохозяйки. Сплошь и рядом можно полюбоваться и на такую замечательную картину: стоит возле церкви дорогущий «Лексус», вокруг которого ходит со святой водой попик и освящает «сию колесницу» - «Господи спаси и сохрани от КАМАЗа!»
Причиной такого изменения в сознании стал социально-политический катаклизм, который произошел с нами в 1990-е годы. Он привел к тому, что люди, безраздельно доверявшие государству, и долгое время им опекаемые, вдруг оказались брошенными и беззащитными в условиях дикого капитализма. Это касается и беднейших – они подсознательно понимают, что в любой момент их раздавят «сильные мира сего», и никого это особо не взволнует, и богатейших – слишком много они потеряют, если случится непредвиденное. Естественно нашлось немало дельцов, сумевших этим воспользоваться, паразитируя на мистических настроениях граждан.
Не стала исключением здесь и официальная Русская Православная Церковь, деятели которой сейчас явно не попадают в число бедствующих, а некоторые умудряются впутаться в разные коммерческие, а то и полукриминальные истории. При нынешней власти руководство РПЦ увидело для себя реальный шанс упрочить свое благополучие и влияние. Путинское правительство не способно, да и не стремится уменьшить, пропасть между богатыми и бедными. Государственные чиновники, внезапно ставшие «глубоко верующими», пытаются с помощью религии сгладить вопиющие социальные противоречия. В этой ситуации желание чиновников в рясах во что бы то ни стало заняться религиозным воспитанием детей выглядит не мессианским, а вполне мирским стремлением получить доступ к кормушке под названием «нацпроекты». Вот только последствия этого в нашей многонациональной и богатой конфессиями стране плохо предсказуемы. Остается утешаться историческим опытом. А он показывает: именно введение религиозного воспитания в качестве обязаловки дает такой прирост атеистов, который не снился ни одному иконоборцу.
Михаил Костриков