День Советской Армии. Верность долгу, верность Знамени
День Советской Армии. Верность долгу, верность Знамени
Наша страна отмечает праздник "День защитника Отечества". Впервые этот праздник был установлен 23 февраля 1918 года в ознаменования массового подъема народа на защиту социалистического отечества и героического сопротивления красноармейских отрядов германским захватчикам. Позже был определен как День Советской Армии и Военно-морского флота. И ежегодно отмечается как всенародный праздник. После "великой криминальной революции 90-х годов многие понятия изменились. В том числе и содержание самого праздника 23 февраля. Но в сознании всех честных людей этот праздник воспринимается как защита советского жизнеустройства, наиболее справедливого и достойного образа жизни. По большому счету мы и сегодня держимся благодаря силе и авторитету того строя, который позволяет в условиях тяжелейшего кризиса держаться наплаву: работать без зарплаты, не отчаиваться даже в самую тяжелую пору грабежей и разрухи, помогать друг другу и вместе искать пути выхода из кризиса.
Конечно, были и в то время перекосы, ослаблявшие его в целом очевидную силу, были недостатки и ошибки. И большинство здравомыслящих людей приветствовало корректировки складывавшихся ситуаций. Но ни у кого не вызывала сомнение сама социалистическая идея, поскольку она отвечала чаяниям большинства трудового народа и выражала объективные потребности общественного развития. "Главное в личной и общественной жизни - это идея" - говорил И. В. Сталин - Когда нет идеи, то нет и цели действия, не на чем сосредоточить свою волю". Эту мысль убедительно подтвердило поколение неистовых революционеров, совершивших Октябрьскую революцию. Их сила была в том, что они свято верили в революцию, беззаветно и бескорыстно боролись за социальные идеалы, шли сознательно на лишения и бытовые неудобства ради осуществления великой цели, ради достижения справедливости на земле. Эпоха, открывшаяся революцией, не смотря на все перипетии, была эпохой великого духовного подъема нашего народа, созидания по настоящему человеческого общества. Из истории известно, что после гражданской войны вся мировая пресса была полна мрачных прогнозов в отношении будущего России. Тогдашний президент США Герберт Гувер уверял: "Россия окончательно выбита из колеи - на сто лет крестьянское царство".
Такие настроения были характерны не только для людей далеких от интересов страны, но и многих наших соотечественников, особенно из числа интеллигенции. Прошло несколько лет. И вдруг Россия стала возрождаться из пепла. О ней заговорили не только журналисты, но и крупные ученые, писатели, серьезные политические деятели. Уже в 1927 году промышленность и сельское хозяйство превзошли довоенный уровень по выпуску продукции. Многие были удивлены. Откуда силы, позволившие в столь короткий срок добиться внушительных перемен? Где их истоки? А эти истоки были заключены прежде всего - в силе народного духа, в революционной и трудовой энергии народа, в его самопожертвовании. Один из крупнейших наших ученых и мыслителей Владимир Иванович Вернадский говорил о той поре, что она характеризуется "огромной волей и самопожертвованием работающих, появлением молодых талантов из народной среды, способных возродить Россию". И они ее возродили. Мариэтта Шагинян, непосредственная участница событий тех лет писала: "Есть на языке человечества не то медицинское, не то психологическое, не то философское слово - эйфория". Оно говорит о величайшем, предельно высоком подъеме в человеке лучших качеств, как бы полном обмене в нем веществ, чувства совершенной легкости - словно чьи-то тяжелые, железные лапы вдруг спали с твоих плеч и тебя не покидает летящее, пронизывающее ощущение абсолютной свободы, обретенного счастья. Вот так было пережито мною и моим поколением единомышленников чудо Октябрьской революции". Читая сегодня исторические страницы книг, газет и журналов, запечатлевших будни становления нового общества, невольно проникаешься волнением и чувством благодарности к тем, кто прокладывал путь к новой жизни. Печать рисовала удивительные примеры самоотверженности и трудового мужества. Творческая активность широчайших масс находила отражение в самых разнообразных формах трудового соревнования - общественно-производственные смотры заводов и фабрик, переклички и производственные конкурсы, творческие бригады и буксиры, субботники и воскресники. Потоки добровольцев ехали в те дни на стройки Днепрогеса и Магнитки, Турксиба и Сталинградского тракторного, -- туда, где развертывалось новое строительство. В годы первой пятилетки строилось около 600 промышленных предприятий, в их числе такие как Кузнецкий металлургический, Магнитогорский, Криворожский, Краматорский и Горловский машиностроительные, Ростовский, Саратовский и Гомельский сельскохозяйственного машиностроения, Харьковский тракторный и многие другие. Главное состоит в том, что энтузиасты-труженики первых пятилеток были убежденными строителями новой жизни, людьми свято верившими в свои идеалы, чувствовавшими себя освобожденными революцией от мещанства и и других прежних пороков. Социализм жил в их сердцах и поступках, его идеалы выступали могучей движущей силой, развития общества. Тем, кто не дышал атмосферой того времени, даже трудно поверить, а тем более осмыслить и понять суть и значение тех явлений. Тем более, что многие наши современники, растеряв всякие идеалы, порой даже глумятся над чувствами людей того времени, представляя всю послеоктябрьскую историю в черных красках. Были промахи и заблуждения, головотяпство и подлость. Надо во всем спокойно разобраться и осмыслить. Но главное в том, что жили честные и работящие люди, которые не жалея сил трудились, строили города и заводы, любили и страдали, учились летать и создавать первоклассную технику. Вслед первопроходцам шло новое поколение людей, которое росло чистым и жизнерадостным, училось и закалялось, мечтало о светлой и счастливой жизни, хотя и понимало, что впереди большие испытания. И молодежь к ним готовилась, овладевала техникой, военным делом, понятиями чести, достоинства, взаимовыручки и поддержки. И именно на плечи этого поколения выпала основная тяжесть Великой отечественной войны и восстановление народного хозяйства в первые послевоенные года Советский народ воспитывал у молодежи мужество и отвагу, веру в свои силы, готовность идти навстречу любым бурям и побеждать. И когда пришла война доказала свою силу и умение на фронте. „Никакое техническое и не военное преимущество Германии не помогло ей спасти положение. Гитлеровцы намеревались стереть с лица земли саму страну, ее культуру, самобытность, веру народа в лучшее будущее. И потерпели сокрушительное поражение. Потому что не понимали, и не видали внутренней силы, общества, его духовной крепости. Когда политрук на фронте кричал: "Коммунисты, вперед!", то коммунисты действительно шли вперед, первыми бросались в бой. И этого факта из истории никогда не вычеркнешь. Валить в кучу благородный порыв миллионов, увлеченных социализмом и преступления карьеристов, использовавших этот энтузиазм в своих корыстных целях, не резон.
В свое время Маркс, характеризуя процесс познания общества, писал: "Чтобы судить о правительствах и их делах, надо подходить к ним с меркой их эпохи и понятий их современников". Нынешняя эпоха коренным образом отличается от эпохи социалистических преобразований и судить о ней по безответственным и лживым высказываниям ангажированных лиц недостойно. На передний край вышли клевреты запада, его приспешники, готовые охаивать свою страну, ее историю, принижать или вовсе отвергать патриотические чувства, противопоставлять их "общечеловеческим ценностям" . Псевдодемократы растоптали все понятия о чести и совести, братстве и товариществе, возведя на пьедестал одну ценность - финансовый капитал, золотого тельца, ублюдочный мещанский идеал. Герцен называл мещанство последним словом западной цивилизации. Наши пустозвоны довели до абсурда это слово, разбавив ее зловонным духом частной собственности, индивидуализма и накопительства. Всячески принижают и искажают величайший смысл Победа в Великой Отечественной войне, которая знаменовала не только великий патриотический подвиг народа, но и крушение реакционной идеологии нацизма и антикоммунизма. Их призывы к "деидеологизации" общества означают лишь одно: заменить одну идеологию другой, идеологию социалистическую и коллективистскую - идеологией наживы, индивидуализма и мещанства. Сегодня уже и смысл самого праздника 23 февраля звучит по иному. Речь идет не о защите социалистического Отечества, а о защите и укреплении капиталистического государства, хотя в сознании всех честных людей он и сегодня воспринимается как день советского жизнеустройства, как наиболее справедливого и достойного образа жизни. Чтобы стереть с лица Земли всякие следы Октября и социалистической революции пигмеи решили лишить город Ленина его имени, подняли руку на Музей Ленина и его Мавзолей. Но тщетны их потуги. Тот социальный опыт, который накопила Советская страна, признают сегодня все, в ком осталась хотя бы толика совести. И от того бесценного достояние, которое оставили наши предшественники, оно никогда не откажется в созидании своего будущего. Наш долг изучать и использовать все лучшее и достойное во имя счастливой жизни наших детей и внуков.
В. Фединин, доктор экономических наук, профессор.