Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Справка о ходе выборов по пропорциональной системе

Справка

4 Марта 2005, 09:58

 о ходе выборов в Законодательные собрания  регионов по новой  пропорциональной системе

В соответствии с требованием Федерального закона об основных гарантиях до 14 июля 2003 года все субъекты Российской Федерации должны были привести свои законы, регулирующие выборы законодательных органов, в соответствие с требованием о том, что половина состава законодательного органа должна избираться по пропорциональной системе. На 1 марта 2005 года это требование выполнено в 85 субъектах – законодательные акты приняты в соответствии с данной нормой.

Однако в Республике Адыгея, Камчатской области законы, регулирующие порядок избрания законодательных органов, не предусматривают пропорциональной составляющей. Не определено количество мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, в Астраханской области. В Корякском автономном округе из 12 депутатов всего 4 избираются по пропорциональной системе, а 8 – по одномандатным округам, что не соответствует закону. В данном случае Избирательная комиссия округа приняла правильное решение и на выборах напрямую руководствовалась нормами Федерального закона.

В основном законы субъектов Российской Федерации воспроизводят действующую систему выборов депутатов Государственной Думы, то есть половина депутатов избирается по пропорциональной системе, по так называемым “закрытым” спискам и предусмотрен пятипроцентный заградительный барьер.

Так называемые “закрытые” списки предусмотрены в 73 субъектах Российской Федерации. “Закрытые”, “открытые” – это условные названия, быть может, законодатель в скором времени введет новые термины, более удобные. “Закрытые” отнюдь не означает, что списки секретные, тайные. Все данные этих списков публикуются, доводятся до сведения избирателей в обязательном порядке.

По “открытым” спискам избиратель помимо голосования за партию может проголосовать также и за кандидата, то есть поставить в бюллетене “галочку” не только против названия партии, но и против фамилии того кандидата, который ему предпочтительней.

“Открытые” списки предусмотрены в 13 субъектах Российской Федерации – в республиках Бурятия, Калмыкия, Тыва, Приморском крае, Амурской, Липецкой, Магаданской, Орловской, Тверской, Смоленской областях, Коми-Пермяцком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах.

Пока выборы с использованием системы “открытых” списков прошли только в Калмыкии. Они показали и плюсы, и минусы этой системы. Безусловно, избиратели проявили большой интерес к “открытым” спискам, потому что получили возможность влиять на распределение мандатов. Однако при такой системе полностью игнорируется воля партии, которая выстроила этот список. Об этом неоднократно говорили на встречах представители партий.

Когда политическая партия формирует свой список кандидатов, то первые места предоставляются более заслуженным, по мнению большинства, людям. Воля партии должна быть учтена в любом случае, то есть необходимо предусматривать сочетание интересов партии и избирателей, что вполне возможно.

При совмещении выборов еще и усложняется процесс подсчета голосов. Поэтому в тех регионах, где предусматривается система “открытых” списков, желательно уходить от совмещения выборов различных уровней.

Заградительный барьер, предусмотренный в избирательных законах субъектов Федерации, в основном составляет 5 процентов. Более высокий барьер закреплен в законах Сахалинской области (6%), Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Алтайского края, Волгоградской, Владимирской, Омской областей, Ненецкого автономного округа (7%), Пермской области (7,5%), Вологодской области и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (8%), Республики Калмыкия и Республики Дагестан (10%). И уже принят закон города Москвы, в котором также предусматривается достаточно высокий заградительный барьер 10 процентов.

Не предусмотрен заградительный барьер в законах Агинского Бурятского и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов.

На сегодняшний день с использованием пропорциональной избирательной системы сформированы законодательные (представительные) органы государственной власти в 24 субъектах Российской Федерации, при этом в 23 субъектах Российской Федерации – впервые. Это Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Хакассия, Алтайский край, Волгоградская, Вологодская, Ульяновская, Ярославская, Иркутская, Калужская, Читинская, Сахалинская, Брянская, Тульская, Курганская, Архангельская области, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский, Ненецкий автономный округ. В Свердловской области одна из палат Законодательного Собрания - Областная Дума избирается по пропорциональной избирательной системе с 1996 года.

Из вышеперечисленных субъектов Российской Федерации, за исключением Республики Калмыкия, указанные выборы прошли с использованием системы “закрытых” списков. В Карачаево-Черкесской Республике, Республике Марий Эл и Республике Мордовия законодательно закреплено деление “закрытых” списков на региональные группы, количество которых соответственно 5, 9 и 24.

В целом выборы показали, что пропорциональная система в субъектах Федерации сработала хорошо, особых трудностей не было.

Очень интересно, как распределились мандаты в результате прошедших выборов, поскольку это показывает расклад политических сил по стране (см. таблицу).

№ п/п

Субъект Федерации

Количество мандатов

Партии и блоки

Количествомандатов

1

Республика Мордовия

24

“Единая Россия”

КПРФ

21

3

2

Республика Татарстан

50

“Единая Россия”

КПРФ

46

4

3

Алтайский край

34

“За наш Алтай – коммунисты, аграрии, НПСР”

“Единая Россия”

“В поддержку Президента”

ЛДПР

11

10

8

5

4

Волгоградская область

22

“Единая Россия”

КПРФ

ЛДПР

11

7

4

5

Ульяновская область

15

“Единая Россия”

КПРФ

ЛДПР

Блок “Народ за Фролыча”

6

3

3

3

6

Ярославская область

25

“Единая Россия”

Блок “Родина” (народно-патриотический союз)”

Блок “ПРАВДА, ПОРЯДОК, СПРАВЕДЛИВОСТЬ”

КПРФ

ЛДПР

Аграрная партия России

9

7

3

2

2

2

7

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

9

“Единая Россия”

КПРФ

6

3

8

Свердловская область

14

“Единая Россия”

КПРФ

ЛДПР

Партия Возрождения России

Блок “Союз бюджетников Урала”

8

2

2

1

1

9

Вологодская область

17

“Единая Россия”

КПРФ

Аграрная партия России

ЛДПР

9

3

3

2

10

Кабардино-Балкарская Республика

55

“Единая Россия”

КПРФ

Аграрная партия России

44

6

5

11

Республика Калмыкия

15

“Единая Россия”

КПРФ

12

3

12

Карачаево-Черкесская Республика

37

“Единая Россия”

КПРФ

ЛДПР

“Истинные патриоты России”

24

7

3

3

13

Республика Ингушетия

17

“Единая Россия”

Российская партия ЖИЗНИ

Российская партия мира

“ЯБЛОКО”

Народная партия Российской Федерации

7

3

3

2

2

14

Тульская область

24

“Единая Россия”

Блок “Засечный рубеж – партия “Родина”

КПРФ

Блок “За Тульский край”

СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ

Российская партия пенсионеров

Блок “ГЛАС НАРОДА – ЗА РОДИНУ”

7

4

4

3

2

2

2

15

Республика Марий Эл

26

“Единая Россия”

КПРФ

ЛДПР

Аграрная партия России

Российская партия пенсионеров

10

6

2

4

4

16

Иркутская область

23

“Единая Россия”

КПРФ

“Родина”

Аграрная партия России

Российская партия пенсионеров

Блок “За родное Приангарье”

9

4

3

3

2

2

17

Сахалинская область

14

“Единая Россия”

Блок “Наша Родина – Сахалин и Курилы”

КПРФ

ЛДПР

Российская партия пенсионеров

Блок “За достойную жизнь и социальную справедливость”

3

4

3

2

1

1

18

Читинская область

21

“Единая Россия”

КПРФ

Аграрная партия России

ЛДПР

10

5

3

3

19

Хакасия

 

«Единая Россия»

КПРФ

РПП

АПР

ЛДПР

32,3%

17,9%

13,3%

11,85%

5,9%

20

Архангельская

 

«Единая Россия»

КПРФ

Родина

ЛДПР

АПР

РПП(ПСС)

СПСиЯблоко (Наша Родина – Архангельская область)

23,6%

8,6%

12,65%

13,5%

4,1%

8%

8,2%

21

Брянская область

 

«Единая Россия»

КПРФ

Родина

ЛДПР

  СПС

«Яблоко» (За возрождение Брянщины)

«За Родину, За справедливость»

34,2%

18,6%

6,05%

2,6%

8,3%

4,9%

 

7,9%

22

Калужская область

 

«Единая Россия»

КПРФ

Родина

ЛДПР

АПР

Яблоко

40%

13,4%

11,2%

9,9%

4,7%

6,3%

23

Курганская область

 

«Единая Россия»

КПРФ

Родина

ЛДПР

АПР

РПП

 СПС

25,7%

10,9%

4%

13,2%

8,3%

10,3%

10,7%

 

24

Корякский АО

12

«Единая Россия»

КПРФ

 ЛДПР

РПП

24%

33,3%

10,4%

10,5%

На сегодняшний день выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации назначены в пяти субъектах Федерации: Рязанская, Амурская, Владимирская области, Ямало0Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа.

В законодательстве этих субъектов Российской Федерации также предусмотрена система “закрытых” списков (кроме Амурской обл., и Ямало-Ненецкого АО).

 Применение пропорциональной системы в субъектах Российской Федерации в целом получило позитивную оценку всех участников избирательного процесса, способствовало повышению активности политических партий и позволило уйти от политической анонимности. Все законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по итогам прошедших выборов избраны в правомочном составе: когда половина состава избирается по пропорциональной системе, маловероятно, что хотя бы еще четверть не “доберут” одномандатники, тогда как ранее у нас были такие случаи.

Напомню, что в 2002 году на выборах законодательного органа Республики Бурятия было избрано 29 одномандатников из 65, в 2002 году в Тыве из 130 было избрано всего 47, в 2003 году в Северной Осетии – Алании из 75 всего 43, то есть выборы прошли, а законодательный орган в правомочном составе не был сформирован. Применение пропорциональной системы практически исключает такую ситуацию.

Система “открытых” списков всеми оценивается как достаточно сложная, в субъектах Федерации к ней подходят осторожно. Что касается регионализации списков, то представители политических партий в большинстве своем выступали против ее введения, мотивируя это тем, что в регионах деятельность политических партий в основном сосредоточена в административных центрах. В муниципальных образованиях ее почти нет, за исключением, может быть, одной-двух партий, поэтому направлять своих людей в какие-то другие муниципальные образования, где необходимо создавать региональные группы, для партий сложно, их там никто не знает. Наверное, это более демократично, когда кандидат выбирается от конкретной территории, но партийные структуры в регионах еще не готовы к тому, чтобы были разветвленные списки кандидатов. Да и кандидаты от партии представляют не территорию, а ту или иную идеологию.

 

Юридическая служба ЦК КПРФ

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.