Потерявший почти все главный диссидент Армении конца 80-х продолжает обвинять «империю зла»
«Папочкин» - именно так - уменьшительно-ласкательно, звучит фамилия Айрикян в переводе с армянского языка. Имя Паруйр ассоциируется у армян с армянским патриархом, возродившим армянскую государственность после падения Ванского царства (Урарту). Природа позаботилась о том, чтобы у поборника Великой Армении было подходящее имя. В конце 80-х годов Паруйр Айрикян стал знаковой фигурой в политических процессах на территории Советского Союза. Представителей романтично настроенной армянской молодежи привлекал образ узника советских лагерей, борца за историческую справедливость, за независимую и сильную Армению. Паруйр Айрикян, согласно собственному признанию, с 1967-го года являлся членом Национальной объединенной партии Армении, которая с первого дня своего создания провозгласила курс на достижение государственного суверенитета Армении. В 1988-ом году Государственный департамент США назвал его главным диссидентом в СССР. Спустя 14 лет после распада СССР Паруйр Айрикян продолжает оперировать рейгановскими терминами начала 80-х.
«В результате широкомасштабного наступления на «Объединение Самоопределения» (ОС) мы потеряли центральные офисы в Ереване, Гюмри и Ванадзоре». Такое заявление сделал организовавший 12 апреля шествие к зданию бывшей редакции еженедельника «Независимость» лидер ОС Паруйр Айрикян. «Они превратили офис первого независимого печатного органа в СССР в пустыню», - объявил бывший главный диссидент Советского Союза, добавив, что «подобная тактика вполне в духе представителей империи зла», державшей в заточении пламенных борцов за свободу. По мнению Айрикяна, дело войны с ОС продолжают «различные агенты и шпионы иностранного государства», не позволившие приватизировать ОС свои офисы. При этом он добавил, что после гибели Мовсеса Горгисяна ряд его партийных сподвижников «дружно дезертировали из ОС», призвав на арену Республиканскую партию Армении. П.Айрикян пытался уверить журналистов, что «некоторые из них стали агентами КГБ», столь им ненавидимого. Из всех зарегистрированных в Армении партий (таковых более 60) единственной партией направившей своего делегата на политическое мероприятие ОС оказался Орден Армянских Арийцев, лидер которого месяцем ранее отбывал тюремное заключение за «разжигание межнациональной розни в СМИ».
Напомним, что ОС лишилось здания редакции еженедельника «Независимость», как и ряда партийных офисов, в 2003 году за неуплату налогов. В 2002 году отмечавшие пятнадцатилетие партии активисты ОС предприняли хождение в народ. Они показывали гражданам Армении письменное обращение своего лидера с просьбой оказать материальную поддержку ОС, «преданно служившей своему народу».
В 1991 году на первых президентских выборах в Армении Паруйр Айрикян был главным оппонентом Л.Тер-Петросяна. В начале 90-х лидер фундаментально оппозиционного Объединения Национального Самоопределения (в 1996-ом году партия была переименована в «Объединение Самоопределения») был единственным крупным политиком, критиковавшим «пророссийскую направленность» политики РА. Еще до развала СССР в 1991 году Паруйр Айрикян в самом читаемом еженедельнике страны назвал себя сторонником турецкой ориентации во внешней политике РА и заявил, что считает своим призванием исправить двухвековое заблуждение армян – ориентацию на Россию. Председатель ОС покинул ряды радикальной оппозиции в 1998 году. Лидер «Самоопределения» болезненно воспринял притязания на президентский пост бывшего первого секретаря ЦК Компартии Армении Карена Демирчяна и во втором туре президентских выборов 1998-го года поддержал Роберта Кочаряна. Третьего ноября 2001 года Паруйр Айрикян, бывший главой комиссии по правам человека при президенте РА декларировал, что «политики, требующие отставки Президента Армении Роберта Кочаряна и затевающие в связи с этим процесс импичмента, элементарно безграмотны и не умеют просчитывать ситуацию даже на два хода вперед».
Различные политики в Армении указывают диаметрально противопложные причины вытеснения из большой политики Паруйра Айрикяна. Некоторые указывают на его неполное среднее образование (восемь классов), другие рассматривают судьбу лидера объединения «Самоопределение» как доказательство невозможности привить на армянскую почву западные ценности, прозападную ориентацию. Но вытеснение П.Айрикяна на третий план в корне своем имеет то же обстоятельство, что и у прочих советских диссидентов: слишком много ненависти накопилось в их душах. Романтически настроенная молодежь устраивала бурные овации Паруйру Айрикяну в конце 80-х, когда он разоблачал советское партийное руководство. Однако в 2000-ом году электорат «Самоопределения» за одну минуту сокращался на тысячи голосов, когда Айрикян говорил «о грязном коммунистическом прошлом» спикера Карена Демирчяна и премьер-министра Вазгена Саркисяна, трагически погибших в парламенте Армении 27 октября 1999 года. Лидер ОС часто сетует на коварство врагов и предательство друзей, не упоминая при этом о своих ошибках и просчетах. Так, заявляя о своем вкладе в дело обретения независимости РА путем референдума, он не упоминает о своих жестких требованиях немедленного проведения референдума в 1989-1990, а также весной 1991 года. В накаленной политической атмосфере Армении, когда регулярные советские войска совместно с азербайджанскими ОМОН-овцами проводили в Карабахе операцию «Кольцо», подобный референдум грозил непредсказуемыми последствиями. Оппоненты Айрикяна в Верховном Совете Армении, отказавшись присоединиться к общесоюзному референдуму о сохранении Союза Республик, мотивировали свое решение желанием провести референдум о независимости Армении 6 месяцев спустя. В результате 21-го сентября 1991 года референдум прошел без каких-либо общественных волнений. Воплощение в Армении айрикяновского девиза «армянские дети должны учиться только в армянских школах» лишило работы многих квалифицированных преподавателей русских школ, что отрицательно сказалось на уровне образования в Армении.