Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: январь-август 2008 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным показателям. Одним из такого рода интегрированных показателей является внимание СМИ к думским партиям.
На основании контент-анализа публикаций около 3 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех думских партиях.
В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и Справедливой России».
Настоящий аналитический проект Центра исследований политической культуры представляет собой модифицированное продолжение ранее реализовавшихся проектов «Информационно-политические индексы президентской кампании» и «Gолитические индексы». В принятой для данного проекта аналитической модели индексы для думских партий и их фракций сначала рассчитываются раздельно, а затем выводится обобщающий индекс информационной активности.
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).
Таблица 1
Структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (январь-август 2008 г.)
Период |
I квартал (январь-март) |
II квартал (апрель-июнь) |
июль |
август |
||||
Партия |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Партия "Единая Россия" |
9999 |
32,9 |
12793 |
48,6 |
3350 |
43,1 |
2580 |
46,8 |
Коммунистическая партия Российской Федерации |
10891 |
35,9 |
8093 |
30,7 |
2775 |
35,7 |
1698 |
30,8 |
Либерально-демократическая партия России |
5840 |
19,2 |
2154 |
8,2 |
676 |
8,7 |
544 |
9,9 |
Партия «Справедливая Россия» |
3623 |
11,9 |
3297 |
12,5 |
977 |
12,6 |
690 |
12,5 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Как видно, в первом квартале, в период президентской выборной кампании, КПРФ, как партия, выдвинувшая своего кандидата, опередила «Единую Россию» по созданным информповодам и представленности в СМИ. Аналогичным образом ЛДПР значительно опережала «Справедливую Россию», которая только присоединилась к поддержке кандидата партии власти.
В последующий период (апрель-август) ситуация изменилась. «Единая Россия» в полтора раза нарастила свою информактивность. Доля этой партии в информпространстве возросла c 32 до 46-48%.
Соответственно, КПРФ не смогла удержать лидерство. Ее доля в информпространстве сократилась до 30 процентов. Лишь в июле, когда в Верховном суде рассматривался иск КПРФ об отмене итогов выборов, партия вышла на выборный уровень своих информационных показателей.
По сравнению с выборным периодом резко упала доля в информпространстве ЛДПР – с 19 до 8-9%.
А вот индексы «Справедливой России» - стабильны: на уровне 12%. В итоге «СР», как партия, опережает ЛДПР по медиаактивности весь поствыборный период.
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщенную представленность в СМИ.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2)
Таблица 2
Структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (январь-август 2008 г.)
Период |
I квартал (январь-март) |
II квартал (апрель-июнь) |
июль |
август |
||||
Партия |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
"Единая Россия" (фракция) |
2549 |
48,5 |
2844 |
39,7 |
687 |
45,5 |
377 |
40,1 |
КПРФ (фракция Госдумы) |
1340 |
25,5 |
2184 |
30,5 |
346 |
22,9 |
264 |
28,1 |
ЛДПР (фракция) |
589 |
11,2 |
1053 |
14,7 |
228 |
15,1 |
125 |
13,3 |
"Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" (фракция) |
775 |
14,8 |
1082 |
15,1 |
250 |
16,5 |
174 |
18,5 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
При освещении деятельности думских фракций парламентских партий преимущество «Единой России» отмечалось весь анализируемый период (даже в период президентских выборов). Доля «ЕР» в думском медиа-пространстве колебалась в январе-августе от 40 до 48%. А КПРФ – от 25-30%. .
Таким образом, уровень медиа-активность думской фракции КПРФ ниже примерно на четверть, чем медиа-активность партии в целом.
Если сравнивать медиа-активность фракций ЛДПР и «СР», то она последовательно нарастает. При этом фракция «СР» более активна, чем ЛДПР.
Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).
Как видно, соотношение информации о думской деятельности и общепартийной работы у «Справедливой России» самое значительное (по сравнению с другими партиями). Это можно интерпретировать как неактивность этой партии в других направлениях деятельности, кроме парламентского. У «ЕР» и ЛДПР соотношение думской и партийной информации близко к среднему (около 18%).
А вот у КПРФ доля информации о думской работе относительно общепартийной информации самая низкая – 15%. Здесь можно предположить, что активная деятельность региональных отделений, другие направления работы (протестное, идеологическое и др.) значительно превалируют над парламентским.
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь-август 2008 г.)
Период |
I квартал (январь-март) |
IIквартал (апрель-июнь) |
июль |
август |
||||
Партия |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Партия и фракция "Единая Россия" |
12548 |
35,2 |
15637 |
46,7 |
4037 |
43,5 |
2957 |
45,8 |
Партия и фракция КПРФ |
12231 |
34,4 |
10277 |
30,7 |
3121 |
33,6 |
1962 |
30,4 |
Партия и фракция ЛДПР |
6429 |
18,1 |
3207 |
9,6 |
904 |
9,7 |
669 |
10,4 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» |
4398 |
12,4 |
4379 |
13,1 |
1227 |
13,2 |
864 |
13,4 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Как видно, после первого квартала, когда в условиях президентской выборной кампании «ЕР» была в относительной информационной тени, с апреля по август совокупные информационные показатели этой партии и ее думской фракции резко выросли с 35 до 44-47%.
Информиндекс КПРФ варьируется в пределах 30-34%. А вот доля партии и фракции ЛДПР упала с 18 до 10%. У «СР» информиндекс стабилен - на уровне 13%.
На гр.2 представлена динамика изменения доли думских партий и парламентских фракций в информационном политическом пространстве.
Приведенные сводные данные думской и партийной медиа-активности свидетельствуют, что после выборного первого квартала, ситуация стабилизировалась.
Таблица 4
Доля думских партий и парламентских фракций в информационном политическом пространстве за восемь месяцев 2008 года
Период |
Январь-август (в целом) |
|
Партия |
Количество публикаций |
Доля (в %) |
Партия и фракция "Единая Россия" |
35179 |
41,5 |
Партия и фракция КПРФ |
27591 |
32,5 |
Партия и фракция ЛДПР |
11209 |
13,2 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» |
10868 |
12,8 |
Как видно из обобщенной таблицы медиа-активности за январь-август, «ЕР» занимает более двух пятых медиа-пространства, КПРФ – треть, а «СР» и ЛДПР на уровне 12-13% (табл.4).
Некоторые выводы
Как видно, информационное преимущество, которое имели думские партии КПРФ и ЛДПР в первом квартале, благодаря выдвижению своих кандидатов на пост президента, после завершения президентской кампании исчезло.
Да, в первом квартале «ЕР» и «СР», поддержавшие единого «беспартийного» кандидата Д.А.Медведева, и как видно из информиндексов, не особенно «надрывались» в партийной пропаганде, агитируя за своего выдвиженца. Со второго же квартала пропагандистский аппарат партии власти вновь стал активно использовать бренд «Единой России».
Вместе с тем, следует отметить, что информационное присутствие КПРФ (как партии, так и фракции) хотя и снизилось в апреле-августе в сравнении с периодом президентских выборов, но оно оставалось более высоким, чем в соответствующие «невыборные» месяцы прошлого года. При этом в июле информиндексы КПРФ оказались на уровне выборных месяцев, так как Компартия привлекла большое внимание СМИ благодаря рассмотрению иска в Верховном суде РФ по выборам.
ЛДПР так и не выбралась из послевыборной информационной ямы.
Стабильные показатели у «Справедливой России».
В целом, информационные показатели «Единой России» составляют порядка 44-47%. Информиндекс КПРФ варьируется в пределах 30-34%. А вот доля партии и фракции ЛДПР упала с 18 до 10%, а «СР» – стабильна на уровне 13%.
Особо следует отметить значение думской информационной активности для парламентских партий. В среднем, каждое пятое-шестое сообщение о деятельности – это информация о работе думской фракции. При этом, у «СР» информации о работе региональных отделений, прочей партийной активности маловато. Поэтому эта партия на информационном плаву удерживается во многом благодаря парламентской информации (доля - 21%). У КПРФ ситуация иная: на фоне постоянного потока публикаций о работе региональных отделений, протестной активности и др. парламентская составляющая – лишь 15%.
Координатор проекта – д. полит.н. С.П.Обухов
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов
Руководитель группы аналитиков А.Н.Скворцова
© Центр исследований политической культуры России