Политические индексы президентской кампании за первую декаду января 2008 г
На основании контент-анализа публикаций около 3 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) реализует аналитический проект – «Политические индексы президентской кампании».
ЦИПКР ежедневно рассчитывает долю упоминаний о кандидатах в президенты в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех пяти кандидатах в президенты. В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности А.В.Богданова (лидера ДПР), В.В.Жириновского (лидера ЛДПР), Г.А.Зюганова (лидера КПРФ), М.М.Касьянова и Д.А.Медведева (кандидата от партии «Единая Россия»).
1. Информационные индексы участников президентской предвыборной кампании
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного предвыборного пространства в первой декаде января 2007 года (табл.1)
Таблица 1
Структура информационного предвыборного пространства за 1 - 10 января 2008 года (Доля публикаций о кандидатах в президенты в общем объёме материалов об участниках президентской кампании, в %)
|
Кандидат в президенты |
1-10 января |
Для справки: 21-31 декабря |
+, - |
Богданов Андрей Владимирович |
6,5 |
5,6 |
+ 0,9 |
|
Жириновский Владимир Вольфович |
12,8 |
18,7 |
- 5,9 |
|
Зюганов Геннадий Андреевич |
12,8 |
19,0 |
- 6,2 |
|
Касьянов Михаил Михайлович |
12,2 |
12,4 |
-0,2 |
|
Медведев Дмитрий Анатольевич |
55,7 |
44,2 |
+ 11,5 |
Следует отметить, что первая декада января – не рабочая. На ТВ было максимально сокращено эфирное время для информационно-политических программ, а печатные СМИ не выходили. В целом, объем публикаций о кандидатах в президенты в первой декаде января составлял лишь 17% от показателя предыдущей декабрьской декады
Как видно, в начале января в лидерском информационном пространстве еще более укрепил свои позиции кандидат «Единой России» Д.А.Медведев. В первую декаду января его представленность в СМИ была почти 57% от общего объема публикаций с упоминанием кандидатов в президенты. Это на 11,5 пунктов больше, чем в третье декаде декабря. Д.А.Медведев – единственный кандидат в президенты, малейшие движения которого освещало гостелевидение. Здесь в пиар-употребление пошли личные, и даже интимные стороны его жизнедеятельности - от похода в кино до участия в рождественском богослужении, где как отмечали зарубежные СМИ, камеры гостелеканалов были чаще обращены на богомольца вице-премьера, чем на алтарь и святейшего патриарха Алексия II.
При этом следует отметить, что, например, целевые мероприятия для СМИ, которые организовывал в праздничные дни кандидат от оппозиции Г.А.Зюганов вообще игнорировались гостелеканалами. Среди них – встреча со СМИ по итогам прямого эфира на «Эхо Москвы» в программе «Особое мнение». В этом же ряду – замалчивание гостелеканалами анонсированного на 9 января представления на заседании фракции КПРФ программы первоочередных законодательных инициатив кандидата в президенты Г.А.Зюганова. В итоге информиндекс Г.А.Зюганова в первую декаду января упал до 12,8% (против 19% в третью декаду декабря)
Подекадная динамика информационных индексов кандидатов в президенты в декабре 2007 года и начале января 2008 представлена на гр.1.
График1
Подекадная представленность кандидатов в президенты в лидерском-медиапространстве: декабрь 2007 – первая декада января 2008 гг. (Доля публикаций о кандидатах в президенты в общем объёме материалов об участниках президентской кампании)
Заметим, что в первую декаду января при абсолютном информационном доминировании кандидата в президенты от «Единой России» Д.А.Медведева присутствие в медеа-пространстве других кандидатов - Г.А.Зюганова, В.В.Жириновского, М.М.Касьянова - было равновеликим (на уровне 12-13 %). М.М.Касьянов догнал лидеров думских партий благодаря грамотно выстроенной информационной политике: СМи регулярно сообщали о приросте в сборе подписей в поддержку этого кандидата.
При этом лидер Демократической партии А.В.Богданов, неожиданно информировавший, что собрал 2 млн. подписей для регистрации увеличил свое медиаприсуствтие до 6,5% (против 5,6 в третью декаду декабря).
2. Структура лидерского информационного пространства в декабре 2007 – первой декаде января 2008 гг.)
В целом, итоговое обобщение представленности кандидатов в президенты за 40 дней кампании по выборам главы государства дано на гр.2.
График 2.
Структура лидерского информационного пространства за 40 дней президентской кампании: декабрь 2007 – первая декада января 2008 гг.
(доля публикаций о кандидатах в президенты в общем объёме материалов об участниках президентской кампании)
Как видно, в целом, в информационном пространстве доля публикаций с упоминанием кандидата в президенты от «Единой России» Д.А.Медведева составляет 53,4%. Далее почти с одинаковыми показателями В.В.Жириновский и Г.А.Зюганов (соответственно 16,3 и 16,1%). Затем, кандидаты самовыдвиженцы – М.М.Касьянов и А.В.Богданов (соответственно, 10,2 и 4,0%).
3. Некоторые выводы
В первой декаде января 2008 г. нарастало доминирование в информационном пространстве кандидата от «Единой России» Д.А.Медведева. Это на 11,5 пунктов больше, чем в третьей декаде декабря. Однако малый объем информационно-политического вещания в праздничные дни не изменил общие показатели за 40 дней президентской кампании. Информиндекс Медведева вырос не намного и составил 53,4%.
Уровень представленности в СМИ Г.А.Зюганова и В.В.Жириновского остаётся примерно одинаковым (по 16%).
Четвертую рейтинг-позицию занимает М.М.Касьянов. Замыкает список – А.В.Богданов.
Координатор проекта – зам. директора ЦИПКР, д. полит. н. С.П.Обухов
Отв. за выпуск – директор ЦИКПР, д.и.н. С.И.Васильцов
© Центр исследований политической культуры России