Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Об эффективности функционирования акторов политического процесса, к числу которых относятся и политические партии, можно судить по достаточно широкому спектру количественных и качественных критериев. Одним из такого рода интегральных показателей является масштаб и характер их присутствия в средствах массовой информации . Он позволяет понять, какие события из партийной жизни вызывают наибольший общественный резонанс, а значит, посредством деятельности информационного сообщества, доходят до избирателя.
Как
известно, именно средства массовой информации во многом формируют общественное
мнение и связанные с ним стереотипы мышления. Именно СМИ заметным образом
влияют на особенности восприятия тех или иных политических событий и политики,
как таковой, каждым отдельным представителем социума и обществом в целом.
В
связи с этим
на основании
контент-анализа публикаций федеральных медиа-источников (прессы, радио, телевидения
и интернета), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», отдел
ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний
рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля
упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве.
При
этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах,
представленных в нижней палате Федерального Собрания РФ.
Кроме
того, учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс
информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив –
нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о
рассматриваемых политических субъектах.
В
аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности
парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ: «Единой
России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
Представленность
парламентских партий в СМИ
Контент-анализ
публикаций СМИ позволил выявить следующую структуру медиа-пространства, в
которой действуют парламентские политические партии в этом году (табл. 1).
Таблица
1
Структура публикаций о парламентских
партиях в СМИ за 2015 г.
|
Партия |
Количество сообщений |
Доля в % |
Главная роль |
Медиа- Индекс |
Негативный характер упоминаний |
Позитивный характер упоминаний |
Есть цитирование |
|
«Единая Россия» |
612 726 |
47,8% |
311 662 |
877 735 |
8 969 |
42 159 |
103 931 |
|
КПРФ |
297 472 |
23,2% |
129 302 |
530 767 |
8 515 |
16 489 |
69 912 |
|
ЛДПР |
189 264 |
14,8% |
68 227 |
386 478 |
2 424 |
5 263 |
43 116 |
|
"Справедливая Россия" |
182 559 |
14,2% |
65 839 |
311 364 |
4 291 |
5 988 |
35 957 |
В
2015 году
«Единая Россия» удерживает
лидерство
по общим показателям представленности в СМИ (47,8%). Позиции КПРФ стабильны: партия прочно занимаю вторую строчку (23,2%),
продолжая медленно наращивать своё влияние.
ЛДПР удерживает третью строчку (14,8%),
«Справедливая Россия» - четвертую (14,4%).
По
показателю медиа-индекса партии распределились в том же порядке. «Единая
Россия» имеет довольно внушительный показатель, но и показатель КПРФ весьма
высок в отношении остальных своих оппонентов. «Справедливая Россия» и ЛДПР
имеют близкие показатели.
Тональность освещения всех партий, как и
всегда, нейтральная.
Количество позитивных упоминаний о партиях
выше, чем количество негативных у всех представителей рейтинга без исключения
.
«Единая Россия» лидирует как по количеству негативных упоминаний, так и по
величине позитивных. КПРФ также занимает вторую строчку в обоих рейтингах, а
вот «Справедливая Россия» обошла ЛДПР по числу негативных упоминаний о партии,
причем в почти два раза. Позитивных упоминаний о партии Миронова также
несколько больше, чем у ЛДПР.
Рассмотрим
динамику представленности партий в СМИ на графике по месяцам 2015 года по
количеству сообщений и медиа-индексу (графики 1 и 2).
График
1
Динамика упоминаемости парламентских
партий в СМИ
за 2015 г.
Как видно из графика,
бесспорным лидером по числу сообщений в течение всего года оставалась «Единая
Россия». КПРФ также удерживала за собой вторую позицию.
ЛДПР и «Справедливая Россия»
каждый месяц соревновались друг с другом за третье место, но небольшее
преимущество осталось за партией Жириновского.
Активность партий росла в
первом полугодии и достигла максимума к сентябрьским выборам. В декабре также
имеется определенный рост в сравнении с декабрем. Наиболее выражен этот рост у
«Единой России», в меньшей степени – у КПРФ.
График
2
Динамика медиа-индекса парламентских
партий в СМИ
за 2015 г.
Медиа-индексы
партий демонстрируют похожие тенденции. Лишь в августе КПРФ удалось несколько
приблизиться к партии власти, но не потеснить ее. Да и стартовала КПРФ не с
лучших позиций: в январе медиа-индекс КПРФ был самым низким из всех партий, а в
апреле со второй строчки партию практически потеснила ЛДПР.
Представленность парламентских партий в печатных
СМИ
Контент-анализ
публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую
структуру медиа-пространства печатных СМИ, в которой действуют парламентские
политические партии (табл. 2).
Таблица
2
Структура публикаций о парламентских
партиях в печатных СМИ за 2015г.
Партия | Упоминаемость в 2014 г.* | Упоминаемость в 2015 г. | Прирост числа сообщ., % | Медиа- индекс | ||
Кол-во сообщений | в % | Кол-во сообщений | в % | |||
«Единая Россия» | 6303 | 31,3% | 43366 | 44,7% | 13,4% | 58 722 |
КПРФ | 6591 | 32,8% | 29603 | 30,5% | -2,2% | 57 129 |
ЛДПР | 3921 | 19,5% | 12522 | 12,9% | -6,6% | 29 746 |
«Справедливая Россия» | 3307 | 16,4% | 11542 | 11,9% | -4,5% | 23 476 |
*Данные рассчитывались только по
федеральным СМИ
По присутствию информации о партии в
печатных СМИ лидирует «Единая Россия»
. В прошлом году КПРФ удалось занять
первую строчку в этом рейтинге за счет того, что рассматривались только
федеральные СМИ. При детальном анализе всех СМИ становится очевиден сильный
перекос в сторону «Единой России». Публикации о партии власти занимают 44,7%. Если
сравнивать этот показатель с представленностью партий в печатных федеральных
СМИ за 2014 год, то прирост показателя составил 13,4%.
Хорошая
представленность в печатных СМИ остается у КПРФ (30,5%), коммунисты сильно
опережают ЛДПР и «Справедливую Россию», незначительно сдавая позиции по
сравнению с прошлым годом. В суммарном Медиа-индексе
в печатных СМИ за год КПРФ сильно приблизилась к показателям «Единой России»,
при этом оставляя далеко позади остальных оппонентов.
Как
видно из таблицы, интерес печатных СМИ к ЛДПР (12,9%) и «Справедливой России» (11,9%)
угасает второй год подряд, в то время как показатели КПРФ и «Единой России» по
отношению к другим партиям растут.
Рассмотрим
динамику представленности партий в печатных СМИ на графике по месяцам 2015 года
по количеству сообщений и медиа-индексу.
График
3
Динамика упоминаемости парламентских
партий в печатных СМИ
за 2015 г.
Упоминаемость
всех партий в печатных СМИ в течение 2015
года имела одинаковые тенденции: этот показатель рос до апреля, несколько
снизился к маю, затем продолжил рост, а уже после, вплоть до выборов, имел
разнонаправленные тенденции. После выборов упоминаемость партий пошла на
сильный спад и лишь с ноября начала свой рост.
График
4
Динамика медиа-индекса парламентских партий
в печатных СМИ
за 2015 г.
График
динамики медиа-индексов партий в печатных СМИ показывает довольно разные
показатели у всех партий.
«Единая
Россия» стартовала в январе с третьих позиций и постепенно наращивала свое
влияние. Уже в апреле партии удалось стать лидером по величине медиа-индекса в
печатных изданиях, однако в августе этот показатель сильно просел. Увеличить
его «ЕР» смогла только на период выборов в сентябре, затем он снова сильно
снизился.
КПРФ
составляла конкуренцию партии власти по величине данного показателя почти
полгода. Партия стартовала с первого места в январе и удерживала его два месяца
подряд. Затем КПРФ удалось вырваться на первое место лишь в августе и после
выборов, зато вплоть до последних дней декабря.
ЛДПР
и «Справедливая Россия» в основном конкурируют между собой. За весь год
«Справедливой России» удалось обойти партию Жириновского лишь четыре раза: в
январе, феврале, сентябре и ноябре.
Представленность парламентских партий на
ТВ и радио
Контент-анализ
выявил следующую структуру медиапространства в федеральном ТВ-эфире и на радио,
где упоминались политические партии (табл.3).
Таблица
3
Структура публикаций о парламентских
партиях на ТВ и за 2015 г.
Партия | Упоминаемость за 2014 г.* | Упоминаемость за 2015 год | Прирост числа сообщ., % | Медиа- индекс | ||
Кол-во сообщений | в % | Кол-во сообщений | в % | |||
«Единая Россия» | 6629 | 30,7% | 11419 | 36,5% | 5,8% | 62 542 |
КПРФ | 4727 | 21,9% | 7972 | 25,5% | 3,6% | 63 059 |
ЛДПР | 5982 | 27,7% | 6420 | 20,5% | -7,2% | 65 407 |
«Справедливая Россия» | 4238 | 19,6% | 5442 | 17,4% | -2,2% | 32 322 |
*Данные рассчитывались только по федеральным
СМИ
Большая
часть пространства ТВ и радио-эфира по-прежнему принадлежит партии власти (36,5%),
хотя её отрыв от других партий невнушителен.
КПРФ
занимает вторую строчку (25,5%), её представленность по сравнению с прошлым
годом выросла на 3,6%.
Показатели
ЛДПР и «СР» не удивляют: обе партии теряют внимание ТВ и радио по сравнению с
прошлым годом, однако отрыв ЛДПР от партии Миронова сократился.
Лидером
медиа-индекса на ТВ и радио стала ЛДПР. КПРФ удалось получить второй результат,
задвинув партию власти на третье место. Довольно сильно от первой тройки по
показателю медиа-индекса по-прежнему отстает «Справедливая Россия», у которой
он почти в два раза меньше.
Рассмотрим
динамику представленности партий на ТВ и радио на графике по месяцам 2015 года
по количеству сообщений и медиа-индексу.
График
5
Динамика упоминаемости парламентских
партий на ТВ и радио
за 2015 г.
«Единой России» удалось обеспечить себе лидерство по
представленности на ТВ и радиоэфире на протяжении всего года
КПРФ практически весь год удерживает второе место, однако
позиции партии четырежды потеснялись ее оппонентами.
ЛДПР прочно занимает третью строчку по упоминаемости, однако
в феврале и апреле партия уступила свое место «СР».
График
6
Динамика медиа-индекса парламентских
партий на ТВ и радио
за 2015 г.
Интересно
посмотреть на график динамики медиа-индекса партий на ТВ и радио. Здесь партии
демонстрируют сильно разнонаправленные тенденции.
«Единая
Россия обеспечила себе первое место по данному показателю только сентябре, в
остальное время партия по данному показателю занимала лишь второе и третье
места.
КПРФ
боролась за первое место, однако потеснить лидера рейтинга – ЛДПР ей удавалось
не всегда: лишь в феврале, июне, августе и
ноябре и декабре. Успешный результат коммунистов последние два месяца в
году вполне может означать то, что и в начале нового года КПРФ сможет
обеспечить себе лидерство по этому показателю.
Показатель
«Справедливой России» показывает самые стабильные тенденции – партии
практически не удавалось подняться выше свое четвертого место. Исключение –
январь 2015 года.
Представленность парламентских партий в
сети Интернет
Контент-анализ,
проведенный с помощью аналитической системы «Медиалогия» позволил выявить
характер пространства, в котором действуют политические партии в сети Интернет
(табл.4).
Таблица
4
Структура публикаций о парламентских
партиях в сети Интернет за 2015 г
Партия | Количество сообщений | Доля в % | Главная роль | Медиа Индекс | Негативный характер упоминаний | Позитивный характер упоминаний | Есть цитирование |
«Единая Россия» | 557941 | 48,4 | 290882 | 756471 | 7691 | 38411 | 94313 |
КПРФ | 259897 | 22,5 | 113499 | 410579 | 7394 | 13855 | 60106 |
ЛДПР | 170322 | 14,8 | 62599 | 291325 | 2119 | 4616 | 37726 |
"Справедливая Россия" | 165575 | 14,4 | 61545 | 255566 | 3866 | 5337 | 31946 |
По
итогам года «Единой России» принадлежит 48,4% информационного пространства в
сети Интернет, в то время как показатели
остальных партий существенно ниже.
Традиционную
вторую строчку занимает КПРФ, которой в структуре упоминаний о партиях
принадлежит 22,5% информационного пространства.
Несмотря
на то, что показатели «Справедливой России» последние несколько месяцев росли, ей
так и не удалось сдвинуть ЛДПР с ее законного третьего места.
Позиции
партии власти остаются довольно значимыми по величине медиа-индекса (особенно
это заметно на графике 6). За партией власти следует КПРФ с отставанием почти в
два раза, и с отставанием почти в три раза – «Справедливая Россия» и ЛДПР.
Рассмотрим динамику представленности
партий в сети Интернет на графике по месяцам 2015 года по количеству сообщений
и медиа-индексу.
График
7
Динамика упоминаемости парламентских
партий в Интернете
за 2015 г.
Из всех графиков партий в данном анализе этот, пожалуй, самый
демонстративный.
Отчетливо
видно лидерство «Единой России» на протяжении всего года и вторую строчку КПРФ.
ЛДПР
и «СР» весь год конкурировали между собой и в принципе, по итогам, имеют
довольно схожие показатели.
График
8
Динамика медиа-индекса парламентских
партий на ТВ и радио
в Интернете за 2015 г.
Показатели
Медиа-индекса демонстрируют те же тенденции, что и показатели упоминаемости – за
партией власти первая строчка, за КПРФ – вторая, а ЛДПР и «СР» конкурируют
между собой.
Выводы:
Позиции
всех партий остаются стабильными.
1. КПРФ продолжает сохранять вторую
позицию как по упоминаемости в СМИ, так и по показателю Медиа-индекса.
Партия уверенно позиционирует себя в печатных
СМИ (30,5%), прежде всего в газетах. Представленность партии на радио и
телевидении растет и в этом году составляет 25,5%. Наименьших успехов партии
удалось достичь в Сети Интернет, где ее представленность всего 20,5%. Тенденции
к росту медиа-индекса партии на ТВ и в печатных СМИ могут обеспечить победу
партии на этом поле в следующем году.
2. «Единая Россия» сохраняет
свое влияние во всех видах СМИ.
Наиболее успешно выглядит работа правящей
партии в интернете (48,4%), чуть хуже – в печатных СМИ (44,7%). Самый слабый
показатель партии – представленность партии в ТВ и радио СМИ (36,5%), а также медиа-индекс
в данных видах СМИ.
3. ЛДПР уже полгода удерживает третью строчку по итоговым показателям
упоминаемости и медиа-индекса
, однако
работа «Справедливой России» в Интернете в последние месяцы сокращает
отставание партии Миронова от партии Жириновского.
Наиболее успешных
результат ЛДПР – первое место по показателю медиа-индекса на ТВ и радио, в
остальных случаях партии достались третьи места.
4. Количество позитивных упоминаний о
партиях выше, чем количество негативных у всех представителей рейтинга без
исключения
.
«Единая Россия» лидирует как по количеству негативных упоминаний, так и по
величине позитивных. КПРФ также занимает вторую строчку в обоих рейтингах, а
вот «Справедливая Россия» обошла ЛДПР по числу негативных упоминаний о партии,
причем в почти два раза. Позитивных упоминаний о партии Миронова также
несколько больше, чем у ЛДПР.
Материал
подготовила: Ильчук Е.В., консультант ЦК КПРФ
Координатор
проекта: Волков Н.Ю., зав. сектором ЦК КПРФ.
Отв. за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ