Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Хронометраж партийного телеэфира в период Президентской выборной кампании 19 декабря 2011 – 2 марта 2012 года

В период президентской избирательной кампании сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ проводил мониторинг федерального политического лидерского телеэфира.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2012-03-14 15:50

Сотрудники сектора ежедневно подсчитывали продолжительность освещения деятельности пяти зарегистрированных кандидатов на пост Президента Российской Федерации (Г. Зюганова, С. Миронова, В. Путина, В. Жириновского и М. Прохорова)  в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также вели хронометраж синхрона (прямой речи) данных лидеров.

За период президентской избирательной кампании 2012 года на пяти федеральных телеканалах кандидатам на пост Президента было посвящено 98 часов 6 минут 19 секунд новостного лидерского эфира (Таблица 1).

 

Таблица 1

Структура суммарного лидерского эфира 19 декабря 2011 – 2 марта 2012 г.

 

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

 

В. Путин получил 68 часов 15 минут 53 секунды, что составило 70%. На долю В. Жириновского пришлось 10% эфирного времени, М. Прохорова показывали 8% от суммарной продолжительности политических телепередач, С. Миронова – 5%.

Г. Зюганову досталось 7 часов 6 минут 20 секунд общего партийного эфира, или 7%, что в 10 раз меньше, чем В. Путину, на треть меньше, чем В. Жириновскому и на 1 процентный пункт меньше, чем М. Прохорову.  (График 1)

График 1

Структура суммарного лидерского эфира, 19 декабря 2011 – 2 марта 2012 г.

 

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

 

 

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его структура аналогична: В. Путину было предоставлено 55%  суммарного времени, В. Жириновскому – 16%, М. Прохорову – 10%, С. Миронову - 9%.

Г. Зюганову досталось 3 часа 36 минут 9 секунд, или 10%, что в 5 раз меньше, чем В. Путину и в полтора раза меньше, чем В. Жириновскому (График 2).

График 2

Структура суммарного лидерского синхрона, 19 декабря 2011 – 2 марта 2012 г.

 

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

 

 

В течение Президентской избирательной кампании 2012 г. структура лидерского телеэфира менялась следующим образом (График 3):

 

График 3

Динамика суммарного лидерского эфира во время Президентской избирательной кампании 2012 г.

 

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

 

 

Таким образом, наибольшую долю эфира телеканалы предоставляли В. Путину. Наиболее значительной эта величина была в начале января, когда другие кандидаты почти не появлялись в эфире. В последнюю декаду избирательной кампании эфирная доля В. Путина составила 64,1%, доли остальных кандидатов не превышали 10% барьер.

Доля Г. Зюганова понемногу возрастала к концу избирательной кампании. Так, в первую декаду февраля она составляла 6,1%, во вторую – 8,7%, а в последнюю декаду – 9,7%.

Рассмотрим распределение эфирного времени во время Президентской избирательной кампании на пяти федеральных телеканалах (Таблица 2):

Таблица 2

Структура эфирного времени федеральных телеканалов

 

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

 

Максимальную долю эфирного времени Г. Зюганов получил на «России» (12%). Наименьшая доля лидеру Компартии досталась на НТВ (3%).

 В. Путину была предоставлена наибольшая доля телеэфира на НТВ и ТВЦ (82 и 79%). Однако нигде эта величина не опускалась ниже 55%. С. Миронов занял максимум эфира «России» (8%). В. Жириновский получил наибольшее количество эфира на «России» и Рен-ТВ (15 и 10%). М. Прохорову наибольшее внимание уделили «Первый» канал и «Россия» (10 и 9%). (График 4)

График 4

Структура эфира федеральных телеканалов, 19 дек 2011 – 2 марта 2012 г.

 

См. график 4 в иллюстрациях к материалу

 

 

Суммарный синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Таблица 3):

Таблица 3

Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов

 

См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу

 

Максимальную долю суммарного синхрона Г. Зюганову предоставил канал «Россия» (15%). Минимальную – НТВ (4%).

В. Путин получил наибольшую долю синхрона на НТВ и ТВЦ (76 и 69%). Предпочтение С. Миронову отдал «Россия» (12%). В. Жириновский получил наибольшее количество прямой речи на «России» и Рен-ТВ (22 и 19%), М. Прохоров – на «Первом» и «России» (13 и 10%). (График 5)

 

График 5

Структура синхрона федеральных телеканалов, 19 дек 2011 – 2 марта 2012 г.

 

См. график 5 в иллюстрациях к материалу

 

 

 

Распределение лидерского политического эфира в период предвыборной агитации

 

Также рассмотрим распределение лидерского политического эфира в период предвыборной агитации: со 2 февраля по 2 марта 2012 г. (Таблица 4)

Таблица 4

Структура суммарного лидерского эфира в период предвыборной агитации 2 февраля – 2 марта 2012 г.

 

См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу

 

В. Путин получил 35 часов 17 минут 32 секунды, что составило 66%. На долю В. Жириновского пришлось 11% эфирного времени, М. Прохорову досталось 9% эфира, С. Миронову – 6%.

Г. Зюганову было предоставлено 4 часа 9 минут 14 секунд общего лидерского эфира, или 8%, что в 8 раз меньше, чем В. Путину, на треть меньше, чем В. Жириновскому и на 1 процентный пункт меньше, чем М. Прохорову. (График 6)

График 6

Структура суммарного лидерского эфира в период предвыборной агитации 2 февраля – 2 марта 2012 г.

 

См. график 6 в иллюстрациях к материалу

 

 

Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура аналогична: В. Путину было предоставлено 49%  суммарного времени, либерал-демократам – 17%, справороссам – 9%.

Коммунистам досталось 2 часа 12 минут 32 секунда, или 12%, что в 4 раза меньше, чем В. Путину, в полтора раза меньше, чем В. Жириновскому и на 1 процентный пункт меньше, чем М. Прохорову. (График 7).

 

График 7

Структура суммарного лидерского синхрона в период предвыборной агитации 2 февраля – 2 марта 2012 г.

 

См. график 7 в иллюстрациях к материалу

 

 

Сравним распределение эфирного времени на пяти федеральных телеканалах во время всей Президентской избирательной кампании и в период предвыборной агитации (Таблица 5):

Таблица 5

Распределения эфирного времени федеральных телеканалов в период Президентской избирательной кампании 2012 г.

См. таблицу 5 в иллюстрациях к материалу

 

 

Таким образом, доля Г. Зюганова в период агитации на каждом канале (кроме НТВ) была на 1 процентный пункт больше, нежели в период всей избирательной кампании.

Доля В. Путина, напротив, в период предвыборной агитации опустилась на всех телеканалах, кроме НТВ.

Можно сделать вывод о том, что в период предвыборной агитации (со 2 февраля по 2 марта 2012 г.) практически все телеканалы несколько снижали количество эфирного времени, выделенного В. Путину и, за счёт этого, увеличивали количество эфирного времени остальных кандидатов. Исключением стал лишь телеканал НТВ, который в период агитации повышал количество эфирного времени, выделенного председателю Правительства.

 

Сравнение освещения Думской избирательной кампании 2011 г. и Президентской избирательной кампании 2012 г.

 

Сравним освещение кандидатов в период Думской кампании 2011 г. и Президентской кампании 2012 г. (Таблица 6)

Таблица 6

Структура суммарного лидерского эфира в период Думской и Президентской избирательных кампаний

 

См. таблицу 6 в иллюстрациях к материалу

 

В период Президентской избирательной кампании общий объём эфира составлял 98 часов эфирного времени, в то время как в период Думской кампании он равнялся 68 часам, т.е. во время Президентской кампании кандидатам на пост президента было посвящено почти в полтора раза больше эфирного времени. Тем не менее, доли эфира всех оппозиционных кандидатов упали по сравнению с Думскими выборами.

Так, Г. Зюганова в период Президентской выборной кампании показывали лишь 7,2% эфирного времени. В то время, как в Думскую выборную кампанию доля КПРФ в эфире равнялась 11,9%.

Та же ситуация наблюдается у В. Жириновского (9,8% вместо 12,3 у ЛДПР) и у С. Миронова (5,4% вместо 9,1 у «СР»).

Возросла по сравнению с Думскими выборами лишь доля лидера «Единой России» В. Путина. Он получил 69,6% эфирного времени вместо 66,7% у «ЕР» в период Думских выборов.

 

 

Сравнение освещения деятельности кандидатов на пост Президента во время Президентских выборных кампаний 2008 и 2012 гг.

 

Проанализируем изменение процентного соотношения представленности лидеров от каждой партии в телеэфире и полученных ими процентов в ходе выборов в период двух избирательных кампаний: в 2008 году (с 1 декабря по 29 февраля) и в 2012 году (с 19 декабря по 2 марта). Данные по итогам голосования на выборах 2012 года даны по состоянию на 12.03.2012 года согласно информации ЦИК (Таблица 7)

 

Таблица 7

См. таблицу 7 в иллюстрациях к материалу

 

 

Рассмотрев приведённые данные, можно сделать вывод, что в 2012 г. только Г. Зюганов сумел практически точно повторить результат предыдущих выборов. Несмотря на уменьшение доли лидера Компартии в телеэфире, его результат по итогам выборов снизился лишь на 0,54 процентных пункта. Результаты В. Жириновского и В. Путина (по сравнению с Д. Медведевым) упали значительно сильнее.

Что касается освещения обеих избирательных кампаний, то можно отметить, что в 2012 г. доля эфира кандидата от партии власти снизилась на 8 процентных пунктов, кандидата от КПРФ – на 2 процентных пункта, кандидата от ЛДПР – на 1 процентный пункт.

 

Рассмотрим, как изменились предпочтения телеканалов в период Президентских избирательных кампаний 2008 и 2012 года (Таблица 5)

 

Таблица 8

Распределение эфирного времени лидеров на федеральных телеканалах во время предвыборной агитации в 2008 и 2012 гг.

 

См. таблицу 8 в иллюстрациях к материалу

 

 

Можно отметить, что в 2012 году снизилась доля кандидата от Партии власти на всех телеканалах, кроме Рен-ТВ. Если в 2008 г. Рен-ТВ, судя по структуре телеэфира, был наиболее независимым телеканалом и относительно равномерно распределял свой эфир между кандидатами от разных партий, то в 2012 г. распределение времени на нём соответствует распределению времени на других телеканалах: абсолютное большинство занимает кандидат от «Единой России».

В 2012 году наибольшее время прочим кандидатам предоставил канал «Россия» (13% Г. Зюганову и 19% В. Жириновскому), однако и на нём В. Путину было предоставлена половина всего эфира (50%).

 

Подводя итоги, необходимо отметить следующее:

 

По сравнению с предыдущей Президентской избирательной кампанией доля Г. Зюганова в эфире уменьшилась на 2 процентных пункта. Между тем, уровень поддержки избирателей согласно результатам Президентских выборов упал лишь на 0,54 процентных пункта.

 

Доля В. Путина в процессе выборной кампании составила 70% эфирного времени, что на 2 процентных пункта больше, чем было предоставлено «Единой России» в период Думской избирательной кампании. Однако, в отличие от Думской кампании, в последние перед выборами Президента дни эфирная доля кандидата от «ЕР» не подскакивала до 86% (1 марта она составила 41,8%, 2 марта – 65,7%).

 

Поддержка кандидата от партии власти, как и в 2008 году, оказалась наибольшей на каналах НТВ, ТВЦ и «Первом».

 

На втором месте после Путина по освещаемости оказался В. Жириновский, на третьем – М. Прохоров. Г. Зюганову досталось «предпоследнее», четвертое место по освещаемости.

 

Резко изменился характер освещения предвыборных действий кандидатов на канале Рен-ТВ: в отличие от 2008 г. он, как и остальные каналы, отдал большую часть эфира кандидату от партии власти.

 

 Распределение эфирного времени Г. Зюганова на телеканалах практически не изменилось по сравнению с 2008 годом (не считая освещения на канале Рен-ТВ): «Первый» и ТВЦ выделили лидеру Компартии в 2012 г. то же количество эфирного времени, что и в 2008, телеканал НТВ увеличил данную цифру с 2 до 3%, а канал «Россия» с 10 до 13%.

 

В целом, освещение выборной кампании 2012 года проходило в том же ключе поддержки всеми каналами кандидата от «Единой Росиии», что и в 2008 году. Остальные кандидаты на пост президента оказались в информационной «блокаде», редко превышавшей 10% порог.

 

Исполнитель исследования – А.А.Гавалова, консультант ЦК КПРФ

Координатор проекта – А.Н.Васильцова, зам.зав.отделом ЦК КПРФ

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, Секретарь ЦК КПРФ

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.