Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 1 февраля 2012 года
4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.
Возможность побороться за главный государственный пост России получили:
лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.),
председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),
член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.),
глава ЛДПР В.В.Жириновский (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),
а также самовыдвиженец – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 января 2012 г.).
Упомянутых политических деятелей мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.
Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.
Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.
1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации: 1 февраля 2012 года
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
1 февраля 2012 г. в медиа-потоке отмечалось 1254 сюжета о В.В.Путине или 65,7% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 201 материале (10,5%) фигурировал М.Д.Прохоров, в 189 (9,9%) – Г.А.Зюганов, в 154 (8,1%) – В.В.Жириновский, а в 110 (5,8%) – С.М.Миронов.
Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в СМИ в контексте новостных сообщений следующей тематики:
об обращённом к оппозиционным кандидатам в президенты РФ предложении общественной организации «Лига избирателей» помочь с наблюдением за законностью хода голосования 4 марта и положительном отклике на него всех адресатов;
В.В.Путин:
о встрече Путина с молодыми юристами, желающими стать независимыми наблюдателями за ходом реализации российского избирательного законодательства в день голосования 4 марта;
о посещении Путиным ситуационного центра «Выборы-2012», который 4 марта объединит лучших специалистов в сфере избирательного законодательства в целях централизованного контроля за процессом голосования избирателей (через систему видеонаблюдения, проведённую через все избирательные участки);
о намерении Путина, в случае победы на президентских выборах, включить в состав правительства РФ представителей партий «Яблоко» и «Правое дело» и последовавшем отказе соучредителя «Яблока» Г.А.Явлинского от данного предложения;
о ходе подготовки в российских регионах массовых акций в поддержку кандидата в президенты РФ от «Единой России» и «Общероссийского народного фронта» В.В.Путина, призванных стать ответом власти на митинги оппозиции «За честные выборы!»;
о реализации обещания Путина увеличить с 1 февраля текущего года размер трудовых пенсий на 7%;
о протестной акции общественного движения «Солидарность», представитель которого Илья Яшин разместил напротив здания московского Кремля баннер с надписью «Путин, уходи!»;
М.Д.Прохоров:
о пресс-конференции президента частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ в информационном агентстве «Интерфакс»;
о намерении Прохорова принять участи в митинге «За честные выборы!» 4 февраля, но нежелании брать слово для выступления перед потенциальным электоратом;
о распространённых в сети Интернет видеороликах под условными названиями «ЗАГС» и «Школа» с призывом голосовать за М.Д.Прохорова и опровержении штабом бизнесмена причастности к их изготовлению;
об открытии Прохоровым в сотрудничестве с общественной организацией «Лига избирателей», ассоциациями «Голос» и «Гражданин наблюдатель» «общегражданского проекта» «Честные выборы», призванного консолидировать усилия по подготовке наблюдателей за соблюдением норм российского избирательного законодательства в ходе выборов;
Г.А.Зюганов:
об интернет-конференции председателя ЦК КПРФ в информационном агентстве РБК;
об отказе Зюганова от участия в митинге несистемной оппозиции «За честные выборы!» 4 февраля;
В.В.Жириновский:
о пресс-конференции лидера ЛДПР в информационном агентстве «РИА Новости»;
С.М.Миронов:
об отчётно-выборном визите лидера «Справедливой России» в Ярославль;
о видении лидером «Справедливой России» состава российского правительства во время его президентства.
Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 20 декабря 2011 г. по 1 февраля 2012 г. (график 1), позволяет заключить, что в первый день февраля их показатели были близки к средним за рассматриваемый период значениям.
График 1
Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространстве
с I декады декабря 2011 г. по 1 февраля 2012 г.
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).
Таблица 2
Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ:
1 февраля 2012 года
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
1 февраля лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования занял В.В.Путин, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) взлетел до 4303,2 (против -617,6 – днём ранее) (график 2).
Немного укрепились и позиции М.Д.Прохорова: до 189,2 ИИБ вместо 78,2 – в предыдущий день.
Напротив, сократилось число положительных высказываний и ярких сюжетов о В.В.Жириновском (с 629,9 (31 января) до нынешних 508,4), С.М.Миронове (с 630,1 (31 января) до 374,1 (день спустя)) и Г.А.Зюганове (до 128,7 (против 341,3 – днём ранее)).
График 2
Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с I декады декабря 2011 г. по 1 февраля 2012 г.
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 20 декабря по 1 февраля, составило: 49,8% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 15,4% - за М.Д.Прохоровым, 13,9% - за Г.А.Зюгановым, 10,9% - за В.В.Жириновским и 10% - за С.М.Мироновым (график 3).
График 3
Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период
I декада декабря 2011 г. – 1 февраля 2012 г.
См. график 3 в иллюстрациях к материалу
Некоторые выводы
Проведённый анализ позволяет заключить, что 1 февраля 2012 г. В.В.Путин не только сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и укрепил его по сравнению с предыдущим днём. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 65,7% (при 61,5% - днём ранее) всего «кандидатского медиа-поля», чему соответствовало 1254 публикации. Носили они исключительно одобрительный характер, что выразилось в полученном им индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 4303,2 (против ИИБ, равного -617,6, – 31 января).
Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации занял М.Д.Прохоров. Ему было отдано 10,5% (при 9,9% - в предыдущий день) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или 201 информационное сообщение. Большинство из них было выдержано в нейтральном «ключе», о чём свидетельствует ИИБ в 189,2 (вместо 78,2 – 31 января).
Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности Г.А.Зюганова, соответствовала 9,9% (при аналогичном показателе предыдущего дня) или 189 сообщениям, которые имели нейтральный «оттенок». Показателем этого служит полученный им ИИБ, равный 128,7 (при 341,3 – днём ранее).
Медиа-активность В.В.Жириновского достигла 8,1% (при 10,4% - 31 января) или 154 известий. В информационном фоне деятельности лидера ЛДПР фиксировалась как нейтральность, так и умеренный позитив (ИИБ в 508,4 в противовес 629,9 – накануне).
Доля присутствия в медиа-пространстве С.М.Миронова равнялась 5,8% (против 8,3% - в предыдущий день) или 110 информационным сообщениям. Для данных сюжетов была свойственна нейтральная «тональность» (степень информационного благоприятствования была равна 374,1 при 630,1 – днём ранее).
В целом, по итогам 20 декабря 2011 г. – 1 февраля 2012 г. качественное наполнение медиа-потока сводится к: 49,8% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 15,4% - у М.Д.Прохорова, 13,9% - у Г.А.Зюганова, 10,9% - у В.В.Жириновского и 10% - у С.М.Миронова.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ